Одна моя коллега дала почти гениальное определение Иркутску — «город, куда приходят умирать мечты». Таким заветным желанием уже более 30 лет является новый — большой и красивый — аэропорт. Каждый раз возможность маячит на горизонте, только разжигая азарт и интерес, и каждый раз что-то мешает ей реализоваться. Иркутяне уже даже смирились с неизбежным — смысл верить в очередную попытку региональных властей пристроить авиаузел, эту усердную крошку, в хорошие руки?
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 6 февраля.
В прошлом году губернатор как будто слегка обещал, что к 2022-му у нас будет земельный участок под новый аэропорт в районе деревни Позднякова, но Минобороны не очень хочет согласовывать. Почему «не очень». Потому что, судя по ответу минтранса, Игорю Ивановичу удалось договориться хотя бы с одним департаментом — с Ракетными войсками стратегического назначения.
«Но есть другие департаменты, которые выразили свои опасения, что наличие поблизости такого большого аэропорта может препятствовать их деятельности. [...] Такого прямо категоричного отказа у нас нет», — заметила на пресс-конференции замминистра Ольга Золотарёва.
В Минобороны объяснять, с чем связана такая неоднозначная позиция, нам не стали. В пресс-службе ведомства пояснили, что все мотивированные ответы были направлены в правительство Иркутской области, мол, у них и спрашивайте. Круг замкнулся.
Регион уже повторно обратился в военное ведомство, найдя новые доводы для согласия на масштабную стройку. Что это за доводы, минтранс, конечно, не раскрыл — секретный секрет, но пояснил, что регион, например, расширил земельный участок более чем в три раза – с 900 до 3 тысяч гектаров. «Чтобы можно было поиграть со взлётно-посадочной полосой», — пояснила Золотарёва. Кроме этого, могут быть ещё какие-то интересные плюшки, но о них мы не узнаем.
Так что всё упирается в призрачную надежду на то, что сделка с Минобороны состоится, и в нашу пользу. Но эта надежда уже почти исчезла в кружевах туманных сомнений и погрязла в жутком скепсисе. Кобзев анонсировал, что инвестор найдётся уже третьем квартале 2022 года, но называть реальные сроки в ситуации с иркутским аэропортом всё равно что гадать на кофейной гуще и уповать, что ретрогардный меркурий в следующий свой период будет не таким жёстким.
Нового аэропорта нам не видать ещё N-е количество лет. Пока можно продолжать спорить до хрипоты, нужен ли он Иркутску или нет. А если да, то где его разместить лучше всего — власти-то рассматривали всего две (в том числе Позднякова) площадки, но, по некоторым сведениям, вариантов больше 30. Поскольку с новым аэропортом какая-то откровенная селявуха, придётся ютиться в том, что есть. Есть, конечно, немало. Но этого недостаточно, чтобы прыгнуть хотя бы чуточку выше головы.
Приангарье очень любят сравнивать с Красноярским краем — большая площадь, разнообразие ландшафта, богатство природных ресурсов и отраслевая специализация региона. Почему бы не сравнить аэропорты?
Ковид подкосил всю авиационную отрасль. На днях Росавиация предоставила статистику по пассажиро- и грузоперевозкам в 2021 году. И, кажется, Иркутск чуточку не справился с задачей вернуться в колею.
Эта статистика лучше всего иллюстрирует возможности иркутского аэропорта в существующих мощностях. Даже замминистра транспорта Ольга Золотарёва не скрывает «особенного» отношения к активу — тут надо подчеркнуть, что иркутский аэропорт является чуть ли не единственным в стране, который находится в собственности региона. Кажется, именно этот факт мешает аэропорту развиваться не вопреки, а благодаря.
«Здание аэропорта в не совсем плохом состоянии, больше вызывают опасения плоскостные сооружения», — так Золотарёва оценивает аэропортовую инфраструктуру, подчёркивая «дефицит площадей». С такими возможностями авиаузел «ещё нескоро» достигнет пассажиропотока в 3 миллиона человек — по указу президента это должно было произойти в 2020 году. На дворе — 2022-й.
Выходом из ситуации стало бы строительство нового терминала, который региональные власти обещали в далёком 2018 году. Но денег на это нет. Единственное, что есть, — это собственные средства аэропорта и займы, за счёт которых удаётся обеспечивать «какое-то поддержание имеющейся инфраструктуры» — ремонтировать рулёжные дорожки, обновлять аэропортовое оборудование, закупать технику. В 2021 году на это потратили около 100 миллионов рублей — деньги, но всё же не те, что нужны, чтобы «ласточка летала».
По словам Золотарёвой, многие перевозчики заинтересованы летать в Иркутск, но не все могут — взлётно-посадочная полоса элементарно не позволяет принимать все возможные воздушные суда. А теперь прибавьте к этому коронавирусную эпопею с закрытыми границами. Вот и получаем нерадостную статистику по году. С грузоперевозками ситуация ещё печальнее — как бы аэропорт ни старался внедрять новые технологии и оборудование, мощности всё равно не позволят ему конкурировать с тем же Красноярском.
Проблему может решить только инвестор с большими деньгами и интересами. Вокруг аэропорта «кружат» три-четыре таких. Они, может, и хотят взяться за Иркутск, но слишком уж трудно всё идёт.
Можно подумать, что региональные власти намеренно саботируют тему с развитием иркутского авиаузла. Вроде как выгодно иметь вполне себе рабочий свечной заводик и получать от этого дополнительные средства в казну. Но логики в этом мало — с такими темпами никогда в Иркутск не потекут реки авиаденег. Да и указ президента надо исполнять. А это покруче, чем ноющие иркутяне, которые уже плешь всю проели (или нет).
Может, мы просто слишком сильно хотим новый аэропорт. А Вселенная, как говорят, любит поиграть с такими прямолинейными и упрямыми запросами, переворачивая действительность с ног на голову. Если так, то биться нам головой об этом аэропорт ещё долго.