Госдума седьмого созыва, не отработав и года, приняла, кажется, первый скандальный закон: о декриминализации побоев в семье. Теперь пословица «бьёт - значит любит» обретает иной, законодательно закреплённый статус. Законопроекту осталось пройти последнюю инстанцию – утверждение президентом. Чего же ждать от вывода семейных побоев из Уголовного кодекса страны?
До 27 января 2017 года побои, нанесённые вне семьи, влекли за собой административную ответственность, а побои от «близких лиц» были поводом для возбуждения уголовного дела. Санкция статьи 116 УК РФ предусматривала наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет.
Теперь же при первой семейной ссоре с применением силы виновник будет привлекаться к административной ответственности, уголовное дело будет возбуждено только в том случае, если был причинён серьёзный вред здоровью либо при повторном факте побоев.
Общество от подобного решения парламента всколыхнулось: получается, что теперь в домах россиян может запросто твориться едва ли не самосуд, а виновные будут отделываться штрафами. Депутаты же непреклонны: в том виде, в котором закон существовал до сегодняшнего дня, было много коллизий, например, под уголовную ответственность могли попасть те родители, которые шлёпают детей, так сказать, в воспитательных целях. Теперь же, получается, родители могут себя не сдерживать. Как и особо горячие мужья, которые доказывают свою любовь силой удара.
Во многих городах России после принятия закона в третьем чтении прошли акции протеста. Иркутск не стал исключением: 28 января возле скульптуры Бабра в 130-м квартале собрались порядка 30 человек, на плакатах которых красовались фотографии сенатора Елены Мизулиной, ставшей одним из инициаторов законопроекта.
«А вы тоже против насилия?», «Молчать, значит участвовать», «Я сяду за самооборону, он не сядет за насилие» - такими фразами участники пикета привлекали к себе внимание.
«Я выступаю за отмену закона о декриминализации домашнего насилия. После вывода статьи о семейных побоях из Уголовного кодекса и ввода её в ведение Административного кодекса России сводятся к нулю шансы доказать виновность человека, причинившего насилие над членами семьи. Если раньше государство брало на себя хотя бы часть ответственности, так как статья имела частно-публичный характер, и дела заводились по факту совершения преступления, то теперь, если жертва не имеет свидетелей, то она должна самостоятельно собирать доказательную базу и обращаться в суд, но в этой статье достаточно туманная формулировка последствий, а значит, доказать вину обидчика будет практически невозможно. Также декриминализация носит социокультурный характер, упразднение уголовного наказания за домашнее насилие только закрепит в головах людей тот факт, что насилие дома - это норма и лучше «не выносить сор из избы», - говорит ИА «БайкалПост» организатор акций Дарина Захарова.
По мнению Захаровой, за побои необходимо наказывать, так как это превентивный состав преступления, а после принятия соответствующего закона, считает женщина, Россию ждёт эскалация насилия. В надежде ещё что-то изменить активисты намерены 11 февраля выйти на повторный пикет.
По статистике ГУ МВД по Иркутской области, в год количество преступлений, совершаемых в быту, достигает тысячи. С июля 2016 года к административной ответственности за причинение телесных повреждений близким родственникам привлечено 600 человек, ¾ из них – мужчины. Уже в январе 2017-го 60 человек заплатили штраф или были арестованы за аналогичные правонарушения.
«Второй раз, как правило, никто не бьёт, так как уголовных дел ещё не было возбуждено. После привлечения к ответственности с правонарушителем проводятся разъяснительные беседы, которые имеют действие», - поясняет сотрудник пресс-службы ведомства ИА «БайкалПост».
Статистика, приведённая МВД России, ещё более устрашающая: 36 тысяч женщин ежегодно терпят насилие в семьях, 12 тысяч погибает – это одна женщина каждые 40 минут. Конечно, смертельные случаи – это безоговорочное уголовное дело, однако, согласитесь, цифры пугают.
Ещё больше настораживает позиция депутатов, которые этот закон принимают. Так, представитель Иркутской области в Госдуме Алексей Красноштанов на встрече с жителями региона заявил, что, если человек бьёт - значит любит. А наказывать тех, кто распускает кулаки, нужно арестом на 15 суток.
«5 тысяч рублей – такого штрафа никогда не будет, будет 15 суток и будешь любезен подметай (камеру – ред.). Практика показывает: сейчас мы 15 суток даём, и жена уже бежит уговаривает, чтобы его отпустили. «Он кормилец мой». Мы против штрафа. Лично я вносил поправку, говорил, давайте штраф уберём. Это наказание той же самой жены. Если он жену бьёт, значит он не работает, значит жена за него пойдёт и штраф заплатит. Никакого штрафа — 15 суток и пусть сидит. Поверьте мне, лучше не бывает. Поэтому из двух зол я выбрал одно: бьёшь — значит любишь», — заявил депутат, чем, честно говоря, поставил в тупик.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин в разговоре с ИА «БайкалПост» говорит, что депутаты поспешили с принятием закона и не предусмотрели всех нюансов.
«За нанесение побоев предусматривается штраф от 5 до 30 тысяч рублей, а это семейные расходы, считаю, что можно было бы предусмотреть административный арест. Важна и правоприменительная практика, думаю, что и правоохранительным органам, и участникам семейных конфликтов будет сложно определить, были ли это побои или что-то другое. Важно, чтобы не жертва доказывала, что в отношении неё совершено насилие, а должны это делать правоохранительные органы», - уточняет омбудсмен.
По мнению Лукина, в семейных конфликтах бывает сложно разобраться, поэтому необходимо принятие отдельного закона о домашнем насилии, который имеется во многих странах мира. Он бы предусматривал не только меру административной или уголовной ответственности, но и создание системы профилактики домашнего насилия.
С тем, что в стране необходимо вводить закон о домашнем насилии, согласна и руководитель женского кризисного центра «Мария» Наталья Кузнецова. Она считает, что только так женщины и дети могут чувствовать себя по-настоящему защищёнными, а пока нет достоверной информации о том, сколько женщин гибнет от домашнего насилия.
«За год через наш центр проходит около 700 женщин, из них порядка 350 являются жертвами насилия. Далеко не все обращаются в правоохранительные органы, поскольку вокруг друзья, родственники, которые осудят, есть стереотип, что нельзя выносить сор из избы. Мы работаем с такими женщинами, им помогают юристы, психологи, пытаются вывести из состояния жертвы, помогают оформить заявления. Принятый закон усложняет процедуру обращений женщин в правоохранительные органы. С первыми лёгкими побоями никто и никуда не пойдёт. Вообще идут, когда уже на грани, когда избиения становятся сильными, когда терпеть невозможно. А если за это будет только штраф, что будет с женщиной?» - недоумевает Наталья.
По словам Кузнецовой, на их практике есть три успешных дела, выигранных жертвой насилия – два административных и одно уголовное.
Получается четыре наказанных мужчины на 350 избитых женщин. Это пугающе много, особенно если учесть, что реальных данных нет: редкая женщина станет делать семейные проблемы достоянием общественности. Но вдумайтесь, избив однажды и отделавшись штрафом, не пойдёт ли озлобленный на предательницу-жену мужчина её «перевоспитывать»? Не хочется показаться оголтелой феминисткой, доказывающей, что нужно сажать мужчин направо и налево. Но что-то должно останавливать мужа, поднимающего руку на жену, а родители, пытающиеся воспитать ребёнка через силу, должны понимать, что за это наказать могут их самих.