
Удобство влетит в копеечку. Сколько стоит ночевка в турбазе на Ольхоне и откуда такие ценники
Июль, а особенно его середина — это прекрасное время для поездки на Байкал. Погода стоит прекрасная, а вода в заливах уже довольно теплая. Самое попсовое направление — конечно же, остров Ольхон. Здесь гостиницы и турбазы надо бронировать за полгода, чтобы хоть как-то сэкономить на и без того дорогом отдыхе. Но мы решили проверить, сколько стоит номер на одного человека, если планировать поездку прямо сейчас на даты после 15 июля.
Для обзора мы использовали базы данных двух сервисов бронирования: «Островок!» и «Суточно.ру». Для удобства выбрали размещение на ночь после 15 июля.
Дешево и сердито
Судя по данным «Островка», самые низкие цены предлагает гостевой дом «Усадьба Набаймар». Ночевка там стоит от 2 260 рублей. Но фактически это стоимость кровати в четырехместном номере. В придачу идет телевизор и шкаф. А ванная комната — общая на всех. А двухместный стандартный номер стоит все-таки дороже — от 7,5 тысячи рублей.

Так выглядит номер, ночевка в котором будет стоить 2,3 тысячи рублей
На «Суточно.ру» можно найти номера из серии «дешево и сердито». Сутки в гостевой доме без названия будут стоить 3 тысячи рублей. Сами комнатки выглядят славно и ухоженно, но все удобства — во дворе, как в обычной деревне. И все общее — душ и кухня.

Так выглядит комнатка за 3 тысячи рублей
За 4 тысячи рублей можно остановиться в гостевом доме «Family House». Здесь так же общая кухня, душ и туалет.

А это номер за 4 тысячи рублей
До 5 тысяч рублей уже можно найти номера с собственным санузлом. Например, в гостевом доме Лазаревых в маленьких номерах стоят даже кресла.

Здесь ночевка стоит чуть больше 4 тысячи рублей
Вполне вместительные номера предлагает гостей база отдыха «Ольхон». Интерьер минималистичен, зато есть свой крохотный санузел и столик с двумя стульчиками. Здесь ночевка стоит от 5 тысяч рублей.

За 5 тысяч рублей вам еще и полотенца сложат в форме бантика
Большая часть номерного фонда стоит от 7 до 9 тысяч рублей. Здесь стандартные номера уже чуть просторнее, есть тумбочки, столики, кресла, а в некоторых местах — ещё и отдельный чайник и даже маленький холодильник.

Так выглядит двухместный стандарт в Olkhon Rest за 6,3 тысячи рублей

Чайник и холодильник — в комплекте
Санузлы в этой категории тоже включают в себя туалет, раковину и душевую.
Дорого и богато
А теперь посмотрим на дорогие гостиницы. Самую высокую цену предлагает отель Villa Malina. Здесь доступны для бронирования полулюксы и люксы. Нижняя граница цены — 21,6 тысячи рублей.

Вот в таком примерно номере можно жить за 21,6 тысячи рублей
Номера просторные, есть собственная ванная комната, интернет, кондиционер, телевизор, холодильник, чайник, кухонные принадлежности. А еще предоставляются фен, утюг, туалетные принадлежности, халат и тапочки.
За 19,9 тысячи рублей можно снять на сутки небольшой коттеджик на целую семью. Такую услугу предлагают несколько гостевых домов. Например, глэмпинг-отель «Искатели» или «В гостях у Дубровских». В Olkhon Village коттедж с двумя спальнями, собственной кухней и санузлом за сутки обойдется в 18 тысяч рублей с человека.

Глэмпинг «Искатели» предлагает домики за 20 тысяч рублей
Двухместный стандарт с балконом и «красивым видом из окна» можно снять за 19,4 тысячи рублей в отеле «Байкал-Хан». Люксы и полулюксы за 16,5-20 тысяч рублей предлагает BaikalWood Eco Lodge & Spa.
В 17 тысяч рублей выйдет размещение одного гостя в барнхаусе. А вообще он рассчитан на компанию из шести гостей. Есть своя огороженная территория, кухня, за дополнительную плату можно попариться в банном чане и попить чаю.

Барнхаус обойдет в 17 тысяч рублей с человека
Как правило, в дорогом сегменте владельцы отелей заморочились не только с дизайном интерьеров и наполнением номеров всем необходимым для автономного отдыха, но и с благоустройством территории усадьбы. В некоторых случаях в стоимость размещения включено питание.
Почему так дорого?
На стоимость проживания влияет сразу несколько факторов. В том числе рост инфляции, которую пытаются сдержать высокой ключевой ставкой, увеличение минимального размера оплаты труда и, как следствие, рост налогов, которые бизнес уплачивает с зарплат сотрудников, пояснила журналисту «ИрСити» председатель комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири по предпринимательству в сфере туризма Марина Григорьева. По ее словам, усилена и налоговая нагрузка на предпринимателей, которые работают по упрощенной системе: теперь при достижении определенного уровня выручки бизнесмен обязан платить НДС.
«Это все отражается на себестоимости не только отельного бизнеса, а любого бизнеса. А с учетом сезонности и удаленности, конечно же, больше всего для обычного потребителя это заметно в гостиничном бизнесе, так как он видит, что стоимость номеров в отелях возрастает», — подчеркнула эксперт.
Еще одним фактором, который повлиял на стоимость размещения, стал введенный с 1 января туристический налог. В частности, он действует и в поселке Хужир — центральном населенном пункте на острове Ольхон.
Туристический налог — это новый вид обязательного платежа, который был включен в Налоговый кодекс РФ в 2024 году. Согласно законодательству, его могут вводить органы местного самоуправления на своей территории. Налогоплательщиками в этом случае будут только классифицированные средства размещения. Закон в один ряд с гостиницами поставил санатории и курорты, если они на время лечения предоставляют пациентам услуги по проживанию. А вот собственники квартир и домов, которые сдают жилье в аренду, под действие налога не попали.
Речь идет о тех средствах размещения, которые работают в легальном поле и платят все налоги. По словам Марины Григорьевой, значительнее всего турналог повлиял на так называемый средний сектор.
«Закон говорит, что ставка туристического налога составляет 1%, но не менее 100 рублей. Но если номер дешевле, чем 10 100 рублей, то получается ставка порядка 3%. То есть чем дешевле номер, тем больше отель в процентном соотношении платит размер туристического налога, исходя из его минимальной ставки», — подчеркнула эксперт.

На стоимость проживания на Ольхоне повлияла не только инфляция и ключевая ставка, но и новый туристический налог
Она заметила, что возникла парадоксальная ситуация, ведь на уровне законодательства дан «зеленый свет» для легализации объектов на землях ИЖС. «Иркутская область входит в число пилотных территорий, где действует норма, что на землях ИЖС законно принимать гостей, и было бы правильно ввести эти объекты в туристическую отрасль, так как это отражается на создании обеспечивающей инфраструктуры. Но такой подход по туристическому налогу снивелировал многолетние усилия, которые были приложены к введению объектов в легальный оборот, и некоторые гостевые дома не будут спешить со своей легализацией», — объяснила Марина Григорьева.
По ее словам, с точки зрения отельеров и предпринимательского сообщества, закон о турналоге был разработан и принят «достаточно скоропалительно» и без консультаций с бизнесом. В частности, есть вопросы о том, кто является плательщиком этого налога, как он администрируется и как это отражается на себестоимости отеля. Григорьева подчеркнула, что на заседании экспертного совета в Госдуме обсуждался вопрос исполнения этого закона и ожидается, что до конца года будут изменены подходы к взиманию туристического налога.
По оценкам Марины Григорьевой, совокупность факторов привела к тому, что стоимость номеров в среднем подорожала на 10-15%.
На самом деле себестоимость увеличилась процентов на 40. Но отели не поднимают цены на 40%, а просто-напросто сокращают свои инвестиционные программы, не позволяя себе вкладываться сейчас в инфраструктуру.
На фоне роста цен, по словам Григорьевой, нельзя говорить об оттоке клиентов из Иркутской области. Но проблемы все же есть. Как заметила эксперт, у гостей всегда есть возможность выбрать качество не только номерного фонда, но и обеспечивающей инфраструктуры и наличие развлечений, поэтому они едут в те регионы, где это сочетается и динамично развивается, «чего мы, к сожалению, не можем сказать про Иркутскую область». Тем не менее турпоток в регион идет, а количество отелей увеличивается, поэтому гости распределяются между всем номерным фондом.
«Я бы не стала говорить, что сейчас отток туристов и в регион никто не едет, но мы не в очень хорошем состоянии по конкурентоспособности обеспечивающей инфраструктуры и индустрии развлечений, поэтому есть риски оттока в такие регионы, как Бурятия, Алтайский край, республику Алтай, Красноярск и Новосибирск. Сравнивать наш регион с Таиландом или Краснодарским краем некорректно. А вот смотреть статистику регионов Дальнего Востока и Сибири важно и нужно», — заметила эксперт.

Иркутская область прекрасна, но по качеству обеспечивающей инфраструктуры и индустрии развлечений не может конкурировать с Бурятией и Алтайским краем
Она заметила, что Иркутская область проигрывает ближайшему соседу — Бурятии — в плане ценообразования. По словам Марины Григорьевой, республика субсидирует целый ряд направлений, которые помогают турбизнесу. Так, выделяются региональные деньги на вывоз твердых и жидких отходов, на подготовку к классификации, на обеспечение санитарными зонами.
В Бурятии программа субсидирования из регионального бюджета очень емкая и большая. Порядка 200 миллионов рублей, по-моему, в этом году даже больше, Бурятия тратит на поддержку туристической и гостиничной отрасли. Поэтому когда предприниматели получают субсидии, у них себестоимость продукта снижается. И они могут повышать стоимость своего номерного фонда не на 10-15%, а всего на 2-3%.
В Алтайском крае, по словам эксперта, и вовсе «огромная программа региональной поддержки, там подход на протяжении нескольких лет позволил бизнесу безопасно вкладывать инвестиции, а соответственно повышать и качество, и количество инфраструктуры».
Марина Григорьева уточнила, что в Иркутской области уже несколько лет действует программа развития туризма. «Но на сегодняшний день, мы так понимаем, региональный бюджет пока занимается другими задачами, социальными», — резюмировала эксперт.