Шеф-редактор «ИрСити» Зоя Кузнецова в очередной раз напоминает региональным и областным властям, что, ау, Иркутску - 360 лет, где обещанные к осени подарки? Журналист Даниил Конин предлагает губернатору и мэру постоять на полузамёрзших остановках в ожидании общественного транспорта. А Ксения Власова намекает об ускользающей, как бабье лето, туристической привлекательности областного центра. Всё это - в традиционном разборе «ИрСити».
Зоя Кузнецова: Потерянный день рождения, забытые подарки
Можете говорить, что я придираюсь, но мне просто обидно за город и нас. Летом мэр Руслан Болотов и губернатор Игорь Кобзев с чувством говорили, мол, с праздником, с 360-летием, дорогие иркутяне, но все подарки – осенью, потому что эпидситуация. И вот пришёл сентябрь, и про подарки все забыли.
И шут бы с ними – с карнавалом и фейерверком. Осень так себе время для карнавала в наших широтах. Шут с тем, что никто из этих больших умных и красивых людей не может сказать, глядя людям в лицо в камеру: Мы летом обещали вам фейерверк и карнавал в сентябре, но приняли ещё одно тяжёлое и взвешенное решение, ориентировались на эпидситуацию, которая не располагает к массовым мероприятиям, и ещё на погоду, которая тоже нас сильно подвела, редиска, поэтому, простите, ничего не будет, самим жалко.
Но мэр ещё говорил в начале июня: «360 лет Иркутск должен встретить обновлённым. За лето должно быть проведено благоустройство скверов, дворов, ремонт дорог. Открытие новых городских пространств должно стать хорошим и правильным подарком к этой дате». Да, странно объявлять рутинную ежегодную работу подарком, но пусть.
Проблема в том, что все крупные парки и скверы стоят недоделанные. Парк в Солнечном, Нижняя Набережная, парк в Академгородке. Это самые большие и заметные общественные пространства, которые должны были быть приведены в порядок. Никаких сверхъестественных работ там не было запланировано – переложить плитку, сделать освещение, новые дорожки, поставить спортивные площадки.
Контракт на благоустройства дендропарка в Академгородке заключён в декабре прошлого года, на парк в Солнечном – в феврале, на Нижнюю набережную – в мае. Даже крошечный сквер на улице Чехова (контракт был заключён в ноябре, а срок работ заканчивался 15 августа) не выглядит завершённым, а больше - небрежным и неопрятным.
Не то, чтобы я сравнивала 350-летие и 360-летие (как говорил мэр, строго говоря, 360 лет – не юбилей для города), но 10 лет назад Иркутск получил, например, в качестве подарка Московские ворота и 130-й квартал.
Во всём этом контексте я бы уже спорила на пиццу и шоколадку, что никто из чиновников – ни мэр, ни губернатор – не вспомнят о своих летних словах, как будто они улетели, как лёгкие облака, как птицы на юг. И пусть это не самое важное обещание, данное иркутянам, но, мне кажется, очень показательная история в смысле отношения к сказанному – если им удобно, то про это напоминают на каждом шагу, а если нет, то лучше молчать и не вспоминать.
Даниил Конин: Попробуйте дождаться автобуса
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов и сити-менеджер Читы Александр Сапожников поехали на конечную остановку одного из городских автобусных маршрутов, простояли час и не смогли ничего дождаться. Это звучит, как сатирическая новость на «Панораме», но нет – это реальный случай из жизни Осипова и Сапожникова, описанный в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация)-аккаунте главы региона.
Суть истории: во время прямого эфира Осипова на телевидении ему пожаловалась школьница из читинского посёлка Каштак, рассказавшая, что маршрутка, на которой она ездит в школу, ходит очень редко, из-за чего ей приходится мёрзнуть на остановке.
«Поехал сразу после эфира на конечную остановку 35-го маршрута. Прождал до 22.00, и ни одной маршрутки. Я, конечно, понимаю, что вечер воскресенья, но график есть график, друзья, надо работать. Жители жалуются, что и в будние дни ситуация такая же», – сказал Осипов и попросил сити-менеджера Читы «наказать перевозчика за несоблюдение графика». Во время монолога губернатора Сапожников, кажется, мысленно уже продумывал всевозможные варианты экзекуции нерадивого перевозчика.
Реакция городской администрации (хотя бы на словах) последовала на следующий день: мэрия пообещала «усилить контроль за графиком» и «проработать вопрос запуска муниципальных автобусов по маршруту».
За словами «усилить» и «проработать» может скрываться как кипучая деятельность, так и абсолютное бездействие, поэтому работу читинских властей с маршрутчиками пускай оценивают местные жители. Я же снова восхищусь находчивостью тамошних чиновников. Впервые это произошло в конце января, когда глава краевого дорожного хозяйства Денис Удод признал, что власти Забайкалья оказались «не вполне готовы» к сильному снегопаду (без шуток редкому явлению в этом регионе).
Теперь – гениальный выезд главы региона и сити-менеджера с проникновенной речью первого. Это тот самый случай, когда настолько смешно, что аж хорошо.
Но что нам Забайкалье, у нас есть Иркутск с его своеобразной работой общественного транспорта. Моя девушка периодически жалуется, что нет-нет – да и не может уехать с работы в Иркутске-II на 31-м автобусе, потому что он не приходит на конечную остановку по расписанию (и не по расписанию). На вопросы, почему так происходит, в диспетчерской «Иркутскавтотранса» ей иногда даже хамят, мол, там по маршруту ходят всего два автобуса и одна маршрутка, все ждут, и вы ждите.
В этой конкретной ситуации претензии даже не к водителям (потому что их мало, автобусов тоже мало, и те время от времени ломаются), а к организаторам перевозок, которые допускают появление дыр в расписании и заставляют людей пересаживаться в битком забитые автобусы №28 и №28р. Но пассажирам, даже понимающим всю тленность ситуации, от этого не легче.
Или вот – крик души администраторов паблика «Иркутский транспорт» во «ВКонтакте» (в комментариях тоже тонны боли):
Может быть, нашим главам «серых домов» Игорю Кобзеву и Руслану Болотову стоит взять пример с их коллег Осипова и Сапожникова? Например, приехать пару раз на остановку «Авиазавод» в Иркутске-II, попробовать дождаться автобус №31 ко времени по расписанию, а если не получится – найти тайного агента, который бы позвонил в диспетчерскую и поговорил?
Или постоять вечером на любой из остановок в центре, чтобы дождаться автобусов или троллейбусов до условных Топкинского, Юбилейного, Синюшки или того же Иркутска-II. Я думаю, получился бы отличный контент для Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), потому что мы знаем, как Кобзев и Болотов умеют «строить» тех, кто плохо работает. А там вдруг и жителям города какая-то польза перепадёт.
Ксения Власова: Иркутск - это звучит больно
«Иркутск – это не город у Байкала, это город на Байкале. Он не может быть просто пересадочным узлом, через который туристы едут дальше», - сказал на днях мэр Руслан Болотов. И все немного взрыднули. Но не из-за того, что глава города сказал как-то неверно, наоборот, всё правильно, и спасибо ему за такую яростную позицию. Всё дело в том, что Иркутск - с его разбитыми тротуарами, обкусанными деревьями и рассыпающимися трамваями - слышит такие речи не одно десятилетие. Рано или поздно наступит день, когда даже статус «пересадочного узла» будет городу великоват.
Потому что здесь даже «пересаживаться» страшновато – в таком жутком состоянии находится инфраструктура.
Например, маленький аэропорт, по поводу которого есть куча недопланов, но нет общей стратегии развития. Авиаузел живёт своей собственной жизнью, не имея ни малейшей возможности прыгнуть выше головы, даже когда сильно-пресильно хочется. И тут же не в коронавирусе дело.
Не знаю, как вы, а я испытываю жгучую зависть, когда читаю новости из соседних регионов, где хоть как-то реконструируют воздушные пункты. В очередной раз приступ ярости накрыл, когда я рассматривала фотографии космического терминала в аэропорту Кемерово. Он заработал весной 2021 года. В «красоту» собственник – структура «Новапорта» - инвестировал около 5 миллиардов рублей. А в 2022 году авиаузел ждёт реконструкция взлётно-посадочной полосы (из федерального бюджета на это дадут более 3 миллиардов).
То, что творится с иркутским аэропортом, напоминает бесконечные и слегка панические метания из угла в угол. Но одних обещаний и горящих глаз маловато, чтобы эта ласточка полетела. А если к этому добавляется суета, то шансы на то, что дело выгорит, стремятся к нулю (ну просто, какого чёрта опять смотрят на Позднякова?!).
Утешиться можно было бы прекрасным железнодорожным вокзалом. Но и тут промашка. Во-первых, улица Челнокова и так не была самым привлекательным местом в городе, а когда её превратили в строительную площадку, резко захотелось толкаться в пробке на Маяковского. Во-вторых, нет ничего страшнее, чем зал ожидания внутри вокзала. Какое-то средневековье, если честно: мешанина из людских потоков, хмурый персонал, так себе магазинчики и страшный туалет.
Сегодня РЖД изо всех сил строит новый терминал, где – я очень надеюсь – будет всё для людей, но я пока не вижу внятных планов по поводу приведения в порядок исторического здания вокзала. Хотя разговоров-то полно. И не удивлюсь, если новый терминал будет сверкать над убогой привокзальной площадью и убитой дорогой. В духе иркутской эклектики.
Ещё один пункт – иркутский автовокзал, который просто вызывает у меня лёгкую дрожь. Здание реконструировали в 2011 году, в последние лет пять немного облагородили платформы и выход к ним. И всё. Современными технологиями здесь особо и не пахнет – в основном пирожками и дешёвым кофе.
А теперь вспомните ещё дороги, по которым приходится добираться из пункта А в пункт B, а оттуда - в пункт C. Как-то я ехала из аэропорта в сторону Студгородка и была в таком шоке, будто меня полчаса лупасили по затылку мешком с цементом. Потому что автобус №80 как будто специально проехал все самые тесные и грязные улицы в центре города, с каким-то садистским удовольствием показывая череду заборов из профлиста и деревянные развалюхи. В ту минуту я поняла, почему Иркутск очень сложно любить.
На всё это нытьё один аргумент – денег нет. Тянуть гигантские инфраструктурные объекты в одиночку областной центр не может, да и глупо это, учитывая, что, например, аэропорт находится в областной собственности (а область у нас зачем-то изображает медведя, который сидит на бочке с мёдом и ни с кем не хочет делиться). Можно было бы привлекать к созданию комфорта крупные корпорации, которые работают в регионе, но то ли корпорации у нас такие упёртые, то ли пороха в пороховницах маловато, то ли всё, что можно было раздать, уже раздали.
Да, Иркутск – город на Байкале. Но признавать это с каждым годом всё больнее и больнее.