Проблемы в бизнесе всегда лучше предотвратить, чем решать по мере их поступления. Но в России зачастую наоборот: пока ситуация не станет критической, а угрозы финансовых потерь - реальными, предприниматель к юристу не пойдёт. В делах, касающихся денег, следует особо внимательно подходить к работе с компаньонами и контрагентами, даже если с ними сложились давние доверительные отношения. Внимательное изучение и правка документов профессионалами поможет сохранить бизнес от убытков и проигранных судебных дел.
Как обезопасить коммерческий проект от корпоративных войн, избежать проблем с кредиторами и не довести испытывающее финансовые трудности предприятие до банкротства, корреспонденту ИА «БайкалПост» рассказал юрист с 15-летней адвокатской практикой Дмитрий Печкин.
— В каких случаях бизнесмену есть смысл обращаться к профессиональному юристу?
— Предпринимателю обращаться к профессиональному юристу нужно всегда, если, конечно, сам предприниматель не обладает познаниями в правовой сфере. Это может быть либо штатный юрист компании, либо специалист со стороны. Всё зависит от круга задач — если человеку необходимо провести сделку с недвижимостью, то услугу могут оказать риелторы; если необходимы консультации, подготовка претензионной работы в сфере договоров, то помочь смогут адвокаты, либо юристы, которые специализируются на проведении, сопровождении сделок – документально-договорном обслуживании.
— В каких ситуациях понадобится юридическая помощь на старте бизнес-проекта?
— При организации любого бизнеса, прежде всего, речь идёт о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Сама по себе данная процедура в настоящее время максимально упрощена и затруднений, как правило, не вызывает. Однако перед тем, как запустить проект, необходимо урегулировать вопросы с активами: основными средствами, производственными мощностями, недвижимостью, то есть тем, с использованием чего будет вестись бизнес. Внимательно проработать структуру сделок, на основе которых эти активы поступят и будут использоваться в бизнес-процессах: договоры купли-продажи, аренды, о совместной деятельности, если объединяется несколько предпринимателей. Часто один учредитель предоставляет оборотные средства, другой – недвижимость, третий – оборудование, причём нередки ситуации, при которых компаньонами являются кредитные учреждения, настаивающие на введении в состав учредителей, либо органов управления своих доверенных лиц. Имущественные права и обязанности, доли участия и размеры вкладов, распределение прибыли и её соотношение с размером вложенного, можно и нужно обозначать на старте. При необходимости важно грамотно составить сопутствующие документы – кредитные и лизинговые договоры, поручительство и так далее.
Кроме того, необходимо проработать устав организации, обозначив, кто и в каком порядке вправе совершать сделки, принимать решения об их одобрении. Зачастую, когда возникает конфликт, а в уставе написано, что решения принимаются только большинством голосов, предприятие не может работать. Также нужно определить, как будет проходить выход из бизнеса одного из компаньонов, какая доля достанется тому или иному участнику. Ведь все сначала готовы отдать в дело всё, что есть, а когда расходятся, то свою долю получает и тот, кто приобретал имущество, и тот, кто ничего не делал. Есть юристы, которые специализируются на корпоративном праве и организационном обеспечении вышеуказанных процессов – от разработки учредительных документов с последующей государственной регистрацией предприятия до запуска бизнеса, но при этом надо понимать, что фирмы, готовые зарегистрировать устав за 5 тысяч рублей, могут предложить, как правило, лишь типовой документ, в котором не будут предусмотрены все ситуации с инвестициями, возвратом денег и системой управления бизнесом. Нетиповая редакция разрабатывается для каждой организации индивидуально.
Второй блок — трудовые отношения, вопросы найма персонала. Даже самый ответственный, хороший работник при увольнении может превратиться в злейшего врага. При рассмотрении споров трудовая инспекция, прокуратура обычно занимают позицию работников, поэтому нужно без нарушений законодательства составить коллективный договор, трудовой, гражданско-правовой договоры, договоры аутсорсинга.
— Какие подводные камни подстерегают предпринимателя, невнимательно прочитавшего тот или иной договор?
