Пункты выдачи заказов Wildberries не открылись утром 15 марта из-за забастовки сотрудников в Иркутской области — ПВЗ не работают в Нижнеудинске, Усть-Илимске, Байкальске, Железногорске-Илимском, Братске, а также в Иркутске. Об этом сообщается в Telegram-канале работников крупнейшего в России маркетплейса в СФО.
На дверях закрытых ПВЗ вывешено объявление о том, что по всей стране объявлена массовая забастовка сотрудников Wildberries.
— Временно отказываем в обслуживании клиентов до тех пор, пока не удовлетворят наши требования и не вернут нам нашу зарплату, — отмечается в объявлении.
В областном центре не открылись 15 марта больше 20 пунктов выдачи заказов, сообщила корреспонденту «ИрСити» менеджер одного из крупнейших пунктов выдачи заказов в областном центре. Девушка работает в Wildberries около четырех лет и отмечает, что ситуация в компании ухудшается каждый год.
— Условия нечеловеческие, но все молчат и терпят, потому что оплата труда была достойной. Теперь наша зарплата не может перекрыть минусы. Около недели назад Wildberries начали списывать со всех менеджеров 100% от стоимости за те вещи, которые могут отличаться от фото. То есть мы принимаем товар, не видим, что внутри, выдаем клиенту и выясняем, что пришло неверное вложение. Клиент, разумеется, отказывается (и, к слову, платит за этот отказ, компания клиентам деньги не возвращает за такое!). И через несколько дней сотрудник получает долг за эту вещь с комментарием «подмена». Без возможности оспорить и запросить вещь себе, — рассказывает она.
Кроме того, по словам менеджера, в маркетплейсе действует коллективная материальная ответственность: сотрудники каждый день должны выплачивать 20–30% от стоимости бракованного товара, который таким уже приходит в ПВЗ. Оспорить это тоже нельзя.
— Обороты на моем пункте — 1,5–2 тысячи вещей в день. 30% вещей уже приходят с браком. Вот и считайте, сколько в месяц я отдаю за просто так, — делится она.
Рабочий день менеджера уже год как составляет 14 часов — с 08:00 до 22:00. Такой график ввели, по словам сотрудницы компании, без подписания дополнительных соглашений. Перерывы в работе ПВЗ не предусмотрены. При этом обратной связи ни с внутренним, ни с центральным руководством нет.
— Какой-то процент зарплаты сделали зависимым от личного рейтинга. Клиент оставляет плохой отзыв, рейтинг падает — WB списывает с тебя деньги за это. Возможности оспорить отзыв нет. Многие клиенты не обосновывают, почему занижают рейтинг, и компания им это позволяет, — продолжает менеджер. — Нам придумали скорость разбора. Там сложная формула, но если кратко: приход должен быть разобран за полтора часа, дальше работаешь в минус. На крупных пунктах приход несколько раз в день. Допустим, 300–400 вещей. Параллельно идет поток клиентов. Как думаете, реально разобрать за полтора часа?
Кроме того, собеседница «ИрСити» рассказывает, что менеджеров заставляют покупать за свой счет пакеты и хозсредства — руководство уверяет, что за это идет компенсация, но сотрудники этого не видят, сетуют, что начисления непрозрачные.
— А если пакеты не покупать — это приведет к низкому рейтингу. А низкий рейтинг — низкая зарплата. Замкнутый круг. При этом любые долги в этой компании падают по последней руке (исключение — коллективная материальная ответственность за брак). Так было всегда. То есть не компания должна доказать, что ты дурак, а ты должен доказать, что не дурак! — негодует менеджер.
Называет она и один из плюсов работы на ПВЗ Wildberries — зарплату можно получать каждый день. Но и это хотят отобрать: компания вводит новые правила, по которым вывод денежных средств будет невозможен, пока наша зарплата не покроет все минусы, — а долги при этом падают каждый день.
— Срок забастовки зависит не от нас, а от руководства компании. Но все настроены очень решительно. За простой так и так мы ничего не получим. Нет выдачи, соответственно, нет выручки. Но приходится чем-то жертвовать, — заключает она.
Менеджеры иркутских пунктов выдачи заказов Wildberries подготовили коллективное обращение к руководству маркетплейса (есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.), в котором требуют прежде всего убрать стопроцентное депремирование и запрет на вывод зарплаты при наличии минуса.
Кроме того, сотрудники ПВЗ просят дать возможность оспаривать удержания за брак с помощью фото- и видеофиксации, сразу отмечать замеченный при приеме брак, продавать клиентам проведенные ошибочно в возврат вещи, также расширить возможности для связи с клиентом в случае кражи, сделать скорость раскладки товара индивидуальной, в зависимости от загруженности ПВЗ, ввести график привоза, убрать платные пакеты либо адекватную компенсацию.
Еще два требования касаются возможности дать подробное обоснование расчету зарплаты в личный кабинет и пересмотра системы штрафов в спорах ПВЗ-склад, поскольку участились случаи воровства товара после его отправки с пункта выдачи возвратом.
— В случае невозможности представить видео отправки с ПВЗ требуем обязать склад предоставлять видео приема коробки с подтверждением факта дефекта/отсутствия товара, — отмечается в заключительном требовании.
В Иркутске, судя по отчетам в Telegram-канале работников Wildberries в СФО, не открылись пункты выдачи заказов на улицах Лермонтова, Шпачека, Пушкина, Вампилова, Депутатской, Розы Люксембург и в других точках. Вместе с тем другая часть ПВЗ работает в прежнем режиме.
— Сама бы не стала участвовать, но против [забастовки] ничего не имею, потому что много списаний, — рассказала менеджер в одном из пунктов выдачи заказов на улице Чайковского.
Сотрудник ПВЗ на улице Ядринцева отметил, что пункт выдачи работает по франшизе, а потому у него никаких проблем нет — они есть у тех, что работают напрямую с московским Wildberries. Но и такие пункты, как выяснили корреспонденты «ИрСити», закрылись не все — часть продолжает работать, не желая участвовать в забастовке.
Между тем по поручению Генпрокуратуры России организована проверка сведений о нарушении трудовых прав работников интернет-магазина Wildberries. Речь в том числе о неправомерных удержаниях денежных средств из положенной им заработной платы, отмечалось на сайте ведомства 14 марта.
— В ходе проверки будет дана принципиальная правовая оценка порядка привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплаты им заработной платы, принятия локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций, — говорится в сообщении.
Официальных комментариев со стороны руководства Wildberries до сих пор не поступило. Редакция «ИрСити» направила запрос в адрес пресс-службы маркетплейса с просьбой разъяснить ситуацию.
ООО «Вайлдберриз» зарегистрировано в Москве в 2006 году. 99% доли принадлежит Татьяне Бакальчук, еще 1% — Владиславу Бакальчуку. На конец 2021 года выручка компании составила 224,9 миллиарда рублей, прибыль — 14,1 миллиарда.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.