Служба архитектуры Иркутской области представила концепцию развития Ольхонского района в границах центральной экологической зоны (ЦЭЗ) на Байкале. Специалисты показали, как могут (и, вероятно, должны) выглядеть населенные пункты в прибрежной зоне, чтобы они были комфортными как для туристов, так и для местных жителей. Мы подробно изучили представленную концепцию, которую опубликовали 25 июня на сайте градостроительного совета при губернаторе Иркутской области.
Центральная экологическая зона Байкала включает в себя само озеро со всеми островами, а также водоохранную полосу и все особо охраняемые природные территории вокруг Байкала. Ольхонский район полностью входит в ЦЭЗ. На территории действуют жесткие ограничения, связанные с организацией быта местных жителей и туристической деятельности. Из-за этого, как отмечают эксперты, формируется высокая себестоимость отдыха на Ольхоне.
В концепции отмечается, что в Ольхонском районе целесообразно развивать разные виды туризма. К примеру, в Хужире, Харанцах и Халгае предлагают сосредоточиться на этно-туризме, в документе эти населенные пункты обозначают как духовный центр и «место силы». Для этого там планируют разместить ретрит-пространства (места для уединения и созерцания) и шаманские центры, а также организовать туристический маршрут по местным святыням. «Место силы», по замыслу разработчиков концепции, должно быть ориентировано на людей, которые «хотят встретиться с шаманом, интересуются этнографией» и ищут место для тихого отдыха, направленного на себя.
Для любителей экстрима предлагают развивать село Косая Степь, где в будущем планируют построить велосипедные дорожки и веревочный парк. Также туристов планируют привлекать этнографическим парком, казачьим острогом и ландшафтно-видовым парком. Одними из наиболее знаковых точек притяжения в Бугульдейке, которая сейчас известна многим своим мраморным карьером, должны стать специализированный музей и агроферма.
Сахюрту авторы концепции представляют как важный транспортный узел по направлению к Ольхону с огромным потоком людей (до 115 тысяч человек в год). Поэтому там предлагают сосредоточить усилия на строительстве инфраструктуры — многочисленных баз отдыха и гостиниц (около 10 — двухзвездочных, 20 — трехзвездочных, 2 — четырехзвездочные), гостевых домов и мини-отелей. Для семейного отдыха нужно благоустроить бухты с теплой водой и песчаными пляжами, построить детские лагеря и центр водного туризма.
Всего в Ольхонском районе нужно построить около 300 гостиниц и отелей разных категорий (в Еланцах, Куркуте и Хужире в общей сложности хотят разместить семь пятизвездочных гостиниц).
Что касается транспортного сообщения, то во всех популярных туристических локациях Ольхонского района предлагают создавать перехватывающие парковки и пункты проката электрокаров со станциями для их подзарядки. Станции должны появиться в Бугульдейке, Еланцах, Косой Степи, Сарме, Курме, Хужире и Сахюрте, причем в последнем случае также планируется разместить пункт проката электрокаров. Отмечается необходимость возобновления авиасообщения между Иркутском и Хужиром (самолеты в этом направлении перестали летать после 2020 года).
Развития требует и паромная переправа от МРС до Ольхона. Ее необходимо благоустроить. В частности, в Сахюрте нужно построить береговую контору с крытым павильоном, рассчитанным на 100 человек; установить модульные туалеты и привести к единому стандарту все торговые точки для туристов (сувенирные лавки, кафе и тому подобное). Перед шлагбаумом на переправу хотят разместить охраняемую парковку на 430 мест, на территории переправы — на 60 мест (этого хватит для единовременного ожидания четырех паромов).
Сами паромы предлагают заменить на более экологичные, которые бы работали на электричестве или сжиженном природном газе. Существующие паромы («Ольхонские ворота», «Дорожник» и «Семён Батагаев», их расписание можно узнать здесь) оснащены двигателями внутреннего сгорания, что не соответствует экологическим требованиям.
