Я не знаю, что такое война. Но в истории моей семьи она – не заживающая рана. Это боль, которую помнят целые поколения, потому что за ней стоят жизни настоящих людей – красивых, мужественных, сильных мужчин и женщин. Их истории, к сожалению, растворяются во времени, и сегодня собирать их приходится по крупицам. Мне удалось немного, но этого достаточно, чтобы хоть на секунду узнать людей, которых я никогда не видела и не знала, и ещё сильнее и острее полюбить своих родных, в которых, как и во мне, отразились черты давно ушедших героев.
Про двух прадедов – по папиной линии - информации сохранилось совсем чуть-чуть. Оба жили в Кировской области. Один – Ефим Петрович Двинских – в 35 лет рядовым ушёл на фронт. По данным Центрального архива Минобороны РФ, в марте 1942 года пропал без вести. Его фотографий найти не удалось.
Второму – Фёдору Васильевичу Коневу – было 30 лет, когда началась война. Мой дедушка – Яков Фёдорович – встретил эту новость 10-летним мальчишкой. Сам он - ветеран тыла. Его брат Михаил во время войны умер.
В жизни происходит разное: Фёдор Васильевич на войне выжил, но в семью не вернулся, а с фронтовой подругой уехал в Читу, где прожил до 54 лет. Как рассказывается на сайте «Бессмертный полк», в 1946-м его наградили «Медалью за боевые заслуги», в 1947-м – медалью «За победу над Японией», а в 1950-м – Орденом Красной звезды. Посмертно ему присвоено звание капитана.
А вот по маминой линии информации немного больше. И это удивительные истории. Например, мамин дедушка – Сергей Иванович Коваленко родился в семье кулака, переселившейся из Западной Украины на Дальний Восток. Он женился на работавшей у них Елене. Баба Лена родила 14 детей, была награждена орденами Материнства и золотой звездой «Мать-героиня». Мой дедушка – Юрий Сергеевич – 12-й по счёту ребёнок в семье.
Самого Сергея Ивановича на фронт не забрали, но он работал в милиции. По маминым воспоминаниям, был очень интересным человеком, спокойным, но властным – всё-таки большая семья, огромное хозяйство. Он очень любил свою жену и никогда с ней не спорил. Как-то появилась у него клубника, прикасаться к ягоде было категорически запрещено, он сам её выращивал, сам собирал. Ребятишкам доставалось лишь по ягодке, остальное Сергей Иванович отдавал жене: «Пусть Лена покушает».
Мама хорошо запомнила своего дядю Степана Сергеевича, который воевал на Дальневосточном фронте с японцами. С войны он привёз трофейные часы и настоящие костяные палочки для еды с золотыми иероглифами. Дети знали, что бабушка хранит их в швейной машинке. После войны Степан Сергеевич профессионально занимался охотой и рыбалкой, часто брал мою маму с собой в лес по ягоду. Он рано ушёл из жизни – в 50 лет.
Есть ещё и вторая история. Светлая, но до слёз печальная. Она о прадедушке Петре Андреевиче Бакалове. Он родился в деревне Макарово Владимирской области. Потом с семьёй несколько раз переезжал из одной деревни в другую, а в 31 год, будучи председателем колхоза, ушёл на фронт. Его жена – Вера Ивановна – была на 2 года старше, и после Петра Андреевича сама возглавила колхоз.
У них родилось пятеро дочерей, моя бабушка - Софья Петровна – была самой старшей, когда отец ушёл на фронт ей исполнилось 10 лет. Младшая – Надежда – родилась, когда Пётр Андреевич был уже на войне. Её он не увидел. На сайте «Бессмертного полка» говорится , что Пётр Андреевич воевал на Калининском фронте, 7 марта 1943 года получил слепое осколочное ранение, 9-го прибыл в госпиталь, а 12-го умер. Его похоронили в братской могиле в деревне Дорохи Нелидовского района.
От него осталось несколько фотографий, писем-треугольников, написанных химическим карандашом, и похоронка. Вера Ивановна хранила их всю жизнь. Она одна воспитала детей, дала им хорошее образование. Как-то моя мама приехала в гости к родным после первого курса института. Вера Ивановна показывала сохранившиеся документы и рассказывала, что Пётр Андреевич очень сильно любил старшую дочь Сонечку: «Я смотрю на неё – руки-вилки, ноги-вилки, голова большая, а он её всё подбрасывает да приговаривает: «Моя красота, моё солнышко».
В 1975 году на 30-летие Победы семья нашла братскую могилу, Вера Ивановна вместе с дочерьми посетила мемориал, на котором значится имя и Петра Андреевича.