Директор муниципального предприятия «Иркутскавтотранс» Алексей Колмаков заявил на депутатских слушаниях 6 июля, что Иркутск нуждается в реформировании пассажирского транспорта. Среди основных моментов, над которыми нужно работать, он назвал создание концепции развития пассажирского транспорта, переход на безналичную оплату проезда, обновление подвижного состава и оптимизация маршрутной сети.
Впервые концепцию развития пассажирского транспорта в Иркутске представили в 2011 году, это сделал вице-мэр Дмитрий Разумов, работавший в администрации Виктора Кондрашова. Тогда шла речь об исключении автобусных маршрутов, дублирующих движение трамваев, и использовании автобусов средней и большой вместительности. Предполагалось, что концепция начнет действовать в 2013 году.
Также о необходимости разработки концепции сообщалось в 2017 году. Тогда в качестве одной из главных проблем также называли высокий уровень дублирования маршрутов и плохое состояние подвижного состава.
На последних слушаниях в думе Иркутска депутат и директор муниципального «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков снова заявил о необходимости разработки такого документа. По его словам, она должна быть «прозрачной и понятной». В качестве основных вопросов он выделил оптимизацию маршрутов с исключением дублированных, обновление и унификацию общественного транспорта. Автобусы большой и средней вместимости должны стать основой подвижного состава не только в «Иркутскавтотрансе», но и в частных компаниях.
— Для того, чтобы в этот тренд зашли наши частные перевозчики, нужно контрактовать их на 5–7 лет, не меньше, чтобы люди могли встроиться в систему развития, иметь гарантии, — добавил Колмаков.
Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников заявил, что администрация считает необходимым перейти к системе заключения брутто-контрактов с перевозчиками, при которых они будут получать деньги не за число перевезенных пассажиров, а за километры пробега.
— Мы считали суммы, искали инвесторов, разговаривали с министерством транспорта. В России есть примеры перехода на брутто-контракты. С одной стороны, там полностью сделали рынок белым, изменили подход к транспортной системе, когда водителям и предпринимателям нет смысла торопиться, обгонять, пускать незаконные транспортные средства. Но, с другой стороны, во всех этих городах насчитали дополнительные расходы — 1–1,5 миллиарда рублей, — рассказал Ружников.
Он добавил, что мэрия все равно рассматривала переход к брутто-контрактам и общалась с правительством Иркутской области по поводу субсидирования затрат. Но, как показал опыт других городов, снижение пассажиропотока в результате пандемии коронавируса значительно увеличило расходы городов, которые перешли к системе брутто-контрактов (до 2–3 миллиардов), что вывело проблему на уровень правительства России.
— Пассажиропоток меньше, доходная часть меньше, а с предприятиями заключены контракты, они должны получить свою сумму. У муниципалитета получался доход от количества пассажиров. Но раньше, условно, перевозили десять пассажиров, а после коронавируса — одного, — объяснил проблему Ружников.
Заместитель мэра Иркутска — председатель комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Татьяна Макарычева также сообщила, что администрация в этом году планирует начать работу по анализу маршрутной сети совместно с ИРНИТУ. Основная идея этого взаимодействия — снизить задублированность и математически просчитать оптимальную схему движения общественного транспорта.
Депутаты думы по итогам слушаний приняли решение обратиться к мэру Иркутска Руслану Болотову с просьбой поручить городской администрации представить проект концепции развития общественного транспорта в городе к концу 2022 года. Кроме того, они решили ежемесячно рассматривать вопрос общественного транспорта на профильной комиссии и ежеквартально — на депутатских слушаниях.