Общество «Все дачи объехала, пока искала материал». Иркутянка открыла стекольную мастерскую: она творит магию из отходов

«Все дачи объехала, пока искала материал». Иркутянка открыла стекольную мастерскую: она творит магию из отходов

Варвара Грачева рассказала, как превратила пивную бутылку в локальный бренд и с какими сложностями столкнулась при запуске бизнеса

Варвара Грачева из Иркутска открыла стекольную мастерскую: она творит магию из отходов | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Варвара Грачева из Иркутска открыла стекольную мастерскую: она творит магию из отходов | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Варвара Грачева из Иркутска открыла стекольную мастерскую: она творит магию из отходов

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Иркутянка Варвара Грачева 10 лет назад открыла витражную мастерскую, а затем загорелась идеей дать вторую жизнь бытовому стеклу, которое можно встретить повсюду: это винные бутылки, старые оконные стекла и многое другое. Она рассказала о своем ремесле и попытках создать узнаваемый локальный бренд журналисту «ИрСити».

«Десять лет прошло, всё еще учусь»

Варвара запустила свой проект под названием «Плавим стекло» в 2015 году. По ее словам, тогда мастерская была одним из немногих подобных предприятий в городе, которое проводило мастер-классы по обработке стекла. Но с тех пор многое изменилось. Мастерских стало больше, а вместе с этим выросло и качество продукции, которую изготавливают в Иркутске, и спрос на нее, так как люди стали больше интересоваться изделиями из художественного стекла.

— Изначально я позиционировала свою мастерскую как витражную, соответственно, в основе лежала работала с профессиональным художественным стеклом. С ним же мы продолжаем работать и сейчас. Но довольно скоро я начала экспериментировать со вторичным материалом, которого вокруг нас очень-очень-очень много, — рассказывает Грачева.

Мастерская Варвары Грачевой начиналась как предприятие по производству витражей | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Мастерская Варвары Грачевой начиналась как предприятие по производству витражей | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Мастерская Варвары Грачевой начиналась как предприятие по производству витражей

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
+2
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

По словам Варвары, она пришла к своей нынешней работе случайно, ее два высших образования с профессией никак не связаны. Будучи студенткой, девушка искала подработку и наткнулась на витражную мастерскую. Там она изучила азы. В остальном же обучение проходило «в бою».

— Сейчас, можно сказать, получаю третье высшее. Оно самое длительное по сроку — уже десять лет прошло, а я всё еще учусь, — со смехом говорит иркутянка.

Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
+2
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Примерно 60–70% от общего объема работы приходится на различные частные интерьерные заказы. Значительная доля производства также приходится на корпоративных потребителей.

Но всё же отдельной строкой во время разговора Грачева выделяла работу со вторичными материалами. Ресайклинг для нее не только оригинальный способ для заработка, но и возможность дать отходам стекла шанс на новую жизнь.

«Бывает, что всё уходит в брак»

Работа со стеклом имеет множество нюансов, которые нужно учитывать, чтобы не испортить материал и получить качественное изделие. Стекла отличаются по составу, назначению, далеко не все из них совместимы друг с другом. К примеру, если начать смешивать оконное, бутылочное и витражное стекло, из этого точно ничего не получится, поскольку каждое сырье имеет свои особенности. Но есть небольшой шанс совместить бутылочное стекло разного цвета.

Печь для фьюзинга и моллирования — одних из самых распространенных техник для обработки стекла | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Печь для фьюзинга и моллирования — одних из самых распространенных техник для обработки стекла | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Печь для фьюзинга и моллирования — одних из самых распространенных техник для обработки стекла

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Аппаратура позволяет задать точные параметры плавления материала. Для разных видов стекла они индивидуальны | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Аппаратура позволяет задать точные параметры плавления материала. Для разных видов стекла они индивидуальны | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Аппаратура позволяет задать точные параметры плавления материала. Для разных видов стекла они индивидуальны

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

В случае с профессиональным художественным стеклом ситуация осложняется тем, что его в принципе сложно найти: сейчас в России его никто не производит. В Советском Союзе эта сфера была развита, но с распадом страны технологии, производственные мощности и — самое главное — кадры были утеряны.

Центром такого производства в СССР был Ленинградский завод художественного стекла. В 1960–1980-е на предприятии совершенствовались технологии по созданию качественного материала и создавалась изысканная посуда из художественного стекла и хрусталя. С переходом к рыночной экономике завод пришел в упадок, в 1996 году он обанкротился и закрылся.

Казалось бы, со вторичным стеклом дело должно обстоять намного проще. Стеклотары вокруг немерено, бери и работай. Но и здесь оказалось настолько много подводных камней, что, по словам Варвары, эксперименты продолжаются по сей день, несмотря на 10-летний опыт работы в этой сфере.

Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
+1
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Мастерская ищет подходящие материалы в пунктах приема вторички, сотрудничает с различными городскими экоцентрами и несколькими заведениями общепита, которые давно знают Грачеву и ее потребности в том или ином виде стекла. А вот самостоятельно предприятие бутылки не принимает.

