Портал «ИрСити» накануне Дня Победы продолжает серию публикаций о ветеранах Великой Отечественной войны. Вторая история – об Иване Клейбатенко, бывшем заместителе начальника Иркутского районного отдела внутренних дел по оперативной работе, кавалере ордена Красной Звезды, награждённого медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией» и ещё 19 юбилейными наградами.
Иван Клейбатенко жил в небольшом городке под Душанбе, когда в 18 лет, в 1943 году, к нему пришла повестка из военкомата. Он заканчивал учёбу в училище связи, поэтому призывная комиссия направила его в соответствующее военное училище в Самарканде.
Ивана Яковлевича не взяли на фронт сразу после окончания обучения на связиста. Один из офицеров, приехавших за курсантами, отметил его маленький рост и отправил продолжать обучение в Ташентское пулемётное училище. После учёбы в Ташкенте Иван Клейбатенко получил звание младшего лейтенанта и получил назначение во вторую роту второго батальона 303-й стрелковой дивизии, которая действовала в составе Второго Украинского фронта под командованием маршала Малиновского. С этой пулемётной ротой он и встретил Победу.
В 1944 году его дивизия вела бои на территории Венгрии, а затем в Чехословакии. Тогда Иван Клейбатенко стал командиром роты.
«Сильно донимали вши, поскольку в бане не были месяцами. Проводить какую-либо дезинфекцию было попросту некогда, к тому же тыловые службы безнадёжно отставали от передовых частей. С окопной вошью боролись как могли. Помню, командир нашей роты, не в силах больше терпеть этих насекомых, разделся до пояса и выбрался из блиндажа на утренний морозец, чтобы вытряхнуть их из своей гимнастёрки. Стояло редкое для той поры затишье. Но как только старлей оказался на бруствере, в нескольких метрах от него ахнул миномётный снаряд. Я видел, как ноги у ротного вдруг подкосились, и он ткнулся грудью в землю. Осколочное ранение оказалось для этого крепкого молодого парня смертельным. В тот же вечер комбат вызвал меня к себе и тихо сказал: «Давай, младший лейтенант, принимай роту, больше некому», - вспоминает ветеран.
К концу года из 89 человек в его роте осталось чуть больше 20. Иван Клейбатенко и сам был много раз в шаге от смерти. Однажды на нейтральной полосе, в сотне метров от своих окопов, он попал под обстрел. По словам ветерана, было понятно, что немецкий командир орудия хорошо пристрелял местность и теперь устроил охоту на русского офицера. Чтобы добраться до своих окопов, Иван Клейбатенко использовал для короткого броска те 5-7 секунд, которые орудийный расчёт тратит на то, чтобы дослать снаряд в казённик и закрыть замок. Так, мелкими перебежками, удалось выбраться с опасной полосы.
«По-разному воевали. Кто лучше, кто хуже. Кто яростно и люто, кто расчётливо и хладнокровно. Один умел спрятать свой страх поглубже, у другого не получалось. Такова особенность войны. Но каждый старался надёжнее закопаться в землю и по возможности не высовываться из окопа без нужды», - рассказал ветеран.
Самым страшным был плен: «Наверное, возымел своё действие известный приказ Сталина «Ни шагу назад». На этот случай я всегда носил с собой противотанковую гранату. Слава богу, не наступил тот момент, когда пришлось ею воспользоваться».
В итоге Иван Яковлевич использовал гранату, но для того, чтобы подорвать самоходную артиллерийскую установку немцев, на которую его рота натолкнулась в Чехословакии во время марша.
День Победы Иван Клейбатенко встретил буднично: поздно вечером 8 мая немцы попытались отбить занятый вторым батальоном укрепрайон, и после того, как атака была отбита, офицер крепко уснул.
«Очнулся оттого, что мой старшина с дурацкой улыбкой во весь рот тормошил меня за плечо: «Ротный, Победу проспишь! Война закончилась!» Вот так буднично 70 лет назад я встретил это событие. Мы, конечно, радовались, насколько хватало эмоций и сил. И не знали, что ещё целых 14 дней нам предстоит воевать. Только уже совсем с другим настроением. И никто не хотел погибать», - вспоминает ветеран.
В августе 1945 года Иван Клейбатенко попал в Маньчжурию. Его батальон не принимал участия в боях против японцев. В памяти ветерана война с Японией осталась дорогой длиной в 20 дней.
После капитуляции Японии Иван Клейбатенко работал в охране лагеря для военнопленных японцев в посёлке Мальта Усольского района, а затем в оперчасти Управления мест заключения.
После демобилизации он остался в Сибири. В 1956 году был утверждён оперуполномоченным уголовного розыска областного УВД. В 1978 году вышел на пенсию в должности замначальника Иркутского РОВД по оперативной работе.
В декабре 2015 года Иван Клейбатенко отметил 90-летний юбилей.
За помощь в подготовке материала портал «ИрСити» благодарит пресс-службу ГУ МВД России по Иркутской области.