В Иркутской области уже четыре месяца работает региональный портал медицинских услуг, с помощью которого можно записаться к врачу, на диспансеризацию и на вакцинацию, а также вызвать медика на дом. Всё ли работает так, как надо?
Напомним, что региональный портал начал работать с 7 сентября 2022 года. Это новая версия сервиса для записи к врачу. Через месяц мы его протестировали и выявили несколько крупных недочетов. В январе 2023 года редакция «ИрСити» провела короткий опрос в своем Telegram-канале, который показал, что за это время мало что изменилось: в течение нескольких часов выяснилось, что большинство участников опроса сталкивались с проблемами при пользовании порталом «Кврачу38.ру».
Мы продолжаем собирать мнение граждан, поэтому если вы тоже хотите высказаться по проблеме, то, пожалуйста, поучаствуйте в опросе.
Создание регионального портала медицинских услуг в 2022 году стало одним из мероприятий масштабного проекта по цифровизации системы здравоохранения. Он реализуется с 2019 года и стартовал с утверждения аналогичного федерального проекта. По информации Контрольно-счетной палаты Иркутской области, за 4 года было потрачено 1,347 миллиарда рублей, при этом 95% средств выделялись из бюджета РФ.
В частности, больше 1 миллиарда рублей было потрачено в первые два года на приобретение централизованных систем, оборудования для медорганизаций, серверов, защищенной сети и так далее. КСП проводила проверки в 2021–2022 годах и выявила проблемы, которые тормозят цифровизацию в Приангарье. Аудитор Ольга Ризман подчеркнула, что зачастую региональный Минздрав отчитывался о выполнении контрольных мероприятий по регпроекту, хотя это не соответствовало действительности.
Например, в ряде муниципалитетов отсутствует межведомственное электронное взаимодействие между медицинскими организациями и учреждениями медико-санитарной экспертизы, которое, например, выдает заключение для присвоения категории инвалидности человеку. КСП выявила, что результаты проведенной медико-социальной экспертизы из Бюро МСЭ по-прежнему не загружаются в региональную медицинскую информационную систему (РМИС), а поступают в медицинскую организацию на бумажном носителе. Либо сами медики вынуждены ездить в территориальное отделение и получать талон на руки.
Еще одно замечание касается внедренной в 2020 году централизованной системы ведения беременных, на которую было израсходовано 13 миллионов рублей. Выяснилось, что эти система не интегрированы в РМИС, поэтому врач вынужден вместо приема вносить информацию — результаты исследований, скринингов, рекомендации узких специалистов — вручную.
«До внедрения подсистемы «Мониторинг беременных» время обслуживания пациентки было около 15–20 минут, сейчас оно выросло до 30–45 минут»
Из этих 30–45 минут только 15 минут занимает осмотр пациентки, остальное время врач тратит на внесение данных в электронную медицинскую карту беременной. «До сих пор проблема не решена», — заметила Ольга Ризман.
Кроме того, полноценно не работают другие подсистемы, которые касаются выгрузки медицинских изображений пациентов (по словам Ризман, больницы жалуются на невозможность идентифицировать снимки и на низкую скорость передачи данных) и публикации результатов лабораторных исследований (некоторые медучреждения, например медсанчасть ИАПО и Иркутская горбольница № 5, приобретали такую систему за свои деньги, хотя Минздрав должен был выделить субсидии на эти цели).
В 2021 году была приобретена централизованная подсистема «Организация оказания медпомощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями». На нее потратили 13 миллионов рублей. Ее функционал позволяет вести регистр лиц с ССЗ и находящихся на диспансерном наблюдении, которые перенесли инсульт, инфаркт миокарда, а также оперативные вмешательства, связанные с ССЗ. «В 2022 году в ходе проверки было установлено, что эта система полноценно не работает, региональный регистр лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями не ведется. Отсутствие этого регистра влияет на принятие управленческих решений, ставит под сомнение отчетные данные, не дает возможность точно запланировать выдачу льготных препаратов», — подчеркнула аудитор КСП.
«Цифровизация должна облегчить запись к врачу и получение медицинских документов на портале госуслуг. Пока эта задача в Иркутской области не решена»
Напомним, что закупку на создание портала впервые объявили только в июне 2022 года. Но на нее никто не заявился, и процедуру торгов пришлось запускать заново. На нее снова не поступило ни одной заявки, тогда Минздрав заключил договор на два этапа разработки с единственным поставщиком — иркутским филиалом ПАО «Ростелеком». Общая сумма потраченных на эти цели средств областного бюджета составила почти 95 миллионов рублей.
По информации КСП, два показателя, которые демонстрируют эффективность системы для населения, не выполняются. Так, доля дистанционных записей к врачу по итогам 11 месяцев 2022 года составила 29,5% при плане в 48%, а доля случаев оказания медпомощи, по которым предоставлены электронные документы, — всего 19,9% против плана в 65%.
Ризман также обратила внимание на недостоверность статистических данных, на основании которых Минздрав формирует итоговую отчетность.
— Мы все знаем, что для принятия обоснованных решений требуется надежная статистика. Есть форма статистического наблюдения 30, в которой содержатся сведения о медорганизациях, ее сами больницы заполняют и врут. Потом Минздрав формирует сводную отчетность на основе недостоверных данных, и она тоже уже изначально недостоверна. Все статистические формы должны быть на основании данных, которые, по идее, должны содержаться в нашей региональной информационной системе, и тогда бы информацию получали актуально и эти данные были бы достоверны, — подчеркнула аудитор.
По ее словам, в некоторых медорганизациях созданы свои медицинские системы, например, в диагностическом центре, Шелеховской районной больнице, онкодиспансере и областной клинической больнице. Эти системы «интегрированы в РМИС не в полном объеме, и данные передаются в неполном объеме либо вообще не передаются», добавила аудитор.
Исполняющий обязанности министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов заметил, что в проекте цифровизации системы здравоохранения регион начинал «не с самых выгодных, практически нулевых позиций». Так, по реализации мероприятий на конец 2021 года Приангарье занимало 84-е место, по итогам 9 месяцев 2022-го — 81-е и к концу прошлого года поднялось на 77-ю строчку среди регионов России. «Хотелось бы лучших результатов, но это те результаты, которые есть», — добавил глава Минздрава.
Он также рассказал, что дистанционная запись возможна не только через «Госуслуги», но и с помощью call-центра, инфомата и портала «Кврачу38.ру». По данным единой федеральной регистратуры, показатель дистанционной записи к 2022 году вырос с 11,6 до 24%. Окончательные данные прошедшего года еще обрабатываются.
По словам Шелехова, в 2023 году планируется завершить интеграцию всех медицинских подсистем в РМИС. Для граждан планируется наладить идентификацию на портале медуслуг по полису ОМС, онлайн-сервис прикрепления к поликлинике, запись на диспансеризацию, на платные услуги. Отдельно планируется предусмотреть для пациентов возможность встать в лист ожидания.
— Это сложная задача, так как каждая медицинская организация открывает слоты для записи на протяжении 14 дней, но когда эти слоты открываются, они оказываются заняты. Мы планируем обеспечить возможность записывать пациента в лист ожидания, чтобы затем переносить его на конкретное время через портал госуслуг. Сейчас эта ситуация решается в ручном режиме, — подчеркнул глава Минздрава.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.