Общество «Взял книгу, а там — заточка». Молодой священник из Иркутска — о работе в колонии, обысках в храме и раскаянии осужденных

«Взял книгу, а там — заточка». Молодой священник из Иркутска — о работе в колонии, обысках в храме и раскаянии осужденных

Сейчас отец Илия Чапайкин служит в Богоявленском кафедральном соборе

Отец Илия Чапайкин служит в Богоявленском кафедральном соборе
Источник:

Священник Богоявленского кафедрального собора Илия Чапайкин стал одним из героев выпуска шоу «Свой / Чужой» на Youtube-канале «Куб», на который подписаны 1,5 миллиона человек. На этой программе он рассказал, как стал священником и почти два года работал в храме при тюрьме, а журналисту «ИрСити» — с кем ему там пришлось столкнуться.

По условиям шоу участникам нужно было определить, кто является священником, а кто — нет. Выводы делали на основе ответов на вопросы ведущего: как они начали служить в церкви, должна ли религия быть частью школьной программы, а также как они относятся к закону об оскорблении чувств верующих. Отдельно отца Илию спросили про работу священником в храме при колонии.

Илие Чапайкину 26 лет, он родом из Иркутска в православной семье. Родители Илии ходили в храм, а сам он еще в детстве начал прислуживать в алтаре. После окончания школы окончил Сретенскую духовную академию в Москве, принял священных сан и год служил дьяконом в столице. А в 2019 году он вернулся на родину и стал служить в Богоявленской соборе.

У мужчины есть семья: жена и маленький сын. О своей жизни, доме и семье он рассказывает в своем Telegram-канале «Илия или не я». Как уточнил журналисту «ИрСити» Илия, жена тоже росла в православной семье — ее дедушка был священником в Слюдянке.

— Так или иначе, у всех священников жены верующие, потому что, с одной стороны, так установлено правилами, канонами, а с другой, просто по-человечески, как ты будешь жить с человеком, у которого совершенно другое мировоззрение? — объяснил отец Илия.

Съемки шоу «Свой / Чужой» состоялись в марте. Отцу Илие написал менеджер проекта «Куб», команда нашла батюшку через его же друзей по московской семинарии.

— Я их выпуски некоторые смотрел. Там, конечно, есть с довольно сомнительной тематикой, касающиеся, например, сексуальной жизни. Но есть и нормальные выпуски. Поэтому я посоветовался с нашим иркутским митрополитом, и он меня отпустил, — пояснил священник.

Молодому батюшке понравилось, как прошло шоу. По его мнению, вопросы, которые задавали участникам, были «с подковыркой» — такие, которые волнуют общественность и вызывают жаркие дискуссии. Поэтому было как важно высказаться по ним, так и услышать мнение другого человека. Сложности были в том, что иркутянин знаком с двумя священниками, поэтому приходилось выбирать между остальными участниками.

— Если бы были люди не публичные, было бы намного интереснее, — заметил отец Илия.

В частности, ведущие шоу спрашивали мнение участников о законе об оскорблении чувств верующих. Судя по комментариям к выпуску, зрителям больше всего понравился ответ именно иркутского священника. По мнению отца Илии, когда речь заходит о религиозных переживаниях, персонажах или священных предметах, то даже невинная шутка может очень сильно зацепить. Но при этом верующие не должны проявлять агрессию, так как «это позорит веру».

— Потому что Господь сказал, что мы должны любить в том числе и врагов своих, а любить врагов — это не желать им сгореть на костре, а желать им спасения, — объяснил на шоу иркутский священник.

По мнению Илии Чапайкина, закон об оскорблении чувств верующих должен быть, так как аналогичные правовые акты есть в развитых странах, в частности, в Европе и Америке. Но, по словам иркутянина, сейчас российское законодательство в этой сфере излишне строго.

— Мне кажется, что это должна быть не уголовная ответственность, и не должно быть сроков, может быть, какие-то большие штрафы, может 15 суток и так далее. То есть это должно быть то, что человека остановит, как-то ограничит, потому что подавляющее большинство людей этим ограничится. Поэтому мне кажется, что закон должен быть, но он должен быть, может быть, менее строг, — резюмировал священник.

Кроме того, отцу Илие задали отдельный вопрос о его опыте службы в храме при тюрьме — 2 года он работал в колонии №4 в Плишкино.

— В жизни это происходит очень просто: тебе приходит бумажка, и ты узнаешь, что ты, оказывается, теперь тюремный священник. Мне все-таки позвонили, спросили, я попросил благословения и меня благословили. Это была тюрьма нестрогого режима. Я там служил два года, были свои трудности, трудности с начальством, трудности еще с чем-то, — рассказывал на шоу иркутский священник.

По его словам, за два года произошел один «очень неприятный инцидент», когда в храме проводили обыск.

— Сотрудники переворошили весь храм, переворошили алтарь. Так или иначе этот вопрос решили. Люди извинились. Но мне после этого было очень тяжело служить в тюрьме. Я попросил своего правящего архиерея, чтобы меня перевели на другую должность. Тем более к этому времени уже преподавал и преподаю литургику у себя в епархии, — пояснил отец Илия.

Тем не менее, он вспоминает то время с благодарностью: «Потому что удалось познакомиться не только с таким елейным православием, а удалось познакомиться с людьми, которые живут в очень суровых условиях, для которых христианство в тюремном обиходе является в определенном смысле исповедничеством, потому что они, бывало, там претерпевали большие скорби из-за того, что они ходили в храм, из-за того, что просили для них служить службы».

Журналисту «ИрСити» священник уточнил, что служил в колонии он с 2020-го по 2022 год, ездил туда два раза в месяц. В этой колонии священник встречал людей, которые сидели за грабежи, разбои, нанесение увечий. «Были люди, которые раскаивались сильно в том, что они натворили, а были, которые всерьез утверждали, что они на самом деле не виноваты», — рассказал отец Илия.

— Был бухгалтер, который не в тех документах подпись поставил, был человек, который сидел за браконьерство. Был и авторитет среди заключенных, я его крестил, он ходил в храм, исповедовался, причащался, но уже после того, как я перестал там служить священником, а он вышел на свободу, я узнал, что он вернулся к преступной жизни. Но есть те, кому храм помог, кто выходил и потом начинали жить нормально, — подчеркнул иркутский священник.

По его словам, приходилось встречаться и с такими заключенными, которые стремились достичь каких-то преференций или что-то пронести.

— Один раз в библиотеке взял какую-то случайную книгу, начал пролистывать и обнаружил, что внутри лежит заточка. Кто ее туда положил — непонятно. Я ее сдал администрации, — поделился священник.

Ранее мы рассказывали историю сельского священника Артемия Пономарева. Сейчас он служит в Князе-Владимирском храме в Иркутске.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления