Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования с 2017 года внедряет в свою работу электронные сервисы, которые упрощают получение услуг и экономят время как страхователям, так и гражданам. На круглом столе 7 ноября руководитель иркутского отделения Яна Соболь рассказала о результатах этой работы и планах.
Сейчас Фонд социального страхования предоставляет 18 госуслуг в электронном виде – по девять юридическим и физическим лицам. Если в 2017-м и в 2018 годах показатели по предоставлению электронных услуг чуть-чуть не достигали плановых значений, то уже за девять месяцев 2019 года этот показатель достиг 71,5% при целевом в 70%.
Как отметила Соболь, на 76% в электронном виде предоставляется услуга по отчётности 4-ФСС, которую сдают работодатели, на 87% - услуга по принятию решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, на 75% - по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и на 96% - услуги по оплате расходов на реабилитацию пострадавших на производстве.
«Для чего мы внедряем эти сервисы и что бы мы хотели получить в результате? Конечно, для того чтобы человек мог услугу получить как можно быстрее, удобнее, возможно, чтобы это было с его места жительства, не обращаясь к большому количеству бумаг. Сервисы позволяют предвосхитить какие-то конфликтные или сложные ситуации в период получения услуги», - отметила Соболь.
В 2018 году Фонд социального страхования запустил несколько новых электронных сервисов. Это электронный больничный, электронный талон на проезд по РЖД, портал «Открытый контракт», тестируется электронный родовой сертификат и «Социальный навигатор». Все сервисы предоставляются и получателям услуг, и страхователям – на сайте фонда созданы два разных личных кабинета для этих категорий.
«Социальный навигатор»
Это мобильное приложение, в которое включён набор услуг, связанных с разными жизненными ситуациями – материнство, инвалидность, временная трудоспособность, профессиональные заболевания, утрата близкого человека.
Им может пользоваться почти 700 тысяч работающих граждан и более 20 тысяч инвалидов, которые состоят на учёте в фонде по обеспечению техническими средствами и санаторно-курортному лечению. Основной принцип этого сервиса – оперативное получение услуги 24/7.
В «Социальном навигаторе» каждый человек может посмотреть, какие ему назначены пособия и выплаты, отследить заявки на технические средства реабилитации и больничные листы, оперативно связаться с сотрудниками Фонда социального страхования, а также с помощью «социального калькулятора» проверить, правильно ли ему начислены льготы и пособия.
Кроме того, в приложении будет карта, на которую нанесут все социальные объекты региона - государственные, коммерческие и некоммерческие. «Мы уже направили предложения нашим партнёрам в правительство Иркутской области, общественным организациям, главное бюро медико-социальной экспертизы и в другие организации, которые оказывают услуги для наших особенных клиентов, и ждём от них информации для формирования этой части мобильного сервиса. Это уже забота регионального уровня», - отметила Соболь.
Электронный талон на проезд по РЖД
Ежегодно около 5 тысяч человек в Иркутской области ездят на санаторно-курортное лечение или на лечение в больницы. Проект по предоставлению электронного талона на проезд по железной дороге был запущен в сентябре 2018 года, и с января 2019-го уже было выдано 4732 электронных проездных талона.
С помощью этого сервиса каждый человек, которому такая льгота предоставляется, может оформить и получить электронные билеты на поезд не выходя из дома, - через личный кабинет.
Проект «Открытый контракт»
Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования ежегодно размещает закупки на суммы около 500 миллионов рублей. Это, как правило, контракты на технические средства реабилитации инвалидов.
«Всегда, когда любой орган или организация что-то закупает, возникает много вопросов – то ли они покупают, хорошего ли качества, правильно ли они всё оформляют. Для того чтобы это было открыто, прозрачно, доступно для обсуждения, фонд в прошлом году реализовал такой проект», - отметила Соболь.
Теперь все закупки с начальной ценой контракта свыше 1 миллиона рублей размещают на открытой площадке, поэтому и граждане, и общественные организации могут заходить на этот сайт, просматривать контракты и отправлять замечания и предложения. По ним сотрудники фонда могут корректировать документы на закупки.
Электронный больничный
Этот проект реализуется при взаимодействии с министерством здравоохранения. Он был запущен с 1 июля 2017 года, в июле этого года был выписан 200-й электронный листок временной нетрудоспособности (ЭЛН). Ежемесячно медицинские учреждения Иркутской области выписывают 20 тысяч электронных больничных. По количеству выданных ЭЛН Иркутская область занимает 15-е место в России и второе место в Сибирском федеральном округе.
Как было отмечено на круглом столе, оформление электронного больничного экономит время и врачей, и работников, и работодателей. Кроме того, сокращаются затраты на обработку и хранение информации. Руководитель иркутского регионального отделения ФСС подчеркнула, что это отражает динамика выдачи ЭЛН: в первом квартале 2018 года в Иркутской области было выдано почти 9,2 тысячи больничных листов, а за тот же период 2019 года – 57,8 тысячи.
Сейчас в Иркутской области электронные больничные выдают 82% медицинских учреждений, притом что в России этот показатель составляет 79%, в Сибирском федеральном округе – 78%. Доля ЭЛН среди всех выданных больничных составляет 38% при среднероссийском показателе в 30%.
«У нас распределение по лечебным учреждениям и медицинским организация очень разное. Например, 115 медицинских учреждений выдаёт от 10 до 20% электронных листков, от 30 до 40% - 88 медицинских учреждений, свыше 40% - 46 медучреждений и больше 70% - 12 медицинских учреждений. Например, Нукутская больница выдаёт 83% электронных больничных», - отметила Соболь.
Электронный родовой сертификат
Первой ступенью этого проекта стал обмен реестрами по родовым сертификатам между всему лечебными учреждениями и Фондом социального страхования. В тестовом режиме этот сервис уже был протестирован с медсанчастью №2 и будет запущен в 2020 году. «Мы исключаем все бумажные реестры для оплаты родовых сертификатов», - подчеркнула Соболь.
Руководитель иркутского регионального отделения Фонда социального страхования также отметила, что с 1 января 2020 года Иркутская область перейдёт на прямые выплаты всех пособий. Она пояснила, что сейчас ФСС работает по «зачётному механизму». В этом случае выплаты работнику, например, по временной нетрудоспособности, предоставляет работодатель, а затем он платит взносы в фонд за вычетом понесённых расходов.
Прямые выплаты предполагают, что пособия будут перечисляться на лицевые счета каждого человека. Работодатель в этой схеме выплачивает всю сумму страховых взносов в Налоговую инспекцию, которая является администратором доходов.
«Это делается для повышения социальной защиты тех людей, которые сегодня работают, в том числе иногда от недобросовестных работодателей или от финансовой составляющей самого предприятия», - отметила Соболь.
Всю самую свежую информацию об этом и будущих нововведениях можно получать по электронной почте, сейчас на эту услугу подписаны 12 тысяч страхователей, у которых хотя бы один работник ушёл на больничный или в отпуск по уходу за ребёнком.