Дороги и транспорт «И хочется, и колется, и мама не велит». Сколько на самом деле стоит проезд в общественном транспорте Иркутска — это шок

«И хочется, и колется, и мама не велит». Сколько на самом деле стоит проезд в общественном транспорте Иркутска — это шок

Перевозчики утверждают, что им едва хватает на «поддержание штанов»

Есть ли предел повышения стоимости проезда в автобусах Иркутска? | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Есть ли предел повышения стоимости проезда в автобусах Иркутска? | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Есть ли предел повышения стоимости проезда в автобусах Иркутска?

Источник:

Повышение стоимости проезда в общественном транспорте всегда вызывает шквал негодования у жителей Иркутска. Будем честны: за то, чтобы проехаться в обшарпанной маршрутке, не хочется платить даже каких-нибудь 15 рублей, а порой приходится отдавать по 40–45. Однако это не предел, так как экономически обоснованные тарифы превышают реальные в несколько раз. Выяснили, сколько денег недополучают городские транспортные компании, из чего формируется величина тарифа и как мы дошли до жизни такой, что муниципальным (и не только) перевозчикам не хватает средств даже для «поддержания штанов».

Что такое «экономически обоснованный тариф»?

Говоря максимально простым языком, это сумма всех расходов перевозчика в пересчете на одного человека. Каждый муниципалитет вправе устанавливать собственные методики расчета экономически обоснованных тарифов.

В Иркутске методика различается по видам транспорта, сообщили в мэрии. К примеру, в расчете тарифов на проезд в автобусе закладываются прямые расходы (зарплаты водителям, страховые взносы, приобретение топлива, закупка расходников и ремонт техники, амортизация машин), а также некие «общехозяйственные и прочие расходы».

В расчетах экономической стоимости проезда в троллейбусах и трамваях ко всему перечисленному добавляются затраты на электроэнергию, содержание контактной сети, трамвайных путей, тяговых подстанций.

Именно из-за большего количества включенных расходов (обратите внимание, в структуре расходов на проезд в автобусе не включены дороги, как пути и контактная сеть — в случае с электротранспортом) обоснованный тариф в трамваях и троллейбусах значительно выше — 123 рубля 80 копеек. В случае с автобусами он составляет 79 рублей 73 копейки.

Разница с существующим тарифом колоссальная. Напомним, что с 1 февраля проезд в муниципальном общественном транспорте подорожал с 30 до 35 рублей. То есть, «Иркутскавтотранс» формально получает с одного человека в два раза меньше денег, чем мог бы, а пассажиры городских трамваев и троллейбусов и вовсе платят меньше в 3,5 раза.

Разница между реальными ценами на проезд и просчитанными с точки зрения экономики колоссальная | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаРазница между реальными ценами на проезд и просчитанными с точки зрения экономики колоссальная | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Разница между реальными ценами на проезд и просчитанными с точки зрения экономики колоссальная

Источник:

Доплачивают ли перевозчикам за потери?

Экономически обоснованная стоимость проезда не равна обязательному тарифу. У муниципалитетов и даже целых субъектов РФ есть различные варианты для решения проблемы с разрывами между существующими ценами «на земле» и посчитанными в бюджетах города и транспортных предприятий.

К примеру, в Москве, Татарстане, Карелии, Новосибирской области и некоторых других регионах местные власти возмещают выпадающие расходы автотранспортным предприятиям. Происходит это по-разному: где-то, как в столице, высчитывают разность между доходами от установленного и льготного тарифов, где-то ее устанавливают исходя из нормативной суммы за каждый вид льготного проездного билета (такое происходит в Карелии).

В отдельных случаях регионы прибегают к прямым компенсациям возникающей разницы между экономически обоснованным и реально установленным тарифами (так делают в Омской и Волгоградской областях).

Муниципальным перевозчикам не возмещают разрывы из-за разницы в тарифах, и это влияет на их работу | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Муниципальным перевозчикам не возмещают разрывы из-за разницы в тарифах, и это влияет на их работу | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Муниципальным перевозчикам не возмещают разрывы из-за разницы в тарифах, и это влияет на их работу

Источник:

Как сообщили в мэрии Иркутска, в нашем городе муниципальным перевозчикам выпадающие доходы, возникающие из-за разницы тарифов, не субсидируют. При этом «Иркутскавтотрансу» и «Иркутскгортрансу» из городского бюджета выплачивают разрыв, возникающий из-за перевозки льготников (к примеру, школьников и студентов).

По регулируемым маршрутам (тем, где городом установлена строгая цена за поездку) отыгрываются торги. Некоторая часть существующего разрыва закладывается в начальную максимальную цену контракта.

Формально в таких торгах может участвовать любой перевозчик, однако практически всегда контракты заключаются с муниципальными «Иркутскавтотрансом» и «Иркутскгортрансом» как единственными поставщиками. Одним из редких исключений стал контракт на маршрут № 48 ЖК «Огни города» — Цирк, который в 2022 году отошел частной компании — фирме «Слава» депутата гордумы Ростислава Белых. Позднее на это направление вышел всё тот же МУП «Иркутскавтотранс».

Будем ли мы платить по конским ценам?

Ждать взрывного повышения цен на проезд в общественном транспорте не стоит, фактические тарифы так и будут значительно отставать от экономических расчетов, считает депутат городской думы и директор муниципального «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков.

— Такая ситуация (с большим разрывом в тарифах. — Прим. ред.), наверное, по всей стране, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Это объективная ситуация, потому что дорогой проезд вызывает социальную напряженность. Любая власть так считает, и, мне кажется, правильно делает, — отметил он.

Несмотря на повышение цен при общем довольно низком качестве обслуживания, общественный транспорт по-прежнему пользуется популярностью | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Несмотря на повышение цен при общем довольно низком качестве обслуживания, общественный транспорт по-прежнему пользуется популярностью | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Несмотря на повышение цен при общем довольно низком качестве обслуживания, общественный транспорт по-прежнему пользуется популярностью

Источник:

При этом, по словам руководителя МУПа, низкий тариф негативно сказывается на работе предприятия. Глобально на себестоимость перевозок влияют три категории расходов: зарплата водителям, налоговые отчисления и траты на горюче-смазочные материалы. «Иркутскавтотранс» не может снижать налогооблагаемую базу и зарплаты водителям, уходя в «серую зону», техника требует регулярного обслуживания. В таких условиях, считает Колмаков, общественный транспорт будет иметь плановые убытки.

По данным сервиса «Контур.Фокус», оба муниципальных перевозчика закончили 2023 год суммарно в минусе на 73,5 миллиона рублей (из них 22,1 миллиона рублей приходится на «Иркутскгортранс», который заведует городскими троллейбусами и трамваями).

Колмаков отмечает, что частные автобусные перевозчики живут в тех же реалиях, поэтому экономически обоснованные тарифы можно экстраполировать и на них. При этом, по его мнению, многие из них работают в той самой «серой зоне» (кроме того, об этом осторожно заявляли и власти), по максимуму оптимизируя свои расходы. Однако с нынешним уровнем цен на технику, запчасти к ней и ГСМ вкупе с нерегулируемыми тарифами, которые всё равно не дотягивают до расчетных, даже им в целом очень тяжело.

— Я свой первый автобус купил в 1997 году, и могу сказать, что уже тогда мы жили с поисками баланса по стоимости проезда, качеством обслуживания и расходами бюджета. По своему опыту могу сказать так: бизнес становится прибыльным только тогда, когда стоимость проезда равна стоимости литра солярки (на сегодняшний день литр дизельное топливо в Иркутске стоит порядка 75-78 рублей. — Прим. ред.). Очень сложно поймать середину, это тяжелый вопрос для любого мэра. Как говорится, и хочется, и колется, и мама не велит, — добавил он.

К чему приводят убытки?

В Иркутске за последние шесть лет существенно уменьшилось количество общественного транспорта. Особенно это заметили пассажиры трамваев и троллейбусов. По информации городской администрации, причина кроется не только в состоянии подвижного состава, но и в острой нехватке водителей.

На балансе «Иркутскавтотранса» находится 216 автобусов, это число мало отличается от того, что было 6 лет назад. Более того, ежедневно на маршруты выходит около 140 единиц (в 2018-м было 126). При этом у частных перевозчиков число техники сильно упало — с 600 в 2018-м до 450 в 2024-м. Значительная часть техники у коммерческих перевозчиков устарела уже несколько лет назад.

На балансе у «Иркутскгортранса» в 2024 году насчитывается 66 трамваев, на семь действующих маршрутов ежедневно выходит только половина — 35 вагонов. Похожая ситуация с троллейбусами — из 70 имеющихся машин на 10 маршрутах работает всего 35, хотя ещё в 2022-м было в два раза больше. Причина, по информации администрации, кроется как в кадровом дефиците, так и в списании техники.

Мэр Иркутска Руслан Болотов на пресс-конференции в январе 2025 года анонсировал приобретение новых троллейбусов и трамваев, но никакой конкретикой делиться не стал. В администрации города сообщили, что «Иркутскгортранс» заключил договор на поставку двух трамвайных кузовов производства екатеринбургской фирмы «Горизонт».

В «Иркутскавтотрансе» трудится 289 человек (примерно по два шофера на автобус), но предприятие прямо сейчас набирает новых водителей (2024 год закончили с притоком в 40 человек, чего не было последние годы).

В «Иркутскгортрансе» проблема острее. За шесть лет число водителей трамваев и троллейбусов снизилось в полтора раза. Кроме того, вдвое меньше стало кондукторов. Из семи трамвайных маршрутов их нет на трех — это № 2, 5 и № 6.

Иркутский электротранспорт нуждается в обновлении, но пока каких-то существенных подвижек в этом направлении нет | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»Иркутский электротранспорт нуждается в обновлении, но пока каких-то существенных подвижек в этом направлении нет | Источник: Даниил Конин / «ИрСити»

Иркутский электротранспорт нуждается в обновлении, но пока каких-то существенных подвижек в этом направлении нет

Источник:

Получается довольно печальная ситуация: из-за кадрового дефицита на линию выходит всё меньше муниципального транспорта, при этом нагрузка на водителей увеличивается, что снова приводит к текучке.

У низкой стоимости проезда есть и еще один минус, который может быть не очевиден для людей, не погруженных в проблему. Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников 2022 году заявлял, что именно по причине низких тарифов городу не удалось получить федеральное финансирование на обновление подвижного состава.

— Мы пытались купить автотранспорт на федеральные деньги. Нам сказали: «Какой вам автотранспорт? У вас минимальный тариф, вы с таким тарифом даже содержать предприятие не можете, не то что говорить о каком-то развитии. Какие вы деньги хотите получить на заведомо убыточное предприятие?» — говорил чиновник.

Глава «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков в беседе с корреспондентом «ИрСити» подчеркнул, что при сложившихся раскладах город получает заведомо убыточные предприятия.

— Естественно, городские бюджеты у всех регионов всегда в минусе, как правило, поэтому деньги выделяются, по сути дела, на компенсацию выпадающих доходов и небольшую маржинальность. Но с точки зрения бухгалтерского учета это, конечно, убыточность, предприятия недополучают какие-то деньги. Тем не менее мы живем, потому что сегодня автобусы для нас приобретаются не за счет предприятия, а за счет других программ. Потому что иначе надо было амортизацию закладывать в расчетную максимальную цену контракта, и тогда бы стоимость могла быть еще выше, — отметил он.

Специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта и аналитик Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» Олег Арефьев заметил, что на рынке общественных перевозок сложилась парадоксальная ситуация.

С одной стороны, это бизнес, который по всем законам предпринимательской деятельности априори не должен быть убыточным. С другой, фактически предприятия постоянно живут по принципу хронического недофинансирования, в отдельных случаях намеренно наращивая убыток в надежде побольше получить бюджетных денег.

— Если подходить к общественному транспорту, как к социальной услуге государства своему населению, наравне с образованием и медициной, то влияние бизнеса на систему необходимо свести к минимуму, поставив его в четко обозначенные рамки и заставив соблюдать основные стандарты, которые сперва еще необходимо разработать, — отмечает он.

При этом, по его мнению, отказаться от составляющей бизнеса в системе уже не получится, да и не стоит пытаться это делать.

— Система слишком долго работала с целью извлечения максимальной прибыли, чтобы сейчас от нее отказаться. Просто нужно четко понимать, кто в доме хозяин, заказчик в лице исполнительной власти или бизнес в лице крупных финансовых институтов, — отметил Арефьев.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления