Иркутский авиационный завод только на первый взгляд кажется монолитным предприятием. На самом деле это комплекс, состоящий из нескольких производств и технологических цепочек. В 2014 году «ИрСити» побывал в агрегатно-сборочном и монтажно-испытательном производствах. В этот раз мы отправились на энергозавод ИАЗ, от работы которого зависит как функционирование основного производства авиазавода, так и обеспечение теплом и светом большинства многоквартирных домов Второго Иркутска.
Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Корпорация «Иркут» — ведёт свою историю с 1932 года, когда Наркоматом тяжёлой промышленности СССР было принято решение о его строительстве. С тех пор завод выпустил около 7 тысяч самолётов более 25 типов и модификаций, которые поставлялись в 37 стран мира. Руководство завода среди достоинств своего производства отмечает способность быстро осваивать новейшие технологии при организации выпуска новых типов и классов самолётов.
Наша экскурсия начинается на уже знакомой проходной. Через неё мы идём в мазутную котельную №2, в здании которой располагается кабинет главного энергетика авиазавода Алексея Савельева. Он покажет и расскажет о том, как устроено энергетическое производство ИАЗ.
На основной территории авиазавода находятся две котельных – мазутная и угольная, главная распределительная подстанция, которая питает электроэнергией как сам ИАЗ, так и большую часть Второго Иркутска, мазутное хранилище, водоподъём. Энергетическое хозяйство обеспечивает завод горячей и холодной водой, паром, всеми видами промышленных газов – азотом, кислородом, ацетиленом, сжатым воздухом. «Производство у нас большое, хлопотное, но интересное», - улыбается главный энергетик.
Реконструкция мазутной котельной прошла не так давно, а в угольной сейчас полным ходом идёт модернизация. Раньше здесь использовали котлы 1941 года. По словам Савельева, они исправно работали, но каждый год завод тратил средства на то, чтобы подтвердить возможность их эксплуатации, поэтому в 2005 году было принято решение заменить их на современные. Первый котел был сдан в эксплуатацию в 2011 году. Как подчёркивает Савельев, его коэффициент полезного действия выше, чем у всех остальных 13 котлов на энергозаводе, он простаивает всего 1 месяц в году во время профилактических работ.
Сейчас на котельной №1 идёт реконструкция для установки второго котлоагрегата. В планах – запуск также третьего и четвертого современных котлов. Перед установкой нового оборудования в здании проводится капитальный ремонт, в том числе укрепление несущих колонн, замена окон.
В 2011 году также была заменена труба котельной. При этом, рассказывает Савельев, пришлось учитывать ряд ограничивающих факторов: требования по высоте трубы с учётом садящихся и взлетающих самолётов и экологические нормы.
«Очень высокие требования были по очистке уходящих газов, и нам потребовалось применять нестандартные решения для того, чтобы очищать их от золы. Впервые в России на котлах такой мощности мы применили электрофильтры со степенью очистки 99,8%», - отметил главный энергетик ИАЗ.
Вместе с реконструкцией блока, в котором установлен первый котел, в здании был отремонтирован щит управления. Раньше рабочее место машиниста находилось в том же помещении, в котором было установлено оборудование. Сейчас щит управления выведен в отдельное помещение, где установлены компьютерные системы, управляющие котлом. Здесь созданы все необходимые для комфортной работы условия.
Под руководством Савельева была проведена модернизация водоподъёма; внедрена система Global-EAM, которая позволяет эффективно составлять и контролировать график и проведение капитальных ремонтов. Пока мы переходим из котельной в производственные цеха, Алексей Савельев рассказывает о том, как он попал на авиазавод и стал главным энергетиком.
«В 1990 году я окончил среднюю школу в Мегете и попробовал поступить в Иркутский политехнический институт, но мне не хватило одного балла, чтобы попасть на желаемую специальность. Перед второй попыткой я год отработал на авиазаводе сначала учеником, а затем и токарем третьего разряда. В 1991 году поступил в политехнический институт на специальность «Тепловые электрические станции». В 1996 году, после окончания вуза, попробовал себя в бизнесе, но понял, что мне это неинтересно, поэтому в 1997 году вернулся на Иркутский авиационный завод, на самую низшую должность в энергетическом производстве – машинист котельного оборудования», - вспоминает Савельев.
В течение следующих 10 лет Савельев прошёл все ступени профессионального роста: был машинистом котла, старшим машинистом котельного оборудования, начальником котельного цеха, старшим мастером котельной, замначальника производства по теплосиловому оборудованию. В должности главного энергетика Савельев работает уже почти 11 лет.
Алексей Савельев подчёркивает, что на ИАЗ нет такого производства, которое бы не было связано с энергетическим: «Мы обеспечиваем авиазавод теплом, светом, горячей водой, всеми видами газов, в том числе сжатым воздухом, на котором работает пневмоинструмент. Без нашего участия на заводе не может быть изготовлена ни одна, даже самая мелкая, деталь. Мы не делаем самолёты, не поднимаем их в воздух, но наше производство – одно из ключевых».
По-настоящему это понимаешь, когда попадаешь на основное производство. Электричество, отопление, вода – энергетика относится к той сфере жизни, которую не замечаешь, пока она не исчезает. Фактически вся основная линия ИАЗ зависит от того, насколько стабильной будет работа энергозавода. Именно поэтому главный энергетик легко ориентируется в том, что происходит в сборочном цехе и рассказывает об основных этапах производства современного российского пассажирского самолёта МС-21. В начале июня первый лайнер должны передать в летно-испытательное подразделение. Алексей Савельев кратко описывает фронт работ, который предстоит сделать за месяц. И отмечает, что в каждом самолете, в том числе, есть доля труда энергетиков.
Партнёрский материал.