— Нам нужна определенная форма бутылки, высота, цвет. Это серьезная степень сортировки, на которую нужно тратить время и силы. Мы их лучше направим на свою непосредственную работу, — отмечает Грачева.

Делать бизнес исключительно на вторичном стекле очень сложно, потому что оно довольно часто преподносит сюрпризы. Бывали случаи, когда мастера оставляли заготовки в печи на ночь, а на следующее утро практически всё уходило в брак.

<p>Варвара Грачева</p><p>Варвара Грачева</p>

В такие моменты понимаешь: хорошо, сегодня ты и все твои сотрудники поработали бесплатно.

Варвара Грачева

Владелица мастерской «Плавим стекло»
Опытный профессионал с легкостью увидит брак в этом изделии. А вот менее искушенному зрителю нужно будет внимательно приглядеться | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Опытный профессионал с легкостью увидит брак в этом изделии. А вот менее искушенному зрителю нужно будет внимательно приглядеться | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Опытный профессионал с легкостью увидит брак в этом изделии. А вот менее искушенному зрителю нужно будет внимательно приглядеться

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Если с покупкой листового стекла всё просто, рассказывает Варвара: написал постоянному поставщику, в течение часа получил счет, оплатил, получил стекло, нарезал и начал работать, то со вторичкой всё не так.

— Во-первых, материала нужно очень много. Когда мы только начинали работать, постоянно мониторили разные чаты, караулили объявления в интернете. Я все дачи объездила в пригороде, когда мы искали старое листовое стекло. Во-вторых, его нужно очищать. Однажды был случай, когда оконное стекло было в каких-то разводах, как от бензина, которые не выводились ни ацетоном, ни растворителем. Если прикинуть, сколько времени было потрачено, приходишь к выводу, что всё это время занимался благотворительным проектом, а не бизнесом, — сетует Варвара.

От нерп — к «Исчезающему Иркутску»

Мастер не планирует отказываться от работы со вторсырьем. Эта идея сейчас занимает значительную часть ремесла, которым она занимается. Один из брендов мастерской называется «После вина». Это различные изделия из винных бутылок — столовый декор, предметы интерьера и украшения.

Причудливые объекты удается создать, прибегая к технике под названием моллирование. Для этого выбирают бутылку нужной формы и отправляют ее в печь, где при высокой температуре стекло становится мягким, тягучим. А дальше действует сила земного притяжения. Стекло в жидком состоянии принимает нужную форму, которую задают с помощью заготовок из огнеупорных материалов.

Из переработанного стекла можно сделать заготовки для мозаик | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Из переработанного стекла можно сделать заготовки для мозаик | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Из переработанного стекла можно сделать заготовки для мозаик

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

С этим справится даже ребенок, были бы желание и фантазия | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»С этим справится даже ребенок, были бы желание и фантазия | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

С этим справится даже ребенок, были бы желание и фантазия

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

А вот придать стеклобою новую изящную форму непросто, этому нужно учиться | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»А вот придать стеклобою новую изящную форму непросто, этому нужно учиться | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

А вот придать стеклобою новую изящную форму непросто, этому нужно учиться

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Иркутянка долго экспериментировала с локальной тематикой в своей работе | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Иркутянка долго экспериментировала с локальной тематикой в своей работе | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Иркутянка долго экспериментировала с локальной тематикой в своей работе

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Одной из наиболее значимых для себя разработок Грачева называет проект «Исчезающий Иркутск». Это сувенирная серия стаканов из использованной тары, на которую наносятся различные узоры. Грачева вдохновлялась орнаментами на карнизах под кровлей деревянных домов (их еще называют фризами).

— Мне давно хотелось делать сувениры с местным колоритом. Разумеется, как многие мастера в разных сферах, пробовали делать что-то, связанное с Байкалом, нерпами, омулем… Наверное, когда ты живешь в Иркутске, этого этапа работы невозможно избежать. Были разные опыты, не могу сказать, что мне всё нравилось, — говорит девушка.

В какой-то момент решили попробовать сделать стаканы из длинных бутылок.

— Это такой утилитарный продукт, для нашей профессии — буквально «хлеб»: стаканами пользуются все и практически каждый день. Сначала хотели попробовать изобразить на них наличники — от этой темы в те годы уже все буквально дрожали от восторга, — но сделать это со стаканами было проблематично. Тогда я обратила внимание на фризы. По-моему, это очень недооцененный элемент, — говорит Варвара и далее показывает нам чудеса.

Благодаря технологии химического матирования можно сделать исчезающий узор на стекле. На сухой поверхности рисунок будет заметен, но стоит его намочить, как он растворяется буквально на глазах. Особенно эффектно это выглядит, если в стакан налить холодный напиток. Практически сразу же на гранях стакана образуется конденсат, но по мере уменьшения содержимого в стакане поверхность будет подсыхать — и рисунок будет возвращаться постепенно.

Если намочить узор на этом стакане, он исчезнет. Это ли не чудо? | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Если намочить узор на этом стакане, он исчезнет. Это ли не чудо? | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Если намочить узор на этом стакане, он исчезнет. Это ли не чудо?

