В жизни каждого автовладельца нет-нет да и наступает момент, когда ему приходится на время пересаживаться на общественный транспорт. Меня эта участь, конечно, не миновала, и не в первый раз. Автобусы стали моими средствами передвижения на несколько дней, и вот что я имею по этому поводу сказать.
У меня большой опыт пользования автобусами на самом деле. Я ездила на них в школу, в университет, несколько лет — на работу. Потому знаю, что это такое. Помню, накануне экзамена в ГИБДД ехала в очередной раз домой с работы в забитом автобусе и думала: «Неужели это для меня скоро закончится». А ребенком не раз на весу держалась за счет толпы — потому что до поручня из-за народа добраться не могла.
За полгода для Иркутска закупили больше сотни новых «зелененьких» автобусов и большое количество из них запустили в Ленинский район, где я и живу. Изменилось ли что-то для «безлошадных» жителей нашего округа? Это я и проверила на себе.
Снарядившись на работу позавчера, на остановке я была уже в 08:25. Вообще-то это поздновато, я стараюсь выходить за час до начала рабочего дня. Народу на остановке не то чтобы много, но и не мало. Она у нас третья по счету от конечной, но чтобы автобус пришел свободным — это всегда было без шансов. Мой транспорт, который следует по маршруту № 28р Боково — Центральный рынок — Боково, подошел почти сразу, он был муниципальным и уже достаточно полным. Впрочем, не настолько, чтобы было невозможно протиснуться. Теснее становится уже на следующей остановке.
Ближе к Узловой с середины автобуса прорывается на выход миниатюрная женщина. Я всегда не понимала, зачем пассажиры, которым выходить вот-вот, садятся в конец. Понятно же, что толпа. Практически на каждой остановке есть такой пассажир.
— В середине дверь откройте, пожалуйста, — кричат на «Бакалее». Водитель идет навстречу пассажирам, распахивает двери, а те благодарно несут свои 25 рублей за проезд к кабине.
По улице Трактовой, кстати, мы пролетели с ветерком. Все-таки выделенная полоса для общественного транспорта — это прекрасно для людей, которые им пользуются. В собственной машине стоять в пробке всяко комфортнее, чем стоячему пассажиру в автобусе, которого со всех сторон поджимают такие же бедолаги, как он.
Свободнее традиционно становится к «Курорту "Ангара"», потому что выходят студенты политеха, чтобы добраться до него на перекладных. Вообще-то из Иркутска-2 есть один маршрут через ИРНИТУ в Юбилейный, просто автобусы по нему ездят редко и строго по расписанию, иногда, разумеется, неудобно.
Традиционная пробка на «перегоне» Джамбула — Маяковского, но ее мы на удивление быстро проехали. И вот подбираемся к моменту, когда свободнее будет значительно: на «Бытовой» и «Сквере Кирова» выходит основная масса народу, освобождаются кресла — можно присесть и спокойно отсчитать мелочь для оплаты проезда. К своей остановке «Филармония» я приехала к 09:05. Полчаса в пути — это очень даже быстро.
Честно говоря, я ожидала, что к вечеру всё будет гораздо печальнее. Все-таки самый час пик, люди мчат домой с работы. Пока шла до остановки, снова отъехал муниципальный 28р. Полный, но опять же не забитый до отказа. Вообще-то я обычно стараюсь уезжать с «Художественного музея» — так шансов остаться без сидячего места меньше. Да, приходится делать небольшой круг. Когда училась в университете, и вовсе ехала вкруговую — с «Бытовой» в сторону центра. Но в этот раз решила всё же отправиться домой с «Филармонии».
Следующего автобуса пришлось ждать минут 15. За это время ушли несколько машин, обслуживающих маршруты в Ново-Ленино, аэропорт, Жилкино. Были и муниципальные, и коммерческие. Немедленно вспомнила это ощущение, когда сиротливо стоишь в ожидании своего автобуса, грустно наблюдая, как другие люди бесперебойно покидают остановку.
