Застройка на берегу Чертугеевского залива ещё не началась, а история, которая с ней связана, уже тянет на целый роман – завязка в 2013 году, развитие конфликта вплоть до губернаторских выборов 2015 года, кульминация в марте 2016 года. Если всё будет гладко, то после решения думы Иркутска 31 марта повествование будет плавно двигаться к развязке, которая наступит с возведением «Новым городом» многоэтажек на берегу Ангары. История планируемой застройки на берегу Чертугеевского – это, скорее, история о политическом конфликте компании «Новый город» и её экс-руководителя, сейчас председателя правительства Иркутской области, Александра Битарова с бывшим губернатором Сергеем Ерощенко и мэрией Иркутска.
Хронология конфликта
Летом 2014 года «Новый город» начал подготовительные работы к строительству многоэтажных жилых домов на берегу Чертугеевского залива. По правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), которые в феврале 2014 года одобрила думы Иркутска во главе с Дмитрием Бердниковым, на полуострове можно было строить высотки.
Однако, когда компания выкопала котлован, на место работ прибыли чиновники областных минстроя, минимущества и стройнадзора. По информации властей, согласно генеральному плану, этот участок входит в зону индивидуального строительства, масштабную жилую застройку вести нельзя. В минимуществе также добавили, что земля попадает в водоохранную зону и прибрежную защитную полосу Иркутского водохранилища.
После этого в октябре 2014 года дума в том же составе приняла изменения в ПЗЗ, и на Чертугеевском стала возможна только малоэтажная застройка. По информации главного архитектора города Инны Кондратьевой, такие изменения вносились в соответствии с генпланом Иркутска. И жребий был брошен.
«Новый город», конечно, пригрозил мэрии судом за это решение, но именно оно стало точкой невозврата для конфликта экс-губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и Александра Битарова, который тогда возглавлял совет директоров компании. Сначала он привёл к масштабным митингам против Ерощенко, а затем к победе на выборах губернатора в 2015 году коммуниста Сергея Левченко, поддерживаемого крупными застройщиками - Битаровым и главой «ДомСтроя» Алексеем Красноштановым.
После победы Левченко на губернаторских выборах все жители Иркутска и области стали свидетелями миграции чиновников из правительства в мэрию и наоборот. По мнению политолога Максима Зимина, решение вопроса по Чертугеевскому заливу должно было стать лакмусовой бумажкой отношений между мэрией Иркутска и правительством области.
«Если изменится документация по землепользованию и застройке, если «Новому городу» разрешат увеличить этажность домов в районе залива, значит, война не начинается, правительство и мэрия будут существовать в мире. Также если дума Иркутска будет муссировать тему возвращения земельных полномочий, которые были переданы области, значит, война неизбежна», - сказал в октябре 2015 года Зимин.
Решение с учётом интересов Битарова
На заседании 31 марта дума Иркутска разрешила многоэтажное строительство на берегу Чертугеевского залива при условии, что высота домов не будет превышать девять этажей (в 2014 году предполагалось, что «Новый город» построит не только 9-этажки, но и 15-16-этажные здания). Как рассказал депутат думы Иркутска, руководитель департамента «Нового города» по работе с недвижимостью и землёй Дмитрий Ружников, вопрос об очередном изменении правил землепользования и застройки внесла мэрия.
«Те вопросы, которые возникали в предыдущий раз, были решены. На комиссии (по градостроительству – ред.), на думе нам было об этом доложено, всё показано, всё рассказано. Там был конфликт с тем, что была слишком высокая этажность по всему периметру – 16 этажей, в генплане была другая зональность. Это было использовано как инструмент. Сегодня компромисс найден», - сказал Ружников.
По мнению Зимина, в решении мэрии не обошлось без косвенного влияния Александра Битарова: «Он как глава правительства не стал бы сейчас напрямую влиять на этот вопрос. Другое дело, что косвенно его позиция, и в том числе экономические интересы, безусловно, учитываются городскими властями».
При этом, по словам Зимина, после решения думы 31 марта вся политическая подоплёка с вопроса о застройке Чертугеевского залива снята.
«Сегодняшнее решение возвратило всё на круги своя. Мэрия Иркутска показала, что развитие, вопросы инфраструктуры, строительства, в том числе многоквартирных домов, – на первом месте. И не собирается нынешняя мэрия в лице Бердникова с кем-либо конфликтовать. То есть он занял объективную позицию, не политизированную, и это хорошо. Это показывает, что он занимается своим делом как руководитель города и не занимается политическими баталиями», - считает политолог.
Как рассказал Ружников, компания «Новый город» сейчас проходит ряд экспертиз по участку на Чертугеевском и получает разрешительную документацию на строительство. Что касается сроков начала работ, Ружников не смог ответить на этот вопрос, сказав о «ближайшем времени».
Между тем сам Александр Битаров 15 января на пресс-конференции, посвящённой 100 дням губернаторства Сергея Левченко, усомнился в возможности жилой застройки Чертугеевского полуострова из-за того, что он входит во вторую водоохранную зону, и на ней нельзя строить стоянки для машин.
«Практически весь полуостров входит во вторую водоохранную зону, что вызывает на сегодняшний день громадные проблемы и ставит под сомнение реализацию проекта в целом. Во второй водоохраной зоне с нового года возможно размещение только рекреационных зон или строительство жилья и соцобъектов без стоянок. Вы представьте, как можно строить что-то без стоянок – не только подземных, но и наземных? Либо придётся концепцию пересматривать, либо делать рекреационную зону», — сообщил Битаров.
***
Что будет построено на Чертугеевском полуострове - в данный момент тайна, покрытая мраком. Кроме застройки «Нового города», Иркутск ещё помнит проект Ерощенко Baikal Smart City и строительство «Умной школы», участок под которую планируется в том же районе.
Пока очевидно, что депутат Госдумы Александр Хинштейн во время губернаторской гонки был не так уж и неправ, обвиняя крупных застройщиков в финансировании Сергея Левченко ради получения земель под строительство. Проекты опального при Ерощенко «Нового города» после победы Левченко на выборах получили мощный импульс к развитию. Кроме Чертугеевского, невозможно не вспомнить проект по возведению жилья в Малой Еланке, который в декабре 2015 года, по словам Дмитрия Бердникова, стал первоочередным для мэрии.