Одним из важных моментов для повышения туристической привлекательности Ольхона и окрестностей в концепции называют работу общественного транспорта. Для этого нужно не только обустроить остановочные пункты, но и наладить маршрутную сеть с четким расписанием. Сейчас ее фактически нет, что создает определенный дискомфорт для туристов, которые не имеют своих машин. Кроме того, четкая работа автобусов, по мнению авторов, будет стимулировать людей пересаживаться из личных машин в автобусы. Это поможет разгрузить дорогу и паромную переправу. Остановки предлагают также оборудовать пунктами проката самокатов и велосипедов.
Также власти отмечают необходимость реконструкции старых причалов и строительства новых. Современные порты на территории Ольхонского района должны появиться в Еланцах и Сахюрте, в Бугульдейке и Хужире требуется реконструкция причальных сооружений. При их наличии можно будет говорить о разработке маршрутной сети, которая свяжет Ольхон регулярными рейсами с населенными пунктами Иркутской области (например, Листвянкой, Байкальском и Култуком) и Бурятии (Гремячинском, Горячинском, Туркой и Усть-Баргузином).
В июле 2023 года президент России Владимир Путин поручил разработать программу развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале. Она предполагает в том числе замену причалов на озере. В Иркутской области большинство из них не могут принимать большие суда, а центральный причал в Листвянке — главном туристическом направлении в Приангарье — и вовсе запрещен к эксплуатации. На Ольхоне ситуация не лучше: там сооружения планируют реконструировать в 2025–2027 годах. При этом сейчас денег на работы нет.
В развитие туристической отрасли предлагают включать местных жителей. Их хотят задействовать в изготовлении сувенирки и культовой атрибутики, музыкальных инструментов, посуды и блюд местной кухни, а также в проведении народных мероприятий, обрядов и тому подобного.
Для того, чтобы населенные пункты стали понятны туристам, их необходимо привести в соответствие с единым дизайн-кодом. Он еще не разработан, но создатели концепции дали рекомендации, которые стоит соблюсти. В частности, там должна быть отмечена конкретная цветовая гамма, а также материалы, из которых нужно делать общественные пространства, заборы и тому подобное.
Заборы для общественных зданий предлагают украшать традиционными бурятскими орнаментами. Информационные стенды должны быть выполнены из экологичных материалов (например, дерева) и в едином стиле. Также нужно единообразие при создании всей туристической навигации (в том числе на маршрутах «Заповедного Прибайкалья»). Вывески на домах отдыха, магазинах и других учреждениях не должны закрывать окна, балконы и лоджии, также недопустимо их размещать на крышах зданий. Также там предлагают запретить электронные табло с бегущими строками, которые создают визуальный шум.
Вывески, согласно концепции, должны быть либо из дерева, либо из других материалов, имитирующих его по цвету и текстуре. Возможно также оформление с помощью трафаретной печати. Вывески следует размещать над дверьми или окнами, при этом их советуют отцентрировать по вертикали и горизонтали.
Для удобства туристов также рекомендуют создать отдельный интернет-портал и приложение, где была бы собрана вся полезная информация: расписание автобусных маршрутов, треки маршрутов, сведения о местных достопримечательностях, местах для парковки, отдыха, развлечений. Также следует подумать о брендинге Ольхонского района, который бы отражал уникальность того или иного места.
В концепции развития Ольхонского района также обозначены предварительные сроки, когда должны быть выполнены те или иные мероприятия. К примеру, разработка бренда и дизайн-кода должна завершиться в 2025 году, тогда же ожидается появление инфраструктуры для бизнеса (ярмарки, фестивали, рынки) и туристов (велодорожки, прокат). Большинство самых капиталоемких мероприятий (например, строительство очистных сооружений, повышение уровня средств размещения, открытие новых туристических маршрутов и так далее) запланированы на 2030–2040 годы.
Отметим, что не так давно — в январе 2024 года — областные власти представляли концепцию развития Листвянки, еще одной популярной туристической точки на Байкале в Иркутской области. Из нее к 2035-му планируют сделать настоящий «город-сад», который был бы удобен и для приезжих, и для местных жителей. Пока что до исполнения этих планов, к сожалению, далеко.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.