Бездомные собаки есть в любом городе, в Иркутске они тоже живут и периодически становятся невольными участниками скандалов. Не первый год разгорается конфликт между зоозащитной организацией «Земляне» и приютом для собак «Пять звёзд» в Карлуке. 15 июня «Земляне» вышли на митинг с требованием прекратить ввоз собак на территорию приюта. В причинах конфликта и требованиях сторон разбирался корреспондент портала «ИрСити».
С чего всё началось
Приют для собак появился в посёлке Карлук в 2007 году. Предприниматель Сергей Панкратов тогда заключил договор аренды на землю с муниципалитетом, затем ветеринар Александр Солдатов организовал там место для временного содержания собак. По закону муниципалитеты разыгрывают между фирмами тендеры на отлов бездомных собак, выигравшая после отлова привозит собак в приют. Там их стерилизуют, лечат, если необходимо, и держат полгода, после чего отправляют обратно в место обитания. На словах всё легко и просто, но на деле - сложнее и интереснее.
По мнению зоозащитников, изначально земля, на которой располагается приют, была отведена под сельскохозяйственные угодья, то есть в принципе наличие приюта было на ней невозможно. Однако это не смутило Панкратова, который передал землю Солдатову, создавшему на ней приют, даже не заключив договор субаренды. Об этом свидетельствует решение суда. Казалось бы, ну и что, ведь доброе дело – приют для собак, однако, по мнению активистов «Землян», в приюте множество проблем, которые не спешат решаться.
Особо активно «Земляне» принялись за борьбу с приютом в 2015 году, когда аукцион в 18 муниципалитетах Иркутской области выиграла компания «Перспектива-Авто» из Республики Бурятии под руководством Дари Цыбиковой. Она также заключила договор с Солдатовым на передержку собак. В Иркутске Цыбикова должна была отловить 558 собак и перевезти их в Карлук, однако проверка, прошедшая 7 июля 2015 года, обнаружила только 279. Такой же «недобор» был и в других муниципалитетах, говорят «Земляне».
«Мы не можем сказать, ловила она нужное количество собак, или убивала сразу после отлова. При этом никакой стерилизации проведено не было, она заявила, что ей невыгодно содержать собак и она от них избавится», - пояснила заместитель председателя «Землян» Мария Белоголовая.
Против Цыбиковой была поднята большая компания, выяснилось, что она не имеет ветеринарного врача и ветеринарного блока. Проверка в Карлуке выявила гибель животных от инфекций, истощённых собак, трупы на территории приюта. Активисты провели митинг и добились суда, который признал, что земли на территории Карлука используются не по назначению, с Панкратовым был расторгнут договор, и было принято решение, что в апреле территория приюта должна быть освобождена. Тем не менее собаки до сих пор ввозятся, так как в феврале и марте были заключены новые контракты на отлов. При этом Солдатов не упоминал при их заключении о том, что земля, на которой стоят вольеры, уже не может использоваться.
«Куда денем собак?»
На сегодняшний день на территории Карлука 660 собак, если в один день придут судебные приставы, чтобы по решению суда освободить приют, то неизвестно, куда отправятся животные.
«Куда денем собак? Подвергнем эвтаназии? Но ведь это статья Уголовного кодекса «Жестокое обращение с животными», и её никто не отменял. Поэтому мы требуем прекратить ввоз собак на территорию Карлука», - поясняют активисты.
Председатель «Землян» Татьяна Овсянникова считает, что собаки должны только выбывать из приюта, а на ввоз необходимо ввести запрет, чтобы уменьшить численность животных. Кроме этого, зоозащитники требуют постепенного закрытия и расформирования приюта, а также ответа на вопрос: почему 12 муниципалитетов не разорвали контракты с Солдатовым, после того, как стало известно о решении суда.
«Муниципалитеты были введены в заблуждение, но ещё в начале апреля областная ветеринарная служба разослала в муниципальные образования решение суда, но ни один контракт расторгнут не был, хотя по закону это должно было произойти», - поясняет Белоголовая.
В ветеринарной службе Иркутской области ИА «БайкалПост» пояснили, что решение суда действительно вступило в силу и было разослано во все муниципалитеты, у которых был контракт с приютом.
«Не могу сказать, почему не были расторгнуты контракты, муниципалитеты нам неподвластны», - пояснил заместитель руководителя государственной ветеринарной службы Николай Лазарев.
В городе Саянске контракт на отлов животных был заключён с приютом Солдатова. По словам сотрудника администрации, решение суда им прислали, но договор разрывать не стали.
«Мы не имеем оснований для расторжения контракта. Наши юристы ознакомились с ситуацией, но оснований не нашли. Никаких претензий к подрядчику мы не имеем, он продолжает выполнять свои обязательства», - пояснил собеседник.
Ещё один контракт был заключён приютом с администрацией Ангарского городского округа. Однако, по информации пресс-службы мэрии, решения суда они не видели и также не имеют оснований для прекращения контракта.
«Мы не обязаны требовать от участника закупки правоустанавливающие документы на наличие мест передержки безнадзорных животных», - пояснили в пресс-службе.
После митинга 15 июня в Карлуке была проведена проверка, но, по словам Овсянниковой, это больше было похоже на цирк. По всем правилам на проверку должны прибывать муниципалитеты с документами на собак для сверки количества выловленных животных и тех, что находятся в приюте. Документы составляются во время отлова: каждая собака описывается, фотографируется, и все данные заносятся в дело. Если количество собак во время сверки не совпадает, то приют должен отчитаться о выбытии, в случае смерти предоставить заключение ветеринара. Однако на последнюю проверку представители муниципалитетов прибыли без личных дел, а приют не дал никаких официальных документов.
«Вот там за будкой торчат серые уши – это ваша собака». «Да, это наша собака». Так ведь не должно быть, чтобы на слово поверили и на этом договорились. Собаки сидели в будке, их даже не пытались вытащить, так решили, что их. Девять муниципалитетов проверили 600 собак за час», - возмущённо рассказывают женщины.
Есть ещё серьёзные нарушения, о которых заявляют «Земляне» - в приюте находятся животные, которые были отловлены в 2012 и 2015 годах, нет карантинной зоны. По словам волонтёров, которые работают в Карлуке, после привоза собаки просто попадают в первый попавшийся вольер, не проходя карантин. Это приводит к распространению болезней.
«Земляне» не требуют уничтожить собак, они требуют привести в порядок содержание животных. При этом у них есть своё видение того, как это должно быть:
«Мы сейчас хотим выйти на законодательное собрание с такой инициативой: сократить время передержки собак с полугода до 7-10 дней. Тогда, во-первых, не будет потребности в большой территории приюта, а, во-вторых, перестанут тратиться огромные деньги на содержание животных».
А пока, по мнению зоозащитников, деньги уходят по карманам, приют содержат добровольцы, периодически проходят акции по сбору средств для приюта, куда жертвуются порой сотни тысяч рублей. При этом отчёта о сборах дарители не видят. Деньги для приюта также поступают от муниципалитетов в рамках заключённых контрактов. Как говорят «Земляне», никто не хочет терять такую «кормушку».
Ответ из Карлука
Все обвинения «Землян» руководитель приюта в Карлуке Александр Солдатов назвал враньём. По его словам, против приюта на протяжении десятка лет ведётся информационная война.
«Все люди, которые пытаются бороться с приютами – это мошенники. Они работают в интересах наших конкурентов. Всё что они говорят – полная чушь! Есть нормальные волонтёры и зоозащитники, которые у нас работают и знают каждую собаку, что называется, в лицо. А они устраивают диверсии и пиарятся на этом. Мы работаем, кормим 500-800 животных одновременно, заботимся о них каждый день. Все животные у нас здоровые», - пояснил Солдатов.
На вопрос, как быть с решением суда по освобождению земли, руководитель карлуксого приюта ответил, что неважно, на какой земле стоит приют, если возникнет необходимость, то в аренду будет взята другая территория: «Если будет нужно, я договорюсь с каждым жителем деревни, дам по две собаки и заплачУ. Моя деятельность не прекратится, сниму в аренду вольеры, договорюсь с конкурентами или партнёрами. А что говорят «Земляне» - ерунда, они сами занимаются поборами с населения, а потом непонятно, куда деваются деньги, потом говорят, что они нас кормят. Это неправда, нашему приюту помогают другие волонтёры».
Взаимные обвинения, перепалки, скандалы – ситуация неочевидна, сделать однозначный вывод о том, кто прав, а кто виноват, невозможно. Ясно одно – пострадать могут собаки, причём пострадать от желания сделать лучше.
Последние поправки
Во время подготовки материала на очередной сессии законодательного собрания региона было принято решение с 2017 года сократить время содержания животных с полугода до месяца, чтобы была возможность отлавливать за те же деньги в 2 раза больше собак. Кроме этого решено проверить все приюты, где содержат бездомных животных. Сделать это должен комитет областного парламента по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве совместно с прокуратурой и правоохранительными органами.
Возможно, вмешательство региональных властей поможет урегулировать конфликт и навести порядок в содержании бездомных животных, чтобы их жизнь никто не мог назвать «собачей».