Общество Всё о Байкале эксклюзив В Иркутской области массово вводят туристический налог. Разбираемся, что это такое и кто его будет платить

В Иркутской области массово вводят туристический налог. Разбираемся, что это такое и кто его будет платить

По мнению эксперта в туристической отрасли, закон может спровоцировать рост серого рынка жилья

В Иркутской области массово вводят туристический налог

Источник:

Муниципалитеты Иркутской области в конце ноября стали один за одним объявлять о введении туристического налога — нового сбора, который пойдет в казну населенных пунктов. На это никто не обращал внимание, пока этим занимались знатные «туристические центры» в виде Усолья-Сибирского и Усть-Илимска. Но вот турналог уже добрался и до Байкала — места, куда ежегодно приезжают сотни тысяч человек со всей России.

Туристический налог — это новый вид обязательного платежа, который был введен в Налоговый кодекс РФ в 2024 году. Согласно законодательству, его могут вводить органы местного самоуправления на своей территории. Налогоплательщиками в этом случае будут только классифицированные средства размещения (к ним относятся сертифицированные гостиницы, в Иркутской области их всего 273, как следует из соответствующего реестра Минэка России).

Правда, есть нюанс: закон в один ряд с гостиницами также поставил санатории и курорты, если они на время лечения предоставляют пациентам услуги по проживанию на своей территории. А вот собственники квартир и домов, которые сдают жилье в аренду, под действие налога не попадают. По крайней мере, пока.

Ранее в некоторых регионах России действовал курортный сбор. От налога он отличался по нескольким признакам. Во-первых, его взымало не государство (в случае с турналогом — в лице органов местного самоуправления), а сами средства размещения — гостиницы, санатории, пансионаты. Во-вторых, его размеры были строго фиксированы — до 100 рублей в сутки. Налог же рассчитывается в процентах от стоимости бронирования: не выше предельной ставки, но не менее 100 рублей за сутки.

В отличие от налога, курортный сбор можно было и не платить: задержать туриста, не отдать ему вещи или не пустить на поезд либо самолет нельзя. Туристический налог же — обязательный платеж, его неуплата может иметь последствия в виде проблем с законом, как неуплата любого другого налога (например, на землю или транспорт).

В Иркутской области введение курортного сбора обсуждалось с 2021 года, в последний раз об этом предметно говорили в 2023-м. Тогда замруководителя регионального агентства по туризму Роман Пичугин заявил, что вводить сбор на территории Приангарья не планируют.

Изменения в Налоговом кодексе, давшие право муниципалитетам вводить туристический налог, позволяют им определяться самим, нужна ли им такая мера. В Иркутской области первым городом, решившимся на такой шаг, стал Усолье-Сибирское. Затем о введении налога заявили в Усть-Илимске. В областном центре такую возможность пока рассматривают.

За последние несколько дней стало известно о введении туристического налога в ряде населенных пунктов Байкальской территории. С 1 января он начнет действовать в Большом Голоустном, Хужире и Листвянке.

Для понимания масштабов — в Усолье находится всего пять аккредитованных гостиниц, которые подпадают под действие этого налога, в Усть-Илимске — всего четыре. В одной только Листвянке (там о введении турналога заявили 5 декабря) таких средств размещения 16, в поселке Никола (он входит в Листвянское городское поселение) — 11, в Ольхонском районе — 40.

Мы обратились к замглавы Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылову с просьбой разъяснить ситуацию вокруг введения туристического налога. Он отметил, что муниципалитеты схватились за идею нового сбора, как за новую возможность пополнения бюджета. При этом закон создал ряд проблем как для предпринимателей, занимающихся размещением туристов, так и для самих местных органов власти.

В частности, по его словам, новый налог дифференцирует гостиницы и санатории. С первых он будет взыматься исходя из номера, со вторых — исходя из количества заселившихся человек.

— Такая градация не очень понятна. Типов средств размещения много. Почему тот или иной вид должен оплачивать налог с номера или человека, не разъясняется, — отметил он.

Кроме того, сейчас у бизнеса нет ясности, как отражать эти налоговые поступления и как перестраивать свою бухгалтерию. Со стороны муниципалитетов возникает другая проблема: закон не определяет, как они должны тратить эти деньги.

— Теперь часто со стороны туристов и предпринимателей к властям будет звучать вопрос: вот вы с нас налог берете, а где инфраструктура, где результат? Им будет очень сложно объяснить возмущенным туристам, которые будут платить больше, почему нет туалетов, мусорки и прочей инфраструктуры, которая им нужна, — рассказал Копылов.

Во всех муниципалитетах налоговая ставка в 2025 году будет рассчитываться по формуле 1% от суточной цены проживания, но не менее 100 рублей, причем в ряде случаев процент будет становиться выше от года к году (до 5% в 2029-м). Для туристов же стоимость проживания, как отмечает замруководителя СБАТ, вырастет явно не на 100 рублей. Новый налог для них будет вшит в стоимость услуг.

— Можно сказать, что 100 рублей — сумма небольшая, у нас цены на гостиницу повышаются гораздо больше [от сезона к сезону]. Но если плата будет браться с человека, как в санаториях, то получается уже ощутимо. К примеру, возьмем семью из четырех человек, которая взяла двухнедельную путевку. Заехало четыре человека, которые должны доплатить по 100 рублей на 14 дней. Выходит серьезная сумма (5,6 тысячи рублей. — Прим. ред.). С учетом того, что санатории у нас обслуживают, скажем так, не самую богатую часть туристов, это удар прежде всего по имиджу самих санаторно-курортных организаций, — пояснил замглавы СБАТ.

— Цены на гостиницы формируются гораздо раньше сезона, продажи начинаются примерно за полгода. На зимний сезон они уже оплачены. Легальные гостиницы сейчас будут вынуждены объявлять о повышении цен с 1 января, хотя в туризме обычно так не делается, обычно цены держатся на протяжении сезона. Причем с учетом дополнительных издержек (например, банковского эквайринга при оплате налога) рост будет не на 100 рублей, а выше, — подчеркнул Копылов.

Еще одна проблема, которую может вызвать введение туристического налога, будет связана с серым рынком. По словам Копылова, власти и бизнес потратили много лет на то, чтобы вывести в легальное поле гостевые дома (они формально не являются классифицированными средствами размещения, а значит не попадают под действие туристического налога).

— В Листвянке большинство гостиниц действуют в легальном поле, а вот в Большом Голоустном, на Ольхоне ситуация другая — там много гостевых домов, которые не попадут под налог. Что очень печально, они получат дополнительный аргумент для того, чтобы не легализоваться. Сейчас они используют разные схемы, например, сдачу жилья в аренду, — одним словом, все то, что мы называем серыми схемами, — рассказал эксперт.

Вадим Копылов также добавил, что сейчас СБАТ пишет письма в муниципальные органы власти и просит их отсрочить введение налога, чтобы у бизнеса была возможность наладить все рабочие моменты, чтобы не пострадала репутация предпринимателей, которые вынуждены будут поднимать цены или просить делать какие-то доплаты уже после заключения договоров. Он также посетовал, что решение о введении налога было принято без каких-либо широких общественных обсуждений, не советуясь с бизнесом.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Детоксы — не то, что нужно!» Нутрициолог из Иркутска раскрыла секрет, как выйти из новогоднего зажора
Марина Лубешко
Мнение
«Моё время улетало в трубу». Как иркутянка справилась с зависимостью от соцсетей
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления