Микрорайон Березовый в поселке Маркова — один из самых бурно развивающихся пригородов Иркутска. Сейчас там уже больше двухсот домов, и строительство активно продолжается. В районе много проблем, и одна из них — качество дорожного покрытия, которое здесь настолько плохое, что местные жители вынуждены сами латать выбоины.
В Березовый я ехал на такси. Водитель был явно недоволен тем, что взялся за заказ.
— Я три или четыре месяца сюда не ездил ни разу. Сегодня согласился, но сейчас понял, что еще столько же опять ездить не буду, — сказал он после того, как машина попала в очередную яму.
Чем ближе мы подъезжаем к точке назначения, тем сильнее дорога по микрорайону начинает напоминать лунную поверхность. Наконец доехали. Таксист даже не стал ждать новый заказ, а сразу же развернулся и поехал обратно в город, чтобы лишний раз здесь не задерживаться.
Екатерина Шанк живет в Березовом с октября 2021 года. По ее словам, за последние 12 месяцев дорогу на участке между домами № 164 и 218 не ремонтировали ни разу. В какой-то момент местные не выдержали и сделали это сами — залили небольшие бетонные заплатки в самые большие ямы.
Екатерина недавно стала мамой, поэтому сейчас она каждый день гуляет с ребенком в коляске. Ходить по дороге в нижней части Березового — то еще удовольствие. Тротуары отсутствуют, поэтому коляску приходится катить по разбитому асфальту, попутно прижимаясь к краю, когда проезжают машины.
— Дороги ужасные — и здесь, и если в горочку подняться чуть выше, если идти к детскому саду. Водители петляют как могут, потому что по некоторым ямам проехать просто невозможно. За всё время, что я здесь живу, только один раз видела, как отсыпали ямы, и то это было на участке, где они небольшие и можно было и так спокойно ходить и ездить, — говорит девушка.
В глаза бросаются бетонные заплатки, которые тут и там набросаны на дороге. Проходим мимо одной из таких, и Екатерина замечает: «Вот здесь была яма огромная, застревали все». Впрочем, эти наброски из бетона уже начинают крошиться.
Это, конечно, временный вариант, замечает во время нашей прогулки Екатерина, но лучше такой, чем никакой. Согласился с этим и прохожий, которого я спросил о «ремонте».
— Тут был *** [ужас]. Сейчас тоже всё плохо, но было хуже, поверь, — бросил он.
Бетон в ямы залили местные жители, которых собрал Николай Лисичкин в соцсетях. В группе Березового во «ВКонтакте» он предложил соседям скинуться и приобрести пару «кубов» бетона. По его словам, лучше раз потратить 500–1000 рублей, чем мучиться, объезжая ямы и восстанавливая машины после очередной неожиданной встречи с кочкой или торчащей арматурой.
— Пожалев сейчас эту сумму, вы потратите минимум 500 рублей, когда пробьете колесо, а если его порежете, то и вообще не восстановите. Да и просто не хочется нервничать, каждый раз проезжая по всему этому. Гостей стыдно позвать, — написал он, призывая всех присоединиться к «народному ремонту».
Екатерина же замечает, что нынешним летом на «отремонтированном» участке асфальт уплывал целыми кусками во время сильных дождей. В этот период они с мужем отказались от поездок на личном авто — было жалко машину.
— А что тут будет после зимы? Остатки асфальта совсем растают? — задает она риторический вопрос.
Внутренние проезды практически не приспособлены для пешеходов — в нижней части Березового, которая примыкает к частному сектору Николова Посада (другого микрорайона Маркова), тротуаров нет практически нигде. Более или менее пешеходные дорожки оформлены только в верхней, «старой» части района.
Там же есть небольшая аллея — единственное во всем микрорайоне место, где можно погулять с детьми и не дышать выхлопными газами. Но туда еще нужно дойти — это в горку и по колдобинам. Во время прогулок с коляской — задача не самая тривиальная.
— У нас неплохой район для семейных — компактный, спокойный, есть магазинчики, лесочек недалеко. Но с дорогами нужно что-то делать. Здесь было бы комфортно жить тем, у кого есть своя машина, но как здесь ездить-то? Летом дороги постоянно разбитые, а зимой всё замерзает, машины бьются чуть ли не каждый день, потому что скользко. И почему-то власти с этим ничего не делают, — говорит девушка.
Глава Марковского муниципального образования Татьяна Макаревич рассказала корреспонденту «ИрСити», что такая ситуация получилась не по вине властей. По ее словам, сейчас дороги Березового, которыми пользуются большинство жителей микрорайона, чтобы проехать к своим домам, стоят на балансе управляющей компании и значатся как территории общего пользования.
— Мы планируем оформить каркасные дороги на администрацию и их обслуживать. [Сейчас] там ни чистку, ни ремонт, ни обслуживание и зимнюю уборку администрацию не производит, всё идет за счет управляющей компании. Дороги оформлены очень интересно — как земли общего пользования, не как дороги, они не внесены в реестр. Почему-то сделали так, как сделали, — отметила Макаревич.
По словам чиновницы, Марковское МО в 2022 году получило субсидию на разработку проекта планировки межевания территории, который позволит отдать многострадальную дорогу в Березовом под управление администрации. Макаревич прогнозирует, что сам проект планируется разработать до конца текущего года, а к лету 2023-го — создать условия для того, чтобы администрация могла их обслуживать в полном объеме.
Сейчас в Березовом работает только одна управляющая компания, которая так и называется — «Березовый». Она создана в 2011 году. Согласно опубликованным на сайте «Березового» данным, УК обслуживает 243 дома общей площадью свыше 496,5 тысячи квадратных метров (включая 54,5 тысячи квадратов территорий общего пользования).
Как следует из данных сервиса «Контур.Фокус», компанией владеет предприниматель Иван Степанов. С ним также связан ряд фирм, работающих в сфере строительства и монтажных работ, технологического присоединения к электросетям. УК «Березовый» в 2021 году выручила почти 116 миллионов рублей и получила чистую прибыль в размере 6,7 миллиона.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.