Усольский городской суд отказал матери троих детей из Усолья-Сибирского Марине Рузаевой во взыскании 1 миллиона рублей в качестве компенсации за моральный ущерб с троих полицейских, которые на протяжении пяти часов пытали её во время допроса в 2016 году. Ранее Станислава Гольченко, Александра Корбута и Дениса Самойлова признали виновными в пытках, но сейчас они уже все на свободе, поскольку освободились по УДО.
Сведения о том, что истице отказано в её иске, содержатся в базе Усольского городского суда. Решение суд принял 22 января. Как рассказал журналисту «ИрСити» супруг Марины Рузаевой и правозащитник Павел Глущенко, судья — Денис Егоров — даже не посмотрел в заключение психологов, которое предоставила истица.
— Решение было готово. Они специально позвали экс-осужденных (Гольченко, Корбута и Самойлова. — Прим. ред.), чтобы очное решение было. Те в принципе не возражали, только стояли и хихикали. Поглумиться пришли, — считает Павел Глущенко.
Из заключения судебного эксперта-психолога (есть в распоряжении редакции) следует, что Марина Рузаева до сих пор испытывает нравственные и моральные страдания от того, что с ней произошло в 2016 году. Напомним, мать троих детей сотрудники усольского отдела полиции избили во время допроса. Она рассказывала, что оперативники пристегнули ее наручниками к скамье, надели на голову пакет, били и пытали электрошокером. Усольчанку допрашивали по делу по признакам убийства ее знакомого пенсионера — женщина с ним регулярно общалась, помогала с продуктами. Она написала заявление в СК, было возбуждено уголовное дело, но до суда оно дошло только через пять лет.
В июне 2021 года Усольский городской суд признал Гольченко, Корбута и Самойлова виновными. Самойлова приговорили к 4 годам лишения свободы, остальных — к 3,5 года. Однако обе стороны дела обратились в Иркутский областной суд с апелляцией, но в 2022 году он оставил приговор без изменения.
Отбывать наказание их отправили в Нижний Тагил, но через 3–5 месяцев местный суд заменил им реальное заключение на исправительные работы в Крыму, рассказывал корреспонденту «ИрСити» Павел Глущенко. В итоге Корбут и Самойлов уже давно на свободе, Гольченко вышел из колонии в 2023 году.
Гражданский иск к бывшим полицейским Марина Рузаева подала тоже в 2023 году. На заседании перед Новым годом в суде выступил представитель отдела полиции, где бывшие полицейские издевались над женщиной. Однако это всё больше походило на защиту ответчиков, которые тогда в суд не явились, отмечает Глущенко.
— Примечательно, что полиция до сих пор продолжает защищать преступников, дискредитировавших деятельность полиции пытками. К февралю 2022 года действующими и бывшими сотрудниками было собрано около 300 подписей в поддержку осужденных за пытки. Осуждённые, во время несения службы в органах внутренних дел, славились высокими показателями раскрываемости, отмечены руководством благодарностями, грамотами. Какими методами добивались высоких показателей раскрываемости, мы видим по приговору суда в деле о пытках Марины Рузаевой, — говорит он.
МВД, продолжает правозащитник, по сути выступает против персональной ответственности преступников. При этом суд ранее обязал ведомство выплатить Марине Рузаевой 500 тысяч рублей компенсации. В возражении усольского отдела полиции на иск усольчанки (есть в распоряжении редакции) отмечается, что ранее Кировский районный суд Иркутска, который выносил решение о возмещении пострадавшей морального ущерба, учёл все обстоятельства случившегося.
— Сумма компенсации в размере 500 тысяч рублей, назначенная Марине Рузаевой, не является чрезвычайно малой или незначительной, она является соразмерной перенесённым ею физическим и нравственным страданиям, призвана компенсировать причинённый истцу моральный вред, — отмечается в документе со ссылкой на Гражданский кодекс РФ.
Доказательств того, что эта компенсация не покрыла ущерб, нанесённый Марине Рузаевой, нет, считают в усольском отделе полиции, а сама потерпевшая якобы злоупотребляет своим правом.
Компенсацию, назначенную судом ранее, Марина Рузаева получила летом 2023 года, следует из решения усольского суда. На этом основании судья Денис Егоров решил, что требовать компенсации морального вреда непосредственно со Станислава Гольченко, Александра Корбута и Дениса Самойлова (в день оглашения решения, к слову, на заседании были только Гольченко и Корбут) усольчанка не имеет права.
— Она уже воспользовалась своим правом на возмещение вреда, причиненного преступлением указанных должностных лиц, указав в качестве надлежащего ответчика, уполномоченного выступать в суде от имени Российской Федерация на основании закона, Российскую Федерацию в лице главного распорядителя бюджетных средств, а именно МВД России, — отмечается в решении.
Отметим, что по делу Марины Рузаевой сроки получил и следователь Сергей Лысых, который занимался расследованием этого ЧП. В феврале 2020 года горсуд его оправдал за подделку доказательств, но затем решение было отменено вышестоящей инстанцией. После нового рассмотрения материалов суд учёл мнение гособвинителя и назначил подсудимому 3 года лишения свободы условно с лишением права занимать должности в системе правоохранительных органов РФ, связанные с осуществлением функций представителя власти.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.