После того, как санкции в отношении России ужесточились, а зарубежные компании одна за другой демонстративно начали заявлять об уходе с российского рынка, жители страны забеспокоились: а что, если уже полюбившиеся импортные товары исчезнут с полок? Но продуктового апокалипсиса не случилось. Некоторые бренды замаскировались под российские, другие исчезли, но на их место пришли аналоги из дружественных стран. Корреспондент «ИрСити» узнала, что сейчас продается в одном из популярнейших в Иркутске гипермаркетов «Лента».
Первоначальное впечатление при беглом взгляде на полки складывается таким образом: абсолютное большинство товаров производится в России, а вот отдельные позиции продолжают поставлять из Италии, Испании, Германии, Китая и Беларуси. Во всяком случае, этот вывод напрашивается после изучения ценников, на которых почти всегда Россия указана как страна-производитель.
Однако более пристальное изучение товаров подсказывает: некоторые зарубежные бренды теперь поставляют через Китай, например. Другие, тоже явно импортные, производятся в России и выдаются за российские, поэтому их на полках в избытке. Плюс появились товары, которых раньше иркутяне не видели, например макароны из Казахстана или маршмеллоу-крем из Германии.
Бытовая химия из Турции
В целом все известные и привычные бренды чистящих и моющих средств для дома по-прежнему можно найти без труда. Стиральные порошки представлены марками Dosia, BiMax, Sorti и Losk.
Порошок Ariel, который выпускается американской компанией Procter & Gamble, в апреле заявлявшей о невозможности вести бизнес в России, также имеется в достаточном количестве. При этом на ценнике указано, что страна-производитель — Россия.
Из новинок — бытовая химия от турецкого бренда ABC (средства для стирки белья, мытья посуды, моющие и чистящие кремы и гели), корейские бесфосфатные порошки Sunsu-Quality, датские порошки Bio Mio и средства японской торговой марки Kensai, которые производятся в России. Также можно найти гели для стирки эстонского производства под названием Mayeri.
В других категориях вроде средств для ковров и мебели или для чистки духовок можно также встретить редкие бренды из Беларуси, Польши и Италии.
Кальмары из Беларуси, паштет из Сербии и макароны из Казахстана
В бакалейных рядах поживее и повеселее: импортных брендов в целом побольше, есть некоторые интересные экземпляры, а также уже проверенные товары.
Так, например, среди макаронных изделий встречается много итальянских фирм, которые имеют свои производства в России, поэтому в графе «страна-производитель» значится РФ. Эта история актуальна для брендов Barilla, Federici, Maltagliati.
Несколькими торговыми марками представлена паста итальянских брендов Dolce Albero, Delverde, La Molisana, Borges и отдельные виды бренда Barilla.
Из интересного — клецки и лапша из Казахстана под брендом «Лия», макароны-звездочки, алфавит и домашняя лапша из Германии от фирмы 3 Glocken, а также турецкий бренд MUTLU Spirali.
Среди рыбных и мясных консервов превалируют товары российского, белорусского и тайского производства. Так, например, тунец из Таиланда предлагают сразу пять торговых марок — «Лента», «Морское содружество», «365 дней», Fortuna и «Морской котик».
Есть консервы из тунца из Эквадора под брендом «Капитан вкусов». Можно купить филе макрели из Словении под маркой Setra или филе марлина под брендом Tasty Tins из Ирана.
Рыбное филе в вакуумной упаковке, крабовые палочки, рыбные пресервы и паштеты, салаты из морской капусты, а также различные закуски из кальмаров, креветок и моллюсков в рассоле представлены торговыми марками из Белоруссии и России.
Мясные консервы также в основном произведены либо на территории России, либо Беларуси. Исключение составляют утиные, гусиные и куриные паштеты Setra из Сербии, а также купеческое копченое мясо от бренда Hame из Чехии.
Немецкий хрен, китайская кукуруза и греческое масло
Среди прочих консервов и заготовок выделяются, пожалуй, кукуруза и зеленый горошек бренда «Любимый медведь», которые производятся в Китае, артишоки и вяленые томаты Dolce Albero из Италии, зеленый горошек и кукуруза французской марки Bonduelle, но произведенные в Венгрии.
Также можно купить икру из кабачков или баклажанов из Армении, плюс лечо, лобио из этой же страны. Все продукты представлены торговой маркой Yan.