— Проблемы обычно возникают, если не урегулировать взаимоотношения между собственниками. Так, например, когда заключают долгосрочный договор аренды, не предусматривают штрафные санкции, не регламентируют порядок расторжения, основания для расторжения. В дальнейшем арендодатель начинает повышать цену, либо требовать расторжения договора, либо, если речь идёт о франшизе сетевого магазина, ресторана, головное предприятие может повысить роялти или убрать предпринимателя с рынка. Всё происходит из-за того, что на старте стороны не определились с условиями. В итоге люди остаются в положении, когда вся выручка уходит на оплату аренды, выплаты банковских неустоек и штрафов, платежи партнёрам.
Бывает, что предприниматели невнимательно читают договоры лизинга, франчайзинга, которыми при просрочках предусмотрены драконовские санкции со стороны банка, либо правообладателя. Поэтому договоры аренды, купли-продажи недвижимости, лизинга, получения займа, передача под залог имущества необходимо внимательно вычитывать на предмет изменений условий и расторжения сделок.
Считаю, что «воздержанию» от такой преддоговорной работы не может быть оправдания. Зачастую клиенты ссылаются на доверительные отношения, мифическую невозможность внести изменения в проект договора, составить протокол разногласий, боязнь испортить отношения с банком либо контрагентом, быть уличённым в излишней подозрительности – но, как показывает практика, эти вопросы могут в дальнейшем определить успех всего проекта и поэтому свои «комплексы» нужно перебарывать.
— Что необходимо учитывать в договорах с поставщиками товара, покупателями?
— Отношение с контрагентами – важная составляющая бизнеса. Любой договор, будь то на поставку сырья или бумаги для офиса, закупку товара и его последующей реализации, должны пройти правовую экспертизу на предмет согласования существенных условий – предмета, цены, порядка и сроков оплаты, санкций за неисполнение, порядка изменения и расторжения договора - чтобы у предпринимателя была возможность привлечь контрагента к ответственности, а также самому застраховать себя от разорения. Так, у нас был случай, когда клиент существенно нарушил условия договора перед поставщиком по оплате товара. Пени начислялись на условиях коммерческого кредита – так стороны договорились изначально. Согласно судебной практики, штрафные санкции в режиме коммерческого кредита, начисляемые по договору, не подлежат снижению. В итоге штрафы кратно превысили основную сумму долга. Бизнесмен попал в неприятную ситуацию, поскольку упустил этот пункт, когда заключал договор либо не консультировался с юристом.
Кроме того, нужно обращать внимание на подсудность – крупные поставщики, так называемые «сильные стороны», часто навязывают свои третейские суды, чтобы быстро получать судебные акты без рассмотрения или в пользу одной из сторон. После заключения договора предприниматель уже не сможет оспорить это условие, признать договор недействительным в другом суде, поскольку в документе есть пункт, что именно один конкретный негосударственный третейский суд будет рассматривать все споры по договору. Нужно внимательно подходить к этой подсудности. То же самое, если речь идёт об арбитражном суде, следует уточнить, где расположен этот суд. Стандартное условие – по месту нахождения ответчика. Но если ответчик — контрагент — находится в европейской части России, а его филиал, склад, менеджер работают в Сибири, то логично взыскивать претензии в местном арбитражном суде, а не тратить средства на поездки в Москву, тем более если исковые требования небольшие.
Что же касается покупателей и клиентов-граждан, то нужно помнить, что контролирующие органы обычно занимают позицию потребителя, поэтому если в типовом договоре с клиентом-гражданином допустить противоречащие закону пункты или двусмысленности, то с очень большой вероятностью вероятность суд их истолкует не в пользу предпринимателя. Это нужно учитывать, если бизнесмен производит дорогостоящий товар, например, мебель, или продаёт технику, где убытки могут быть существенные.
В целом, можно рекомендовать по возможности воздерживаться от типовых, шаблонных проектов договоров из открытых источников, не переписывать их бездумно, поручая эту работу сотрудникам бухгалтерии, как это иногда бывает. Показательным в этой части являются «любимые» многими пункты и разделы договоров о «форс-мажоре». За всю свою практику я ни разу не встречал случаев, когда стороны не исполнили обязательства в результате землетрясения, наводнения, забастовки, но количество сделок с упоминанием этих обстоятельств таково, что создаётся впечатление об обыденности этих непреодолимых сил.
— Как могут помочь юристы в спорах между компаньонами бизнеса, которые делят активы, недвижимость?
— Корпоративные споры – частое явление. Активы приобретает единое юридическое лицо, но у людей меняются взгляды на жизнь, наступают кризисы – нет гарантий, что друзей, с которыми начинали бизнес, станут не устраивать правила игры. Кто-то посчитает, что вкладывал больше материальных средств, больше сил, но не получал желаемой отдачи, тогда он начинает требовать больше выплат, либо хочет выйти из бизнеса, забрав долю. Ситуации часто приводят к судебным разбирательствам.
Такие конфликты зачастую осложнены тем, что в России не принято честно выплачивать налоги, отражать фактические доходы в бизнесе. Выясняется, что действующий бизнес, который в реальности приносил миллионы, по документам поделить нельзя, поскольку та компания, в которой предприниматель является учредителем, фактически не имеет чистой прибыли, а в реальности зарабатывает на других финансовых потоках. В итоге делить по документам нечего. В иных случаях выясняется, что один из участников, часто руководитель, злоупотреблял положением, имущество находится в залоге, либо отчуждено. Хорошо, если отчуждено после возникновения конфликта, это быстро определяется юристами и, в том числе, полицией – любые махинации с собственностью попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Корпоративные конфликты перерастают в корпоративные войны из-за того, что изначально структура управления была непрозрачной. То, что принадлежит фирме, является неделимым, либо высокая долговая нагрузка не позволяет выделить долю бизнеса. Это, естественно, возмущает одну из сторон. В таких случаях роль юриста — помочь подготовить грамотное исковое заявление в арбитражный суд; оперативно определить, какие меры необходимо принять, чтобы заморозить конфликт — через обращение в арбитражный суд о принятии обеспечительных мер, возможно, ареста имущества, запрета совершать действия по его отчуждению. Этой работе предшествует сбор документов, подача исков. В этой части у адвокатов всегда больше полномочий, поскольку с недавних пор за игнорирование адвокатских запросов введена административная ответственность.
Возможность оперативно получать информацию – сведения о корпоративных связях, финансовом положении, данные из реестров, баз данных государственных структур – предоставляют специализированные системы «Спарк», «Контур.Фокус» и другие. Для подачи запросов, оперативного обращения в судебные органы с 1 января 2017 года введены правила о подаче документов в электронном виде, для чего в свою очередь юристам необходимы цифровые подписи.
Полный доступ к базам данных, использование лицензионных версий правовых систем, цифровых подписей – требует значительных затрат для адвоката, однако определяет насколько быстро он может собрать тот или иной пакет документов, подготовить исковые материалы, составить и подать в суд процессуальные документы. Если специалист идёт в ногу со временем, не экономит на использовании современных технологий, то и проблем со сбором информации не возникает.
— Есть случаи, когда бессмысленно обращаться к юристу, поскольку ситуация изначально проигрышная?
Если говорить о корпоративных конфликтах, хозяйственно-экономических спорах, то решение всегда выносится в пользу одной из сторон. Причём каждую из сторон в судах, как правило, представляют юристы. Следовательно, какой-то из юристов всегда проигрывает.
Всегда есть дела, которые изначально проигрышные. Тут вопрос в честности того или иного специалиста, его откровенности с клиентом. Мой принцип работы — никогда не давать гарантий, даже если у дела есть явные перспективы. Если я перспективы не вижу, окажусь на той стороне, в пользу которой судебный акт не будет вынесен, всегда говорю человеку об этом. Но, даже когда дело проигрышное, можно законными путями создать себе в результате рассмотрения дела лучшие условия, на которых ответчик понесёт финансовую ответственность. В суде возможно снизить сумму штрафных санкций, получить рассрочку, то есть минимизировать проблему, мирно разрешить спор на справедливых условиях.
Если дело абсолютно проигрышное и клиенту нечем платить по долгам, то можно и нужно использовать механизм банкротства. Смысл данной процедуры не в том, чтобы ликвидировать предприятие и ничего не платить. Есть другие стадии – всё начинается с наблюдения, бизнесу предоставляется мораторий на определённые финансовые обязательства, даётся шанс выбраться из ситуации. Арбитражный суд также может ввести процедуру внешнего управления, если есть возможность восстановить платёжеспособность. Это один из действенных способов, когда при бесспорном характере долгов в предпринимателя есть возможность пойти на компромисс с кредиторами и сохранить бизнес.