Заместитель мэра Иркутска — председатель комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Татьяна Макарычева рассказала на депутатских слушаниях 6 июля, почему безналичная оплата проезда действует не во всех городских автобусах.
В апреле 2017 года мэрия Иркутска в качестве эксперимента начала монтировать терминалы для электронной оплаты проезда в муниципальном транспорте. Ими были оснащены 12 автобусов маршрутов № 67 и 37, 2 трамвая № 2 и 2 троллейбуса № 1 и 7к. Результаты эксперимента признали успешными, и к концу августа того же года терминалы появились на всех машинах «Иркутскавтотранса» и «Иркутскготранса».
Депутат думы Иркутска Григорий Вакуленко заявил, что администрация при проведении конкурсов на определение перевозчиков по частным маршрутам должна исключить возможность оплаты проезда наличными, как это сделано в других городах.
По словам заммэра Макарычевой, общественным транспортом могут пользоваться пассажиры, которые не взяли с собой банковскую карту или по каким-то причинам не имеют ее. Кроме того, ограничение оплаты проезда наличностью может быть оспорено антимонопольным органом.
— В техническом задании нужно исключить возможность наличного расчета, иначе выход денежных средств в серую зону мы никогда не исключим. Нет у тебя с собой карточки — сделай перевод с телефона. В Москве нет наличного расчета. Мы что, другая страна? — сказал депутат.
Макарычева в ответ на это заметила, что в Москве действуют карты «СберТройка» с возможностью пополнения и использования на любом виде общественного транспорта. В Иркутске с января 2022 года запустили эксперимент с проездными картами на базе этой системы на двух муниципальных маршрутах, но, как подчеркнула чиновница, перевод всего транспорта на электронную оплату город не потянет.
— Тогда надо забыть про всю экономику и положительное решение вопросов муниципальных «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгортранса», — парировал Вакуленко.
Директор «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков рассказал, что карты для безналичной оплаты проезда по типу «СберТройки» отвечают всем требованиям и могут использоваться как льготниками, так и обычными людьми, но для того, чтобы они заработали в полном объеме, их нужно внедрять во всем городском транспорте — как в муниципальном, так и в частном.
— Однозначно считаю, что за этим будущее, мы в эту сторону работаем. Но любая структура, которая занимается выпуском и организацией электронных проездных, говорит: «А что МУПы, у них условно 200 единиц техники. Давайте весь город». И в этом весь смысл. Тогда пассажиру не будет никакой разницы, кто едет — МУП, ООО или ИП, — добавил Колмаков.