IRCITY
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Иркутске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

7 м/c,

с-з.

713мм 56%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Общество мнение Город, который слишком сильно хотел новый аэропорт

Город, который слишком сильно хотел новый аэропорт

Новый иркутский аэропорт постоянно маячит на горизонте, но каждый раз ему что-то мешает реализоваться.

Одна моя коллега дала почти гениальное определение Иркутску — «город, куда приходят умирать мечты». Таким заветным желанием уже более 30 лет является новый — большой и красивый — аэропорт. Каждый раз возможность маячит на горизонте, только разжигая азарт и интерес, и каждый раз что-то мешает ей реализоваться. Иркутяне уже даже смирились с неизбежным — смысл верить в очередную попытку региональных властей пристроить авиаузел, эту усердную крошку, в хорошие руки?

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 6 февраля.

В прошлом году губернатор как будто слегка обещал, что к 2022-му у нас будет земельный участок под новый аэропорт в районе деревни Позднякова, но Минобороны не очень хочет согласовывать. Почему «не очень». Потому что, судя по ответу минтранса, Игорю Ивановичу удалось договориться хотя бы с одним департаментом — с Ракетными войсками стратегического назначения.

«Но есть другие департаменты, которые выразили свои опасения, что наличие поблизости такого большого аэропорта может препятствовать их деятельности. [...] Такого прямо категоричного отказа у нас нет», — заметила на пресс-конференции замминистра Ольга Золотарёва.

В Минобороны объяснять, с чем связана такая неоднозначная позиция, нам не стали. В пресс-службе ведомства пояснили, что все мотивированные ответы были направлены в правительство Иркутской области, мол, у них и спрашивайте. Круг замкнулся.

Регион уже повторно обратился в военное ведомство, найдя новые доводы для согласия на масштабную стройку. Что это за доводы, минтранс, конечно, не раскрыл — секретный секрет, но пояснил, что регион, например, расширил земельный участок более чем в три раза – с 900 до 3 тысяч гектаров. «Чтобы можно было поиграть со взлётно-посадочной полосой», — пояснила Золотарёва. Кроме этого, могут быть ещё какие-то интересные плюшки, но о них мы не узнаем.

Так что всё упирается в призрачную надежду на то, что сделка с Минобороны состоится, и в нашу пользу. Но эта надежда уже почти исчезла в кружевах туманных сомнений и погрязла в жутком скепсисе. Кобзев анонсировал, что инвестор найдётся уже третьем квартале 2022 года, но называть реальные сроки в ситуации с иркутским аэропортом всё равно что гадать на кофейной гуще и уповать, что ретрогардный меркурий в следующий свой период будет не таким жёстким.

Нового аэропорта нам не видать ещё N-е количество лет. Пока можно продолжать спорить до хрипоты, нужен ли он Иркутску или нет. А если да, то где его разместить лучше всего — власти-то рассматривали всего две (в том числе Позднякова) площадки, но, по некоторым сведениям, вариантов больше 30. Поскольку с новым аэропортом какая-то откровенная селявуха, придётся ютиться в том, что есть. Есть, конечно, немало. Но этого недостаточно, чтобы прыгнуть хотя бы чуточку выше головы.

Приангарье очень любят сравнивать с Красноярским краем — большая площадь, разнообразие ландшафта, богатство природных ресурсов и отраслевая специализация региона. Почему бы не сравнить аэропорты?

Ковид подкосил всю авиационную отрасль. На днях Росавиация предоставила статистику по пассажиро- и грузоперевозкам в 2021 году. И, кажется, Иркутск чуточку не справился с задачей вернуться в колею.

Эта статистика лучше всего иллюстрирует возможности иркутского аэропорта в существующих мощностях. Даже замминистра транспорта Ольга Золотарёва не скрывает «особенного» отношения к активу — тут надо подчеркнуть, что иркутский аэропорт является чуть ли не единственным в стране, который находится в собственности региона. Кажется, именно этот факт мешает аэропорту развиваться не вопреки, а благодаря.

«Здание аэропорта в не совсем плохом состоянии, больше вызывают опасения плоскостные сооружения», — так Золотарёва оценивает аэропортовую инфраструктуру, подчёркивая «дефицит площадей». С такими возможностями авиаузел «ещё нескоро» достигнет пассажиропотока в 3 миллиона человек — по указу президента это должно было произойти в 2020 году. На дворе — 2022-й.

Выходом из ситуации стало бы строительство нового терминала, который региональные власти обещали в далёком 2018 году. Но денег на это нет. Единственное, что есть, — это собственные средства аэропорта и займы, за счёт которых удаётся обеспечивать «какое-то поддержание имеющейся инфраструктуры» — ремонтировать рулёжные дорожки, обновлять аэропортовое оборудование, закупать технику. В 2021 году на это потратили около 100 миллионов рублей — деньги, но всё же не те, что нужны, чтобы «ласточка летала».

По словам Золотарёвой, многие перевозчики заинтересованы летать в Иркутск, но не все могут — взлётно-посадочная полоса элементарно не позволяет принимать все возможные воздушные суда. А теперь прибавьте к этому коронавирусную эпопею с закрытыми границами. Вот и получаем нерадостную статистику по году. С грузоперевозками ситуация ещё печальнее — как бы аэропорт ни старался внедрять новые технологии и оборудование, мощности всё равно не позволят ему конкурировать с тем же Красноярском.

Проблему может решить только инвестор с большими деньгами и интересами. Вокруг аэропорта «кружат» три-четыре таких. Они, может, и хотят взяться за Иркутск, но слишком уж трудно всё идёт.

Можно подумать, что региональные власти намеренно саботируют тему с развитием иркутского авиаузла. Вроде как выгодно иметь вполне себе рабочий свечной заводик и получать от этого дополнительные средства в казну. Но логики в этом мало — с такими темпами никогда в Иркутск не потекут реки авиаденег. Да и указ президента надо исполнять. А это покруче, чем ноющие иркутяне, которые уже плешь всю проели (или нет).

Может, мы просто слишком сильно хотим новый аэропорт. А Вселенная, как говорят, любит поиграть с такими прямолинейными и упрямыми запросами, переворачивая действительность с ног на голову. Если так, то биться нам головой об этом аэропорт ещё долго.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем