Борьба скалолазов с компанией «Дорожник», пытающейся разобрать на гранит скальник Старая Крепость в Шелеховском районе, длится с 2012 года. У компании есть лицензия на ведение работ, у скалолазов – петиции, пикеты и люди, готовые преградить собой путь технике. Почему эта проблема гораздо шире, чем «скалолазам негде лазить», и как активисты собираются защищать Старую крепость – рассказал корреспонденту ИА «БайкалПост» организатор предстоящей акции по защите скальника Антон Кузьмин.
Активисты устраивали пикет 25 сентября в сквере Кирова, тогда в мероприятии приняло участие около 60 человек. Планируется устроить и другую акцию 6 октября – встать живой стеной для защиты скальника от распила.
- Начался сбор подписей о прекращении распила скальника Старая крепость. Какие ещё требования выдвигают активисты?
- В настоящий момент петицию подписало 1,7 тысячи человек не только из Иркутской области, но и со всей России. Петиция направлена президенту России Владимиру Путину, губернатору региона Сергею Левченко, министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому. У нас два требования: остановить разбор гранитного останка Старой крепости и присвоить всем 23-м скальникам Олхинского плато статус памятников природы федеральных значения. Проблема не нова, Роснедра получили лицензию на добычу гранита ещё в 2011-2012 году, но в 2013-м природоохранная прокуратура нашла кучу нарушений и остановила работы. Но, к сожалению, лицензия осталась у этих людей. Единственное, что может спасти – присвоение скальнику статуса памятника природы федерального значения так же, как красноярским Столбам, к примеру. Этот проект обсуждался неоднократно, ещё на Байкальском экологическом форуме и в других инстанциях, но ещё не подписан. Мы хотим самого широкого резонанса, чтобы федеральные власти приняли статус памятника природы и повесили на скальник табличку. Потому что в настоящий момент добыча гранита в этом месте законна, с точки зрения здравого смысла – идиотизм.
- В 2013 году уже было принято решение о создании природного парка «Витязь», куда должны были войти все 23 наиболее значимых и незащищённых законом скальников Олхинского плато. Но его создание было остановлено из-за нарушений в проекте фирмы, выигравшей тендер. С тех пор что-нибудь изменилось?
- Я не знаю, какая фирма выиграла тендер, но я знаю, что парка до сих пор нет, скальники не охраняются, и эта ситуация со Старой крепостью – яркий пример. Пока они будут подписывать документы, уже всё разберут. Эта проблема гораздо шире, чем «скалолазам негде заниматься». Для многих людей это место вдохновения, и это не просто красивая скала, это уникальная скала, которых очень немного. Розовый гранит – он рядом, в двух шагах, но добывать его в карьерах дорого, гораздо проще и дешевле начать с наземной части.
- А в чём уникальность этого скальника?
- Во-первых, скальника подобной формы и подобного размера больше нет нигде. Я исходил вдоль и поперёк всю местность, и далеко не все скалы настолько красивы и перспективны с точки зрения скалолазания и туристического отдыха. Старая Крепость – это самая близкая и доступная точка, 7 километров от Большого луга, можно проехать на машине, с семьёй, туристической группой. Это место ежегодно посещают тысячи людей, я лично учился там лазить.
- А какие есть основания для присвоения скальнику статуса природного памятника?
- У меня и 1,7 тысячи человек есть основания. Эти люди уверены, что это место заслуживает статуса памятника федерального значения и ничем не хуже красноярских Столбов. Я не знаю, сколько подписей нужно собрать, я не знаю, как повлияет петиция на решение подобных вопросов в целом.
- Есть ли какая-то реакция от властей?
- Сейчас до нового губернатора эта проблема только-только донесена, ему итак предстоит много работы. Я знаю, что документы практически у него на столе, у его замов они есть точно. Единственное, что было сделано: природоохранная прокуратура 28 сентября приехала на место, вызвала «на ковёр» компанию «Дорожник», вынесла мораторий о прекращении работ до окончания разбирательства по этому делу. Но, как показывает практика, это малоэффективно, так как для этих людей прокуратура не указ. Буквально 1 октября они откололи новые куски и продолжают работы, у нас есть все фотографии, разложенные по датам.
- Неужели нельзя ничего предпринять, рассказать прокуратуре о нарушениях?
- Все итак всё знают, но ничего сделать не могут. Собака лает, а караван идёт, когда скала будет разрушена, разговаривать будет просто не о чем.
- А есть ли какие-то сроки, условия, по которым власти решат о присвоении статуса памятника?
- Нет никаких сроков, и неизвестно, сколько подписей нужно в петиции – 20, 30 тысяч? Это вещи, которые решаются событийно. В настоящее время всё лоббировано и проплачено деньгами, наверное, наш экс-губернатор тоже дал на это добро.
- Кто эти люди, что встанут живой стеной на защиту скальника?
- Это просто неравнодушные люди из разных слоёв общества, будут и директора различных фирм, и скалолазы. Те, кто неравнодушен к красоте сибирской природы, кто выйдет завтра защищать скальник не за деньги, а за совесть.