Дороги и транспорт мнение В Иркутске запускали карту оплаты «Тройка», как в Москве. Что в итоге с этим стало (ничего)

В Иркутске запускали карту оплаты «Тройка», как в Москве. Что в итоге с этим стало (ничего)

Эксперимент столкнулся с суровой иркутской реальностью, где ничто ни с чем не согласовывается

В Иркутске запускали карту оплаты «Тройка», как в Москве. Выясняем, что же с ней стало

Минувшим летом я проводил свой отпуск в Москве. Там можно удивиться много чему, но меня просто в нечеловеческий восторг привел общественный транспорт. Метро, автобусы, трамваи, монорельс, Московские центральные диаметры и кольцо (МЦД и МЦК — это все железная дорога в пределах города) — все чистое и опрятное, находится в состоянии, близком к идеальному. Общественным транспортом в Москве пользоваться именно что хочется — в большинстве случаев это не только комфортно, но и эстетически приятно.

Ко всему этому великолепию добавлялась карта «Тройка», с помощью которой можно было оплатить проезд решительно везде. Лишь раз приложив карту к валидатору на входе в станцию метро, можно было бесконечно переходить с ветки на ветку, наматывая километры под землей. Потом можно выйти на поверхность — и пикнуть ту же карту в автобусе или трамвае. «Тройкой» можно было оплатить проезд и в пригородном транспорте, но тогда карту нужно было пополнять (билеты на МЦД и МЦК покупаются из денег, находящихся в «копилке»).

Чтобы попасть в московское метро, можно воспользоваться картой «Тройка»

И вот, вернувшись из Москвы в Иркутск, я вспомнил, что у нас в прошлом году анонсировали эксперимент по внедрению «Тройки» на нескольких автобусных маршрутах. Ею можно было воспользоваться на автобусах № 54 «7-й микрорайон Ново-Ленино» — «Первомайский» и № 55 «6-й микрорайон Ново-Ленино» — «Областная больница». Оба маршрута обслуживаются муниципальным «Иркутскавтотрансом».

Эксперимент был связан с измерением пассажиропотока. Для этого в автобусах должны были установить счетчики на вход и выход, чтобы впоследствии можно было регулировать количество транспорта в разное время (много пассажиров — больше автобусов, мало пассажиров — меньше).

Как нам рассказали в пресс-службе «СберТройки», реализовывавшей проект, валидаторы для «московских» транспортных карт работали в 20 машинах с 28 октября 2022 года по 28 января 2023-го.

«СберТройка» — совместное предприятие Департамента транспорта Москвы, «Мострансавто» и связанной со «Сбербанком России» компании «Расчетные решения». Фирма занимается обслуживанием электронной билетной системы, а также разработкой необходимого для этого программного обеспечения. Как сообщается на сайте компании, «СберТройка» представлена в 22 субъектах России, включая Москву и Подмосковье. В Сибири фирма также тестировала свою продукцию в Новосибирске и Томске.

По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка организации в 2022 году составила 109,6 миллиона рублей, при этом убыток был в два раза выше — 245,2 миллиона.

— Со стороны «СберТройки» был выполнен полный цикл обработки платежа согласно требованиям безопасности и международным стандартам. По итогам пилотного проекта замечаний от транспортной компании относительно качества предоставленных услуг в адрес «СберТройки» не поступало, — сообщили в компании-операторе платежной системы.

Анонс пилотного запуска «Тройки» в Иркутске был в январе 2023 года (хотя, как выяснилось позднее, в конце месяца он уже завершился), но после этого стало подозрительно тихо. В июле заммэра — руководитель комитета по экономике Татьяна Макарычева рассказала, что во время депутатских слушаний, что Иркутск не потянет перевод всего городского транспорта на электронную оплату. Сейчас картой или электронным проездным можно расплатиться только в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах.

Сейчас в Иркутске банковской картой можно расплатиться только в муниципальном транспорте. В частных автобусах и маршрутках принимают только наличку

Для пассажиров выпустили 3 тысячи карт, которыми воспользовались 6,5 тысячи раз. Много это или мало — сказать сложно, но по итогу проект дальше пилотного запуска не ушел. Как нам рассказали в пресс-службе мэрии, возникли сложности с синхронизацией терминалов «Тройки» с социальными транспортными картами, которые используются в Иркутске сейчас. Их обслуживает ангарская компания «Социальная система».

Фирма «Социальная система» образована в 2011 году. Ее единственный учредитель — Галина Рощина, не связанная с какими-либо другими юридическими лицами. Компания оказывает поддержку электронных систем оплаты проезда в Иркутске (на машинах «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгорэлектротранса»), Ангарске, Братске. Выручка «Социальной системы» в 2022 году составила 36,4 миллиона рублей, чистая прибыль — 4 миллиона.

— «СберТройка» не смогла проработать техническую интеграцию систем «Социальной системы» и «СберТройки», а также возможность использования единого социального проездного билета на валидаторах «СберТройки». Основной проблемой является отсутствие унифицированного программного обеспечения для всех карт и платежных терминалов, — рассказали в мэрии.

Как итог — планы на продолжение своего проекта в Иркутске у дочерней компании «Сбера» нет.

И это расстраивает. Буквально за неделю нахождения в Москве я прикипел к «Тройке», которая позволила забыть о наличке в кармане. Повторюсь, имея на руках эту карту, можно было уехать куда угодно и на чем угодно. Да, в случае поездок за город «Тройку» нужно было бы пополнять, но это легко было сделать с телефона, минимизируя контакт с наличностью.

У нас же от нее не деться никуда. В частных автобусах и маршрутках, как правило, царит наличная оплата, где-то установлены терминалы для социальных проездных, но это большая редкость. Часто можно увидеть номера телефонов, на который можно перечислить несчастные 30–35 рублей. Вероятно, это свидетельствует о большой «серой зоне», существующей в сфере пассажирских перевозок Иркутска. Что уж говорить, если это в той или иной форме подтверждают даже чиновники мэрии: вице-мэр Дмитрий Ружников называл рынок, «мягко говоря, непрозрачным».

В Иркутске стоит начать с малого — хотя бы с того, чтобы при поиске частных перевозчиков одним из условий ставилась возможность наличия безналичной оплаты. На каком-то этапе это условие может быть не обязательным, но впоследствии желающие участвовать в городских перевозках должны понять, что без терминалов им не обойтись. Возможно, эту историю затронут в ходе транспортной реформе, но, боюсь, мы все успеем состариться, пока дождемся ее в каком-то более или менее осязаемом виде.

Ну а пока — запасаемся мелочью. Без нее никак.

Хотели бы вы, чтобы во всех автобусах Иркутска появилась безналичная оплата?

Да
Нет
Не пользуюсь общественным транспортом

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления