
«Играет оркестр, сверху падают листовки». Иркутский аэропорт снимет фильм к своему 100-летию — узнали, о чем сценарий
Акционерное общество «Международный аэропорт Иркутск» объявил торги на съемку фильма, посвященного 100-летию иркутского аэровокзала. На короткометражку, которая должна идти не меньше 10, но не больше 13 минут, готовы потратить 15 миллионов рублей, следует из данных на портале госзакупок.
В техзадании отмечается, что сценарий ленты уже написан, а съемки должны пройти в служебном здании аэропорта, пассажирском павильоне и новом терминале, который пока еще не открыли для пассажиров.
Будущий исполнитель контракта до 28 марта должен составить план и график съемок, найти оборудование и утвердить локации, построить декорации, отобрать снимки из фотоархива, а также найти актера на главную роль.
Съемки планируют завершить до 10 апреля, а до 25 мая нужно закончить монтаж и остальной постпродакшен. Итоговый фильм должен быть готов не позднее 30 мая 2025 года.
Кроме технического задания и проекта контракта, к закупке приложен и сценарий фильма. Редакция «ИрСити» изучила его, рассказываем, что будет в короткометражке.
Лента с названием «Взлетная полоса» начинается с того, что диспетчер иркутского аэропорта сидит на работе и перенаправляет летящий в Иркутск самолет в Улан-Удэ из-за тумана. Ему в руки попадает книжка с историей аэровокзала, и он знакомится с хроникой.
Диспетчер читает: «История иркутского аэропорта берет начало 24 июня 1925 года», и в этот момент пространство за окном преображается, перемещая и диспетчера, и зрителей в прошлое в тот самый момент, когда в Иркутске приземлились первые самолеты.
— Открытие аэропорта. Играет оркестр. На переднем плане — толпа. Сверху падают листовки, — одна из ремарок сценария.
Диспетчер читает: «Тогда на аэродром в Боково приземлилось шесть самолетов, выполняющих перелет Москва — Пекин».
По сценарию, в этот момент в кадре появляется руководитель полета Исай Шмидт, который рассказывает, что до Иркутска команда долетела на советских самолетах с нашими советскими моторами.
— Мы, русские мужики, над которыми иностранцы смеялись и говорили, что они могут делать только тульские самовары, теперь показываем иностранцам «Тульский самовар» в 400 сил, — звучат в фильме слова Шмидта.
Затем действие картины переносит нас в комнату отдыха, где диспетчер читает о том, как авиация добралась до Восточной Сибири, которая в 20-е годы была «транспортной пустыней».
Также картина покажет зрителям несколько ключевых этапов в развитии аэропорта, например, когда было построено здание аэровокзала, как аэропорту присвоили статус международного и так далее. Будут использованы архивные фотографии и кадры кинохроники.
В финале диспетчер читает:
— Иркутский аэропорт прошел большой путь от маленького летного поля размером 500 на 600 шагов до грандиозного терминала со стоянками для самых различных типов воздушных судов. Он является одним из самых старейших действующих аэропортов России — в 2025 году иркутскому аэропорту исполняется сто лет.
А затем закрывает книгу, и после демонстрации архивных кадров фильм заканчивается.
Заявки на торги по выбору подрядчика, который снимет короткометражку, принимаются до 20 февраля. На следующий день комиссия должна выбрать победителя.
Аэропорт Иркутска входит в число двадцати крупнейших в России по показателям пассажиропотока. При этом уже много лет обсуждают строительство нового аэропорта вне города. При предыдущем губернаторе Сергее Левченко власти так и не определились с тем, где он будет находиться. Зато в 2018 году был заложен камень на месте предполагаемого строительства объединенного терминала внутренних и международных воздушных линий. Дальше этого дело не пошло.
Нынешний губернатор Игорь Кобзев выбрал для размещения нового аэропорта площадку Позднякова (которую Госэкспертиза не могла трижды согласовать из-за близости к ракетным частям). Тем не менее в 2022-м Минобороны дало добро для размещения нового аэропорта. После этого региональные власти отрапортовали, что рассчитывают начать строительство нового аэропорта Иркутска в 2028 году, на это уйдет три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло. А потом и вовсе оказалось, что правительство РФ не стало утверждать выбранную территорию.
В Минтрансе Иркутской области пояснили, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости — 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин при посещении Иркутска заметил, что «Поздняков остается как перспективный вариант», а сейчас нужно сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта, в частности на строительстве нового терминала «под прилет». Также он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу.
В конце 2024 года в Иркутске должны были открыть временный терминал прилета, построенный почти за 600 миллионов рублей, который должен был разгрузить здание аэропорта, на которое часто жалуются пассажиры. Но Байкало-Ангарская транспортная прокуратура внесла представление в адрес акционерного общества «Международный аэропорт Иркутск», а в конце августа и вовсе подала в суд. По мнению ведомства, спорный павильон имеет признаки капитального объекта, при этом проект не получал заключения эксперты, отсутствуют результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство объекта.
27 ноября 2024 года суд признал терминал временным. Казалось бы, аэропорт и подрядчик победили. Но через месяц транспортная прокуратура подала апелляционную жалобу, а это значит, что ввод в эксплуатацию нового — временного — терминала откладывается на неопределенный срок.
Кстати, недавно аэропорт Иркутска включили в топ-3 самых сложных для взлета и посадки аэропортов России.