Отдельно стоит отметить такие изыски, как каперсы, вяленые томаты, соусы песто с базиликом или с томатами и рикоттой, из Турции под брендом Gustoria. Неподалеку можно найти хрен из Германии от торговой марки Kuhne.
На полках представлен широкий ассортимент оливок и маслин от трех стран-производителей — Испания, Италия и Греция. Причем выпускаются они как под собственными торговыми марками «Ленты», так и под брендами других компаний, не всегда исключительно российских. Например, можно найти продукцию брендов ITLV (входит в мировой холдинг Borges, основанный в Испании), Iberica (Испания), Bonduelle, Dolce Albero, Gustoria, Iska и Maestro de Oliva (Испания).
Кстати об оливках. Оливковое масло можно найти из Италии, Испании и Греции. Бренды, как и в случае с консервированными оливками и маслинами, плюс-минус те же. Масло, произведенное на территории Греции, выпускается как под итальянскими марками, так и под греческой Olive Roots.
Неподалеку, на полке с соусами, есть довольно любопытные экземпляры — целая серия бальзамических крем-соусов от итальянских брендов Monini и Dolce Albero.
Или знаменитые американские соусы Heinz, привезенные из Китая.
Знакомое мороженое под новым названием
Забавная ситуация с мороженым. Весь представленный ассортимент имеет одну страну-производителя — Россию. Однако часть торговых марок принадлежит зарубежным компаниям. Например, Unilever, которая производит в РФ мороженое под брендами Ekzo, Cornetto, «Инмарко», «Магнат» и даже «Золотой стандарт».
Также можно найти мороженое американской торговой марки Baskin Robbins и швейцарского бренда Nestle. И если американцы сохранили оригинальное название, то Nestle, которая сузила ассортимент в России и грозится и вовсе покинуть рынок, продолжает поставлять в нашу страну свое мороженое. Правда, уже под другими наименованиями.
Прежние бренды мороженого Maxibon, Extreme и Mövenpick в России теперь называются Maxiduo, Sunreme и Monterra. Их легко можно найти, выбор вкусов достаточно велик.
Также в отделе молочной продукции обращает на себя внимание кокосовый напиток марки Alpro, принадлежащей французской компании Danone. На ценниках указано, что почти вся линейка бренда произведена в России. Исключение составляет кокосовое молоко без сахара, оно в страну импортировано из Франции.
Еще один любопытный товар — молочно-соковый напиток «Мажитель». Его начала выпускать некогда российская компания «Вимм-Билль-Данн».
В 2011 году «Вимм-Билль-Данн» выкупила американская фирма PepsiCo. После начала спецоперации на Украине американцы приостановили в России производство и продажу своих напитков. Однако позже компания придумала обходные пути с новыми названиями, а «Вимм-Билль-Данн» продала российскому производителю сыров — компании «Мультипро».
Чай, кофе и сладости
Летом этого года стало известно, что крупный международный производитель чая под марками Lipton и Brook Bond решил прекратить бизнес в России. К концу 2022 года будет полностью остановлено производство чая, а также прекратится продажа остатков.
Но иркутянам в этом случае бояться нечего: запас чая других брендов более чем богатый. Есть исключительно российские бренды — Tess, Greenfield, Richard, «Принцесса Нури», Curtis, Bonvida и другие.
Также представлены зарубежные торговые марки, которые имеют в России собственное производство, — Riston, Hyleys и Ahmad Tea. Есть и Lipton, но его на полках не так много в сравнении с другими брендами.
Кроме того, в «Ленте» можно найти несколько видов китайского чая от производителя Hunan Xiaoxiang Tea Industry Co.
Плюс английский чай Twinings, произведенный в Польше.
И еще несколько торговых марок (Dilmah, Dolce Albero и Basilur), которые производятся в Шри-Ланке.
С кофе ситуация такова: на полках преобладают товары, произведенные в России. Имеется по чуть-чуть сортов, которые изготовлены в Италии, Нидерландах и Германии. Однако география брендов гораздо шире.
Так, например, производимый в России Jardin — это торговая марка швейцарской компании Jardin Caffe Solution S.A., а Carte Noire, у которого также имеется свое производство в РФ, изначально французский бренд.
Из зарубежных торговых марок можно найти итальянский кофе Lavazza. Несмотря на то что компания весной 2022 года заявляла о том, что покидает российский рынок, их товары всё еще имеются в России.
Финский кофейный бренд Paulig трансформировался в российскую торговую марку Poetti, которая даже внешне мало отличима от своего импортного предшественника. Финскую компанию летом этого года купил частный инвестор Викас Сои и возобновил производство кофе на заводе в Тверской области.
Также на полках можно найти японский кофе Bushido, производимый в Нидерландах, и американский кофе Egoiste, выпускаемый в Германии.
Что же касается сладостей, то в этом сегменте также превалируют товары российского производства. Но бренды далеко не всегда русские.
Например, печенье Oreo от американской компании Mondelez International Inc. После начала спецоперации фирма решила свернуть капитальные вложения и расходы на рекламу в России, оставив лишь базовые предложения. Судя по всему, печенье входит в их число.
Кстати, этой же компании принадлежат также бренды Alpen Gold, Milka, Toblerone, Barny, Halls и другие. Их достаточно. При этом часть товаров Milka в Иркутск поставляется из Польши, Болгарии и Австрии, часть производится в России.
А вот шоколадная паста Nutella, которая выпускается итальянской компанией Ferrero S.p.A., поступает с завода во Владимирской области. Стоит отметить, что Ferrero не сообщала об уходе с российского рынка, но говорила о приостановке в России второстепенных видов коммерческой деятельности, а именно промомероприятий и рекламы.
Также на полках гипермаркета можно найти сладости из Германии, а именно маршмеллоу-крем под маркой «Азбука продуктов» (в оригинале — немецкий маршмеллоу-крем Nawarra), конфеты Merci, шоколадки Ritter Sport, конфеты Toffifee и другое.
Ну, и никто не отменял большой ассортимент кондитерских изделий от американской компании Mars. В марте американцы заявили, что приостановили новые инвестиции в Россию, а также экспорт и импорт продукции. Однако их батончики, жевательная резинка и конфеты с рынка страны не исчезли. Всё это продолжают производить в России.
Алкогольные напитки и газировка
Итальянский вермут, армянский коньяк, американский и ирландский виски — всё это можно легко найти на полках «Ленты». Крепкий импортный алкоголь никуда не делся, несмотря на опасения некоторых экспертов рынка.
Также можно купить мексиканскую текилу, джин из Великобритании и Японии, самые разные ликеры для приготовления коктейлей, итальянский Aperol, доминиканский, индийский и французский ром, испанский бренди и, конечно, множество видов водки.
Кроме того, в гипармаркете достойный выбор вин и пива самой разной географии. Их поставляют из Грузии, Абхазии, Италии, Франции, Португалии, Чили, Македонии, Сербии и ЮАР. Пиво — из Чехии, Бельгии, Германии. Часть импортных брендов производят прямо на территории России. Это справедливо по отношению к маркам Stella Artois, Löwenbräu, Amstel, Tuborg, Edelweiss, Budweiser, Gösser, Krušovice и другим.
Теперь немного о безалкогольных напитках. Еще весной многие переживали: как дальше жить без любимой газировки от брендов Coca-Cola и PepsiCo. Но производители нашли способ, как всех обмануть. Coca-Cola провела ребрендинг и стала выпускать напитки под новыми наименованиями: «Добрый Cola», «Добрый Лимон-лайм» и «Добрый Апельсин». По сути, это те же Coca Cola, Sprite, Fanta, но с другими названиями.
Вообще, после громких заявлений Coca-Cola об уходе с российского рынка многие компании поспешили занять эту нишу. Поэтому на полках появилось великое множество вариаций привычной колы: Cool Cola, RC Cola, Funky Monkey Cola, Jumbo Cola, Rocket Cola, Fantola Cola и даже «Черноголовка Кола». Некоторые из них, как говорят покупатели, даже вкуснее оригинала.
Также осталась продукция под брендом Rich, который принадлежит компании Coca-Cola.
Компания PepsiCo продолжает продавать молочку, детское питание, соки «Любимый», «Я», J7 и «Фруктовый сад», а их газировка теперь выпускается под брендами Evervess, Frustyle и лимонад «Русский дар».
Кстати о соках. На полках, наряду с известными марками, появились фруктовые соки из Беларуси и Армении. Также по заказу гипермаркета в Армении производят фруктовые нектары премиум-сегмента. Встречаются также напитки итальянского бренда ZUEGG, в графе «страна-производитель» также значится Италия.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.