На городские маршруты в Иркутске утром 5 сентября вышло больше 30 новых автобусов марки НЕФАЗ. Казалось бы, рядовое событие, но если вспомнить, какие автобусы ходят в городе сейчас и сколько их нужно для полного обновления «Иркутскавтотранса», оно станет чуть более знаковым. Транспорт в добрый путь провожало даже руководство области.
Новенькие НЕФАЗы задорно зеленели на парковке возле здания правительства Приангарья с самого утра. Неподалеку от них стояли водители «Иркутскавтотранса» в парадной форме. Машины уже распределили между ними.
Происходящее вызывало интерес среди прохожих и водителей, проезжавших мимо. Некоторые иркутяне даже подходили к технике, осматривали ее.
Торжество, если его можно таковым назвать, началось в 9 утра. Перед собравшимися водителями и журналистами выступили глава Приангарья Игорь Кобзев и мэр Иркутска Руслан Болотов, спикеры регионального Заксобрания и гордумы Александр Ведерников и Евгений Стекачев соответственно, а также представители Сбербанка (с ним мэрия заключила договор лизинга) и Ростеха («КАМАЗ», владеющий НЕФАЗом, принадлежит госкорпорации).
Говорили, в основном, об одном и том же: что Иркутску очень нужны новые автобусы; что НЕФАЗ — надежный отечественный производитель, работающий даже в условиях санкций; что горожане по достоинству оценят приехавшие машины.
— Это новые комфортабельные автобусы с пневмоподвеской. Это другой уровень качества обслуживания пассажиров (в сравнении с более старыми автобусами. — Прим. ред.), и это достойно нашего города, — рассказал Болотов.
Перед тем как машины вышли в своей первый рейс по Иркутску, руководство области и города вручило водителям ключи от автобусов и благодарственные письма за долгую работу. Отдельно отметили ветерана «Иркутскавтотранса» Александра Романова, стаж которого составляет 35 лет. Ему вручили наградные часы.
Пока шла поздравительная часть, я посмотрел новые автобусы изнутри. Выглядят неплохо, как и положено современному низкопольному автобусу. Единственная накопительная площадка находится в центре салона, сзади ее нет из-за размещения двигателя. Сидячих мест не очень много — чуть больше двадцати. Есть кнопки для связи с водителем, автобус оборудован средствами для обслуживания инвалидов.
— Для тех, кто служил в армии [будет знакома команда]: «По машинам!» — с такими словами директор муниципального «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков отправил автобусы в путь.
В один из автобусов забрались Кобзев с Болотовым, Ведерниковым и Стекачевым. Люди, которые садились на следующих остановках, кажется, не совсем понимали, что происходит, кто все эти люди и почему вокруг столько журналистов.
По пути Кобзев разговорился с пассажиркой, севшей на Трактовой. Женщина рассказала губернатору, что ездит на автобусах каждый день. По ее словам, состояние большинства из них по-прежнему оставляет желать лучшего. Кобзев в ответ на это заметил, что «власти работают над этим».
Общался с пассажирами и Болотов. Спрашивал у них, нравится ли им новая техника, что можно сделать, чтобы перевозки стали комфортнее.
— Я поговорил с молодым человеком (пассажиром нового автобуса. — Прим. ред.), он сказал, что на таких раньше ездил только в Сочи и Москве. Теперь они есть и в Иркутске, — рассказал глава города.
Очень порадовал ход автобуса: он был плавным, без рывков и прыжков, к которым наверняка привыкли пассажиры маршруток. Но одним из главных минусов, как по мне, станет компоновка салона: одной площадки в центре будет мало, чтобы уместить всех желающих проехаться в час пик, а места между рядами совсем немного. Старенькие ЛИАЗы в этом плане выглядят чуть более предпочтительными — там посвободнее.
Новые автобусы запустили по 15 городским маршрутам, большая часть из которых связывает Ленинский округ с другими частями Иркутска.
«Иркутскавтотранс» — муниципальное предприятие Иркутска, занимающееся пассажирскими перевозками, обслуживает 33 городских маршрута (около половины из всех существующих) и 15 садоводческих. Единственный учредитель МУПа — комитет по экономике и стратегическому планированию городской администрации. Директором предприятия с октября 2021-го является депутат думы Иркутска Алексей Колмаков.
До получения новых автобусов у «Иркутскавтотранса» была 181 единица транспорта, следует из информации предприятия на страничке в соцсети «ВКонтакте». Низкольпольных автобусов всего 52 — марок ЛИАЗ и МАЗ. В 2021 году Колмаков сообщал, что в 2022-м у 85% автотранспорта истечет срок амортизации. Он заявлял, что до четверти подвижного состава постоянно находятся в ремонте, а на линию выходят около 70% автобусов.
Кроме того, перевозками в Иркутске занимаются частные фирмы. Ранее мы рассказывали о том, как выглядит рынок частных перевозок и сколько зарабатывают самые крупные представители бизнеса.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.