Депутат гордумы, муниципалитет и вереница родственников. Кто возит иркутян на автобусах
Вернее, на микроавтобусах — маршрутки захватили львиную долю рынка пассажирских перевозок

Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Общественный транспорт — одна из самых больных тем Иркутска. К нему наверняка найдется много вопросов у тех, кто не имеет личного автомобиля, особенно среди жителей Ленинского округа. Мы разобрались, кто занимается пассажирскими перевозками в Иркутске и кого стоит вспоминать, когда вы в очередной раз будете ехать в разваливающемся автобусе.
Согласно реестру муниципальных маршрутов, всего в Иркутске зарегистрирован 81 автобусный рейс, при этом 12 из них не обслуживаются. Недавно мэрия пыталась найти перевозчиков на три «бесхозных» маршрута, но на объявленные конкурсы никто не заявился.
Условно все городские маршруты можно разделить на три группы:
- связывающие отдельные микрорайоны с центром (многие из них следуют до Центрального рынка, а затем разворачиваются);
- связывающие разные микрорайоны (очень часто они следуют через центр);
- работающие внутри отдельных микрорайонов.

Всего в городе зарегистрирован 81 маршрут
Инфографика: Полина Авдошина / по данным администрации Иркутска
Поделиться
Проще всего разобраться с последней группой, в которую входит только три маршрута:
С остальными маршрутами дело обстоит сложнее. Начнем с тех, которые соединяют окраины Иркутска с центром.
Почти половину таких маршрутов — 18 из 39 — обслуживает муниципальное предприятие «Иркутскавтотранс», при этом на 11 из них работают только муниципальные автобусы. В основном они заняты на малопопулярных маршрутах в отдаленных районах (например, до Батарейной,

Между «Иркутскавтотрансом» и частниками паритет — муниципалы обслуживают меньше маршрутов, но у них больше вместительных автобусов
Инфографика: Полина Авдошина / по данным администрации Иркутска
Поделиться
Еще на девяти маршрутах «Иркутскавтотранс» работает вместе с частниками — например,
Маршрутов, соединяющих друг с другом разные микрорайоны Иркутска, тоже 39, на муниципалов приходится 14 из них. Подавляющее большинство — в Ленинском округе, но есть и маршруты, проходящие через центр (например,
Что же с частниками? Их, работающих как на центральных, так и окраинных маршрутах, можно разделить на несколько категорий.
«Ленинские»: перевозчики, обслуживающие маршруты из Ново-Ленино и Второго Иркутска. Их не так много: Валентина Шаблова и связанное с ней ООО «Автопарк»; Сергей Ошурков и его «Транс-ЛСО»; Александр Абрамов и его «Маршрут-Сервис», а также ИП Сергей Саломатов. Они представлены практически на всех маршрутах Ленинского округа.
«Крупные одиночки»: перевозчики, обслуживающие один-два крупных маршрута, типа всем известных «восьмидесяток» (там тоже, судя по всему, работают родственники: фирмы «Грааль» и «ТрансСибМаршрут» Андрея Забанова, а также ИП Владимир Забанов).
В эту же категорию входят Анатолий Гоман и Нафися Рыцева (работают на маршруте
«Мелкие одиночки»: перевозчики, обслуживающие один-два периферийных маршрута. Двух таких предпринимателей мы упоминали выше (Дмитрий и Сергей Махортовы), еще одним таким можно назвать Александра Пинчукова (делит с Сергеем Махортовым маршрут
Последняя группа перевозчиков встречается на многих городских маршрутах. Они работают в разных районах Иркутска на рейсах разной дальности, но их объединяет то, что часто они работают вместе в рамках простых товариществ.

Все маршруты можно условно разделить на три группы: из микрорайонов в центр, между микрорайонами и внутри них
Фото: Полина Авдошина / по данным администрации Иркутска
Поделиться
Чаще других по такой схеме работают предприниматели Александр и Сергей Черепановы (связаны с ООО «Бригада») — у них совпадают три маршрута (
В рамках простых товариществ также работает Вячеслав Турчанинов (ООО «КарТур»), который обслуживает маршруты
Также с этими перевозчиками связан перевозчик маршрута

Основу общественного транспорта в Иркутске составляют маршрутки
Фото: Полина Авдошина / по данным администрации Иркутска
Поделиться
Сервис раскрытия информации «Контур.Фокус» не дает понимания, имеют ли эти перевозчики какие-либо еще связи друг с другом кроме того, что они работают на одинаковых маршрутах. У них не совпадают адреса регистрации и номера диспетчерских служб.
Всего же на городских маршрутах работает больше тысячи машин, две трети из них приходятся на маршрутки. Вместительные автобусы использует «Иркутскавтотранс» на дальних маршрутах, у частников их можно встретить на маршрутах