Правительство Иркутской области на своём официальном сайте 15 июля прокомментировало критику строительства дороги на острове Ольхон.
Общественник, руководитель движения «Спаси Байкал» Денис Букалов опубликовал 14 июля 11-минутное видео, в котором раскритиковал строительство дороги. По его словам, работы не соответствуют проектной документации, в частности, высота горы, которая была «срезана» для прокладки трассы, выше, чем предполагалось. Не обустроены специальные площадки для размещения инертных материалов и строительной техники.
Как отмечается в сообщении правительства, в разработке проектной документации принимали участие специалисты Прибайкальского нацпарка. Её согласовало Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На ремонтируемом участке выделена полоса отвода, согласована площадка для стоянки строительной техники и складирования инертных материалов.
«До начала работ территорию осмотрели эксперты Прибайкальского национального парка. Они огородили красными лентами места произрастания и проживания эндемичных и охраняемых видов флоры и фауны этого места. Работники подрядной организации обходят или объезжают эту территорию», - отмечается в сообщении.
Сейчас подрядчик выравнивает будущую дорогу – «материал с высоких мест перемещают в пониженные участки местности». «По согласованию с Прибайкальским национальным парком необходимые инертные материалы берут в полосе отвода, разрешённой проектной документацией. В дальнейшем потребуется доставка из-за границ Прибайкальского национального парка, минимум за 100 километров от места проведения работ», - говорится в сообщении.
Для того, чтобы дождевая или талая вода с дороги, которая может содержать автомобильные жидкости, не попадала на землю и в озеро Байкал, на всём протяжении трассы построят специальную систему отвода в закрытые ёмкости. На ремонтируемом в этом году участке установят семь таких ёмкостей. Их уже приобрели и доставляют к месту проведения работ. Собранную воду будут вывозить в ближайший населённый пункт, где есть очистные сооружения.
Проект строительства дороги на популярном у туристов острове Ольхон появился после «Прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным в 2017 году, когда житель Ольхона пожаловался на отсутствие дороги от парома до посёлка Хужир. Тогда минстрой Приангарья оценил стоимость строительства в 2 миллиарда рублей. Власти рассчитывали, что все работы завершатся в 2023 году.
Предполагалось, что ремонт участка дороги Баяндай – Еланцы – Хужир от 153-го до 159 километра начнётся в 2019 году. Но подрядчик – иркутское ООО «СтройДорХолдинг» – перенёс начало работ на год. В ноябре 2019-го региональные власти заявили о невозможности строительства дороги из-за проблем с Прибайкальским нацпарком, в который входит территория острова.
В феврале губернатор региона Игорь Кобзев пообещал, что в 2020 году начнётся ремонт 6-километрового участка дороги на острове Ольхон, планировалось, что это произойдёт в июле. К концу июня 2020-го работы на участке так и не начались, после чего минстрой решил расторгнуть контракт с подрядчиком. В декабре 2020-го стало известно, что дорожно-эксплуатационное предприятие «Байкал-138» выиграло торги по капремонту автодороги на острове Ольхон. Работы должны быть выполнены до 31 октября 2022 года.
Работы начались в апреле 2021-го. По словам главы Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в Иркутской области» Юлии Гординой, для этого подрядчик разместит асфальтобетонную установку прямо на острове, дополнительно определены участки для размещения техники. Гордина подчёркивала, что земельные участки согласованы «со всеми научными центрами».