Вступление в силу нового закона о такси с 1 сентября может откатить рынок перевозок в 90-е, когда машину ловили «с руки», заявил редактору «Чита.Ру» Андрею Козлову директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин.
По мнению Шушарина, требования нового закона приведут к тому, что 98% таксистов станут нелегалами, а если их возьмет на работу служба заказа, то это приведет к блокировке сервиса.
— Мы в итоге имеем, что самозанятые водители, которых в Чите 98%, не смогут выполнять обязательные требования. Соответственно, разрешение, которое он в лучшем случае получит, будет аннулировано за невыполнение требований. Соответственно, он превратится в нелегала, даже если вдруг решит легализоваться. Мы не можем нелегалу передать заявку, так как в законе появилась за два дня до рассмотрения драконовская мера — о блокировке интернет-ресурса агрегатора за такую передачу. <…> Мы с этой «ядерной бомбой» можем увидеть выжженное поле, как в 90-е, когда такси вызывали «с руки» и непонятно, к кому ты сел и кто к тебе сел, — рассказал Шушарин в выпуске проекта «Редколлегия», который выйдет 24 августа.
По его словам, благодаря современным технологиям сервис заказа такси знает почти всё о пассажирах и водителях, в том числе IP их домашнего адреса, номер мобильного телефона, трек поездки. Это привело к значительному сокращению числа преступлений. Шушарин отметил, что в 2022 году у службы было всего шесть случаев нападения пассажира на водителя, когда была нажата кнопка SOS, причем четыре из них — перепалка поле завершения поездки.
Новый закон о такси предполагает создание в регионах реестров перевозчиков, таксистов и самих автомобилей. Зарегистрироваться должны все таксисты, в том числе самозанятые. Агрегаторы, которые заключают договор с таксистами, должны проверять, есть ли у них разрешение на перевозку. Кроме того, запрещено нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления, а также рецидивистов.
В законе оговаривается и внешний вид самих автомобилей: они должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше. В салоне нужно будет размещать информацию о перевозчике и водителе. Предлагается побороть и одну из главных сложностей общения с агрегаторами такси — их виртуальный характер. Это хотят сделать за счет создания региональных представительств, но только для тех агрегаторов, которые выводят на линию более 4 тысяч автомобилей в сутки. Создать такое представительство компания должна в течение 30 дней после того, как число машин превысило указанный порог. Наши коллеги из издания 74.RU разбирали новый закон более подробно в отдельном материале.
31 июля служба заказа такси «Максим» провела эксперимент в Иркутске, применив новые правила к действующим таксистам. В результате водители смогли обработать только 1,2% заявок, а цены взлетели в несколько раз. В частности, из Ново-Ленино в центр агрегатор предлагал уехать более чем за 2 тысячи рублей. Комментируя итоги эксперимента, в «Максиме» заявили, что с 1 сентября будет только хуже.