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
+2
Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Этот стакан посвящен Эрику Лаксману&nbsp;— шведскому ученому, который во второй половине XVIII века основал стекольный завод в Тальцах и открыл новый способ получения стекла с применением глауберовой соли | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»Этот стакан посвящен Эрику Лаксману&nbsp;— шведскому ученому, который во второй половине XVIII века основал стекольный завод в Тальцах и открыл новый способ получения стекла с применением глауберовой соли | Источник: Ксения Филимонова / «ИрСити»

Этот стакан посвящен Эрику Лаксману — шведскому ученому, который во второй половине XVIII века основал стекольный завод в Тальцах и открыл новый способ получения стекла с применением глауберовой соли

Источник:

Ксения Филимонова / «ИрСити»

— Так что название «Исчезающий Иркутск» довольно символичное. Во-первых, мы обращаем внимание на своеобразие продукции, во-вторых, отсылаем к той части нашего города, которая, к сожалению, потихоньку пропадает, — делится инсайтом собеседница.

Разные виды продукции требуют разной степени обработки материала. К примеру, делится своим опытом Варвара, стакан для свечи, который изготавливается из винной или пивной бутылки, достаточно обрезать под нужную высоту и зашлифовать края, чтобы не порезаться. С посудой дело уже обстоит по-другому: ее нужно не только отшлифовать, но и отполировать, предварительно «очистив до скрипа».

— Эти товары очень поддерживают нас в периоды, когда мы изготавливаем и согласовываем различные крупные интерьерные заказы. С посудой мы уже вышли на маркетплейсы. К примеру, стаканы с матированием продаем по 750 рублей, из синего стекла — за 850. Кто-то скажет, что это дорого, но не нужно пребывать в иллюзиях — это сложный ручной труд, который еще и связан со вторичной переработкой. В нынешних условиях она находится на таком уровне, что мы еще не скоро сможем приблизиться к какой-то выгоде, — отмечает иркутянка.

Шаг к возрождению

Одной из самых сложных техник является «гута» — выдувание различных объектов из раскаленного материала через длинную металлическую трубу, называемую понтием. Так можно изготавливать ажурные вазы, графины, предметы для украшения интерьеров. Это древняя техника, и когда люди говорят о стеклодувах, многие подразумевают именно то, что называется «гутой».

Читатели в возрасте наверняка вспомнят причудливые стеклянные фигурки быков, коней и других животных, которые часто можно было увидеть на самом видном месте практически в любой квартире. Эти и многие другие украшения интерьера производились как раз гутной техникой, и занимались этим на Тулунской стекольной фабрике. Увы, но и это производство было утеряно с распадом СССР.

Когда-то сначала в Тальцах, а затем в Тулуне производили стеклянные украшения методом выдувания | Источник: сайт администрации ТулунаКогда-то сначала в Тальцах, а затем в Тулуне производили стеклянные украшения методом выдувания | Источник: сайт администрации Тулуна

Когда-то сначала в Тальцах, а затем в Тулуне производили стеклянные украшения методом выдувания

Источник:

сайт администрации Тулуна

— На территории Иркутской области последние несколько десятилетий отсутствуют какие-либо заводы, мастерские или малые предприятия, которые бы работали с выдуванием. Технология сложная, а инфраструктура потеряна, знания передавать некому. Фактически всю эту работу сейчас нужно проводить с нуля, — отмечает она.

Первый шаг к возрождению этого сложного производства был сделан не так давно: мастерская Грачевой совместно с музеем «Тальцы» организовала арт-резиденцию «Осторожно, стекло». При поддержке Фонда Потанина там установили специальную печь, которая позволяет нагреть материал до температуры свыше тысячи градусов.

Сейчас в Тальцах открылась стеклодувная мастерская, где работают со специальной плавильной печью. В Иркутской области других таких нет | Источник: из личного архива Варвары ГрачевойСейчас в Тальцах открылась стеклодувная мастерская, где работают со специальной плавильной печью. В Иркутской области других таких нет | Источник: из личного архива Варвары Грачевой

Сейчас в Тальцах открылась стеклодувная мастерская, где работают со специальной плавильной печью. В Иркутской области других таких нет

Источник:

из личного архива Варвары Грачевой

Сейчас мастера «Плавим стекло» обучаются работе с этой техникой. По словам Варвары, чтобы стать профессионалом в этом направлении, нужно потратить тысячи часов. На заводах это выглядит так: пока работает мастер, ученик трудится вторым номером — подает материал, помогает с обработкой. Примерно через год-два такой постоянной деятельности ученику дают право полноценно работать с оборудованием для гутной техники.

— Конечно, пока о мастер-классах по этому направлению речи не идет. Во-первых, мы учимся сами. Во-вторых, их довольно сложно организовать, нужно много оборудования и расходников, которых попросту нет в магазинах, их нужно долго и упорно искать. Но я надеюсь, что нам удастся сделать шаг в сторону возрождения этого направления, — резюмировала иркутянка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE6
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления