Директор Иркутского филиала Сибирского отделения Российской академии наук Игорь Бычков на пресс-конференции 29 января заявил, что проект строительства моста на крупнейший байкальский остров Ольхон требует тщательнейшей проработки, чтобы было понимание возможных последствий для экосистемы озера.
На сессии заксобрания экс-губернатор Иркутской области Борис Говорин предложил властям инициировать на федеральном уровне обсуждение вопроса о строительстве моста на остров Ольхон, что, по мнению, бывшего главы региона, решило бы проблему вывоза отходов и развития туризма.
«[...] Борис Александрович прав, наличие моста позволит провести необходимые коммуникации, в том числе водоотведения, канализования. Но с точки зрения влияния на экосистему, это требует дополнительного изучения, насколько этот процесс причинит определённые неудобства для жителей озера Байкал, насколько они будут катастрофичны. [...] Чисто технологически мост можно построить, у меня сомнений нет, но нужно ли, какой, насколько это повлияет - это нужно изучать. Байкал — уникальный, и с ним надо обращаться очень аккуратно», - подчеркнул Игорь Бычков.
Он напомнил о последствиях одной из крупнейших строек прошлого века, которая повлияла на экосистему озера Байкал - это создание Иркутской ГЭС. По словам Бычкова, после её строительства разрушились процессы образования газовых гидратов, под воду ушли некоторые места нереста рыб, «в промежуточные периоды» говорилось об уменьшении морфологических признаков омуля.
«Но, по сути, катастрофических изменений, когда, например, исчезли виды, изменился гидрохимический состав воды, не было. И надо представить, какой это был проект, если после него уровень воды повысился на 80 сантиметров. В таком смысле строительство моста к таким эффектам привести не может», - заметил учёный, подчеркнув, что любое строительство на Байкале требует тщательной экологической экспертизы.
Заместитель директора по науке Лимнологического института СО РАН Вадим Анненков обратил внимание на вопрос финансирования этого проекта: «Возникает вопрос - кто за это будет платить. Он возникает по большинству экологических мероприятий. Это практически всегда серьёзная экономика и, к сожалению, политика. Стоимость моста очень велика. С одной стороны, его строительство разрешит ряд проблем, в том числе с вывозом различных отходов с Ольхона, но с другой стороны, понятно, что наличие моста повлечёт увеличение рекреационной нагрузки на Ольхон. Насколько это надо?»
По словам учёного, на Байкале есть другие вопросы, решение которых требует финансов. «Если есть такое предложение, надо его всесторонне исследовать, это очень серьёзный проект, который повлечёт за собой разнообразные последствия, и в том числе ущерб другим проектам, которые были бы более необходимы», - подчеркнул учёный.
Директор Института земной коры СО РАН Дмитрий Гладкочуб заметил, что климат на Байкале не позволяет проводить круглогодичные мероприятия для туристов. «Если бы климат позволял нам круглый год эксплуатировать Байкал, то здесь уже бы были большие деньги, крупные инвесторы, мосты были бы построены. Сейчас, с одной стороны, все жалуются, что не так хорошо всё обустроено для отдыха на Байкале, а с другой - может быть, это и не плохо? Иначе бы про экологию вспоминали в последний момент», - добавил Гладкочуб.