Красногвардейский районный суд Крыма 24 октября освободил по УДО сотрудника полиции межмуниципального отдела МВД «Усольский» Станислава Гольченко, который был признан виновным вместе с двумя коллегами Александром Корбутом и Денисом Самойловым в пытках жительницы Усолья-Сибирского Марины Рузаевой. Об этом корреспонденту «ИрСити» сообщил правозащитник и супруг женщины Павел Глущенко. Карточка дела есть в базе суда.
Напомним, мать троих детей Марину Рузаеву сотрудники усольского отдела полиции избили во время допроса в 2016 году. Она рассказывала, что оперативники пристегнули ее наручниками к скамье, надели на голову пакет, били и пытали электрошокером.
Усольчанку допрашивали по делу по признакам убийства ее знакомого пенсионера — женщина с ним регулярно общалась, помогала с продуктами. Она написала заявление в СК, было возбуждено уголовное дело, но до суда оно дошло только через пять лет.
В июне 2021 года Усольский городской суд признал Гольченко, Корбута и Самойлова виновными. Самойлова приговорили к 4 годам лишения свободы, остальных — к 3,5 года. Однако обе стороны дела обратились в Иркутский областной суд с апелляцией, но в 2022 году он оставил приговор без изменения.
Отбывать наказание их отправили в Нижний Тагил, но через 3–5 месяцев местный суд заменил им реальное заключение на исправительные работы в Крыму, рассказал Павел Глущенко. В итоге Корбут и Самойлов уже давно на свободе.
— Нас вообще не уведомляли, что их освобождают. В Крыму, видимо, свое законодательство. Самойлов работает в СХАО «Белореченское» замначальника по экономической безопасности, Гольченко — там же в экономической безопасности. Корбут — водитель на стадионе «Химик», — рассказал правозащитник.
Станислава Гольченко освободили в первый раз от отбывания наказания весной 2023 года, отмечается на странице Павла Глущенко в соцсети «ВКонтакте». Но в сентябре это решение отменил Верховный суд Крыма. Тем не менее Гольченко вернулся домой.
Нынешнее заседание суда — повторное. Марина Рузаева и Станислав Гольченко принимали в нем участие по видео-конференц-связи. Гольченко на заседании суда (аудиозапись которого имеется в распоряжении редакции «ИрСити») отметил, что всё время нахождения в заключении вел себя корректно, а вину свою признал и раскаялся.
— Перед потерпевшей приношу все свои извинения за содеянное, — сказал он. — В настоящее время я проживаю дома, с семьей, работаю на работе. По прибытии домой я через две недели уже устроился на работу. В УИН на учет встал своевременно, задержек не допускал, сроки отметок не нарушал.
Марина Рузаева отметила, что не принимает извинения, считает их неискренними, а также возражает против освобождения экс-полицейского. Она подчеркнула, что Гольченко извинился только в суде, чтобы удовлетворили его ходатайство об освобождении, а в момент совершения преступления не только не предпринял попытки остановить коллег, но и сам участвовал в истязаниях с использование пакета на голове, бил руками и ногами, а также шокером.
— На мои мольбы на протяжении трех с половиной часов жечь электрошокером хотя бы не в одно и то же место никак не реагировал. В период следствия с органами следствия не сотрудничал, давал противоречивые показания, что свидетельствует об отсутствии у осужденного Гольченко таких человеческих качеств, как честь, добропорядочность, ответственность и честность, — считает Марина Рузаева.
Заседание суда длилось около 50 минут. Из них участники процесса «40 минут слушали, какой он (Гольченко. — Прим. ред.) хороший», отметил Глущенко. Судья, как следует из записи заседания, зачитывала положительные характеристики от участкового, ИК-13, где отбывал наказание, и других инстанций.
— Суд не принял во внимание, что Гольченко и до совершения преступления характеризовался положительно, и в момент совершения преступления, и после, то есть выполнял и выполняет любые указания руководства и получает за это грамоты и поощрения. Выполнял указания руководства и при пытках Марины. Что у него изменилось и исправилось, совершенно непонятно. И нет гарантии, что, к примеру, завтра по указанию нового руководителя он точно так же не будет кого-то пытать, — прокомментировал Павел Глущенко.
Сторона Марины Рузаевой намерена снова оспорить решение крымского суда.
— Кроме слов, доказательств его исправления суду представлено не было. Попков и Чикатило тоже хорошие по характеристикам, — отметил правозащитник.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.