Но вот и на нашей «улице» оживление: толпа потоком устремилась в 28р. Снова «зелененький». Стоп. А где же пазики? И не только они, но и другие автобусы частных перевозчиков. Решила по дороге присмотреться, вдруг замечу.
В салоне автобуса очень душно, несмотря на открытые форточки. Кажется, эти автобусы должны быть оборудованы кондиционером, но с ними, видимо, что-то пошло не так. На «Рублеве», как обычно, набивается еще больше народу. В основном бабулечки, которые, видимо, идут с рынка. Встаем в пробку у сквера по Чкалова, впрочем, снова преодолели ее достаточно быстро.
Студенты-первокурсники оживленно обсуждают свои студенческие и недавние школьные будни. Некоторые пассажиры умудряются спать стоя. Когда-то я этим навыком тоже обладала в совершенстве. Особенно с утра удавалось досыпать таким образом. И почему-то внутренняя чуйка всегда в нужный момент заставляла открывать глаза, чтобы не пропустить свою остановку.
До дома добрались снова за те же полчаса. Частников по пути я так и не увидела. Более того — на моей остановке собралось сразу три муниципальных 28р.
Вообще-то, за день моего автобусного существования никакой жести не было.
Всё в пределах нормы. Грустно только, что норма — это когда надо стоять подпираемой со всех сторон толпой.
И вообще стоять, если ехать достаточно далеко. Это хорошо, что обошлось без пробок. Помню, как это ужасно — стоять в забитом автобусе по полтора часа.
Я, конечно, не специалист, но кажется, что, учитывая загрузку, можно было бы придумать что-то вроде перехватывающих остановок. Например, пускать больше маршрутов и автобусов из районов до узловых станций, откуда людей забирали бы автобусы, которые уже едут по центральным улицам. И внедрить единый билет на эти маршруты — чтобы не платить за два, а то и три транспорта.
А еще в то время, когда я ездила на автобусах регулярно, большой проблемой было уехать в Иркутск-2 или выехать из него после 20:00. Такое ощущение, будто микрорайон после этого времени уже не живет. И, судя по всему, ничего не поменялось.
— Если остался на авиазаводе поработать до 20:00, то потом отсюда не выехать. Уже прошло 40 минут на остановке — ни одного ни частного, ни муниципального автобуса, ни в центр, ни в Ново-Ленино, — написал недавно один из пользователей в Telegram-канале губернатора Иркутской области. — Пожалуйста, есть же специализированные транспортные комитеты в городской и областной администрации, пусть подежурят на остановках около авиазавода. Часть людей, может, поэтому оттуда бежит, что с работы во вторую смену не могут уехать, что утром тяжело добраться.
Представители администрации Иркутска на этот выпад ответили, конечно, в своем духе: пассажиропоток вечером ниже, это нерентабельно, а еще у водителей 12-рабочий день, потому нельзя делать рейсы позже. Ну то есть понимаем, да: если вам сильно надо, добирайтесь как хотите. Такси есть, в конце концов. А то, что на них не наездишься, — это ваши проблемы.
Такой ответ вызвал у автора сообщения прямо-таки негодование:
— Вы что, в XIX веке живете? Пересядьте тогда на лошадей, а свои служебные машины мэрии отдайте под общественный транспорт, чтобы он возил трудящийся народ с работы и на работу. Зачем вы 82 автобуса купили? Я и так это знаю, что нельзя водителям работать больше 12 часов! Еще раз прошу съездить в Красноярск в командировку и посмотреть, как там организована работа общественного транспорта. Там с 06:00 до 00:00 всё расписано и никаких сбоев нет, на каждой остановке номер маршрута, когда и в какое время идет первый автобус, с какой периодичностью он ходит и когда закончит работать. А вы написали так, что мы как будто с вами в Бодайбо живем, а не в Иркутске. Позорище.
Такие вот дела. Вроде бы что-то и улучшается. Но как-то очень незаметно.
А вы довольны тем, как работает в Иркутске общественный транспорт?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.