НОВОСТИ
21 ЯНВАРЯ
20 января
19 января
18 января

Мэрию рубят, щепки летят

Фото: Кирилл Фалеев, Данила Штанцов

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников у власти уже 2,5 года. С самого начала на ключевые посты он назначил людей, оказавшихся за бортом госслужбы после смены губернатора в 2015 году. В 2017-м часть из них уволилась. Ушли и те чиновники, которые работали в муниципалитете и до прихода нового мэра. Теперь главе города приходится лепить новую команду, которая будет оперативно решать проблемы с предпринимателями и застройщиками, умело притягивать деньги из регионального и федерального бюджетов, качественно ремонтировать дороги и строить школы и детсады. Эксперты не сходятся во мнении: одни заявляют о кадровом коллапсе в мэрии, другие говорят, что дело, скорее, в компетенциях ушедших, и всё это – рабочий момент.

Кадровые перемены в 2017 году начал заместитель мэра – руководитель комитета по городскому обустройству Евгений Дроков. Он уволился 2 февраля «в связи с переходом на другую работу». Его место заняла глава Ленинского округа Елена Фёдорова.

Экс-глава комитета по городскому обустройству, ныне - депутат думы Иркутска Евгений Дроков. Фото: http://altairk.ru

В конце апреля свои посты покинули начальник департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда Сергей Фоминых и руководитель департамента дорожной деятельности Михаил Малыхин. Эти отставки стали результатом анализа их работы, который провела Фёдорова.

В начале мая из мэрии ушли руководитель комитета экономики Руслан Ким, вице-мэр Иван Носков и глава Октябрьского округа Иркутска Елена Войцехович. На место Кима назначена заместитель председателя комитета экономики Юлия Ашуркова.

Экс-министр экономического развития Иркутской области, бывший глава комитета экономики мэрии Иркутска Руслан Ким. Фото: http://www.kommersant.ru

После увольнения Носков и Дроков заявили о своём желании участвовать в довыборах в думу Иркутска 10 сентября. Первый пытался получить поддержку от «Единой России», но проиграл праймериз. А второй пошёл на выборы как самовыдвиженец и был избран депутатом гордумы.

В это же время у комитета по управлению муниципальным имуществом появляется руководитель – Екатерина Козулина. Она исполняла обязанности 5 месяцев после ухода в конце 2016 года Маргариты Ли на должность руководителя аппарата мэрии.

В конце июня уволился глава департамента развития предпринимательства Евгений Семёнов. В сентябре с поста заместителя мэра — председателя комитета по градостроительной политике ушёл Иван Готовский. Также покинули мэрию глава Свердловского округа Иркутска Светлана Колотовкина и заместитель председателя комитета по градостроительной политике Ольга Иванова. Исполняющим обязанности руководителя комитета по градостроительной политике назначен начальник отдела земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом Александр Ким.

Кроме всего, в сентябре из структуры администрации исключили комитет по экономике. Мэр пояснил, что его работа признана неэффективной, полномочия и специалистов распределят между другими комитетами.

«Тесно в рамках муниципалитета»

Специалист по вопросам социального менеджмента и политтехнолог Владислав Шиндяев заметил, что непонятны не только увольнения, но и назначения определённых лиц: «Это характерно сейчас для многих муниципальных структур. Возникает много вопросов к тем, кто сегодня работает в администрациях: как они могут хоть как-то работать, не обладая профильными компетенциями и мало представляя, чем они занимаются. Складывается впечатление что во многих случаях назначают на должности не по профессиональному признаку, а просто тех, кто удобен. В любом случае, это всегда кадровые решения первого лица. Он формирует свою команду. Ему с них и спрашивать».

Советник губернатора Иркутской области, юрист Сергей Шишкин был жёстким в своих оценках, заявив о кадровом коллапсе в мэрии Иркутска: «Иногда движение кадров бывает естественным, например, как тогда, когда при смене власти часть кадров губернатора Ерощенко неожиданно осталась за бортом госслужбы и они перешли в город. Сегодня это приобрело характер кадрового коллапса, это свидетельствует о некоей нестабильности кадровой политики мэра. Поэтому я считаю, что это может серьёзно разбалансировать муниципальный менеджмент».

Эксперт заявил, что увольнение директора муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнергоСервис» Александра Воронина (был уволен в середине сентября — ред.) было протестом против навязывания теплоисточника обанкротившегося мясокомбината «Иркутский»: «Когда человеку дают команду принимай на баланс, при этом нет ни лицензии на управление таким теплоисточником, ни кадров, и человек понимая, что это тюрьма, уходит в отставку, вот такие кадровые решения заставляют задуматься. Для меня это плохой знак».

Котельная обанкротившегося мясокомбината "Иркутский". Фото: http://irkutsk-news.net

По мнению Шишкина кадровые передвижения имеют разную ценность. Например, у него не возникает тревог по поводу ухода Колотовкиной, но чтобы восполнить потерю Готовского и Ивановой, «нужна хорошая кадровая заплата». Носков и Ким, по мнению Шишкина, пытались решать свои задачи, которые недорешили в должностях министров, но в рамках муниципалитета их вхождение в администрацию оказалось неудачным: «Муниципальный менеджмент отличается от регионального, здесь всё предметно, социально чувствительно, масштаб другой, и всё это виднее».

Как подчеркнул эксперт, то, что делается в городе, «может быть смазано очень неточными кадровыми решениями».

Политический обозреватель Галина Солонина считает, что серия отставок в мэрии – это скорее вопрос компетентности, а не интриг: «После победы Сергея Левченко на выборах, в мэрию перешли кадры высокопрофессиональные, потрясающе дееспособные. Это те люди, которые привели в область федеральные инвестиции, умели работать с правительством РФ, крупными российскими и зарубежными инвесторами. Это были амбициозные кадры. Им, по большому счёту, тесно в компетенциях муниципалитета. Прошёл определённый период, и перед людьми встал вопрос — потерять свои компетенции или сменить работу».

При этом, по словам Солониной, уход этих глобальных личностей не является серьёзной потерей, а происходящее в мэрии – кадровой лихорадкой: «Муниципальный служащий — это функция, и в ней важнее всего чёткая исполнительная дисциплина. Люди, которые способны на принятие стратегических решений, не всегда являются хорошими исполнителями».

Политолог Алексей Петров заметил, что в данной ситуации либо есть какие-то нестыковки, о которых мы не знаем, либо некий системный кризис в понимании концепции.

При этом эксперт отметил, что уходящие в отставку всегда оставляют положительный пост в соцсетях – либо они не хотят портить отношения с мэрией, либо так рады, что оттуда ушли: «Ни один из них не дал комментариев после ухода. Это говорит о том, что у нас нет никакой публичной политики. Вся власть работает на средства налогоплательщиков, и мы можем поинтересоваться, что происходит внутри. Важно, чтобы люди, которые работают во власти, тоже это понимали».

Петров рассказал, что до этого Иркутск не сталкивался с такими масштабными кадровыми переменами. Так, по его словам, у Владимира Якубовского, который возглавлял город с ноября 1999-го по ноябрь 2009 года, была «цементированная команда», многие люди проработали вместе с ним все три срока. Мэр Иркутска до 2015 года Виктор Кондрашов долго собирал свою команду, «потому что, когда он стал мэром, он был обложен со всех сторон командой Якубовского, и люди сами определялись». У Дмитрия Бердникова, подчёркивает эксперт, команда пока не видна, идёт притирка».

«Иркутск с такими условиями ещё не сталкивался, хорошо это или плохо, можно говорить только по итогам каких-то цифр, например, упала собираемость налогов, стали меньше строить, больше коррупционных скандалов. С точки зрения этих показателей Иркутск пока не выделяется. Какая-то тревожность существует, но пока – в непубличной плоскости», — отмечает Петров.

«Экономическое сердце города»

Для аналитиков стало неожиданностью решение Бердникова ликвидировать комитет по экономике.

«Как можно упразднить департамент стратегического развития (входил в комитет по экономике — ред.)? Любое серьёзное предприятие без экономического подразделения сводится к тому, что оно занимается решением текущих задач, но не занимается развитием. Так возможно работать какому-то мелкому бутику, который живёт здесь и сейчас и не задумывается о том, что будет завтра. Для всех остальных экономика и стратегическое развитие – вопрос будущей жизни. А как можно упразднить департамент по потребительскому рынку (входил в комитет по экономике — ред.)? С 90-х годов этот отдел был всегда завален работой и развивался. Сколько вопросов решалось в отделе по бытовому обслуживанию, отделе по торговле, отделе по общественному питанию. А скольким людям бесплатно помог отдел по защите прав потребителей? Это десятки, если не сотни тысяч человек», — сетует Владислав Шиндяев.

По его словам, необходимость в комитете очень остро ощущается именно сейчас, в условиях современного Иркутска, где фактически нет крупной промышленности, как это было в советские годы, а большинство населения города так или иначе задействовано в сфере мелкого и среднего бизнеса: «Сейчас администрация Иркутска оказалась в сложных условиях: огромная сфера жизни города осталась, а структура, отвечающая за её развитие, исчезла».

При этом эксперт уверен, что в любом случае все конфликтные ситуации, которые сейчас возникают (в частности, спор о сносе торговых павильонов), будут урегулированы, но неизвестно, какими силами: «Грустно то, что эффективная постоянная коммуникация между городом и различными предпринимательскими структурами утрачивается. В перспективе это ни к чему хорошему не приведёт. Все перестанут слышать друг друга и идти на конструктивный диалог».

Митинг предпринимателей 27 апреля . Фото: http://irkutskmedia.ru

Сергей Шишкин вспомнил предыдущего главу комитета – Алексея Альмухамедова, при котором, по словам эксперта, этот комитет и создавался. Тогда, подчёркивает юрист, структура была «инициативным, креативным центром создания здоровой экономической среды»: «Вырвать экономическое сердце города, размыть между тремя-четырьмя департаментами – это не лучшая идея. Комитет по экономике играл важную роль в создании инвестиционного климата в городе и управления инвестиционными процессами. Я думаю, что это может иметь последствия дестабилизирующего свойства в городской среде».

Алексей Петров заметил, что за последние несколько лет это первый случай, когда ликвидируется структурное подразделение администрации, в основном, появлялись новые структуры. «Городские власти должны понять, что это было не самое верное кадровое решение в городе, где нет ключевых игроков, которые могут принести в бюджет двойную цифру. Иркутск – город размытый, поэтому должны быть люди, которые способны оценивать экономические реалии и вызовы», — подчеркнул политолог.

По мнению Галины Солониной, исключение комитета по экономике из структуры мэрии – это временное решение, продиктованное кадровыми перестановками: «Наверняка функция оставлена, но больше сосредоточена в руках самого мэра».

Кадровый голод

Аналитики сошлись во мнении, что сейчас в регионе остро не хватает квалифицированных кадров для госслужбы. И это больше характерно для муниципальной власти, нежели для региональной.

Владислав Шиндяев уверен, что это связано с отсутствием хорошей школы для подготовки чиновников: «Я являюсь членом нескольких аттестационных комиссий. На заседаниях видно, что проблема конкурсантов на замещение государственных и муниципальных должностей заключается в том, что если у них и есть какие-то поверхностные знания, то в большинстве случаев нет элементарного опыта работы в госструктурах, нет понимания того, что такое регламенты, номенклатура и что они должны делать на работе. А ведь такие люди сейчас попадают не только на рядовые, но и на руководящие должности. Тогда заложниками ситуации становятся все жители. Нарушаются регламенты, нарушаются правила закупок, нарушаются сроки, подрядчики выполняют работу не в сроки и в ненадлежащих объёмах».

При этом эксперт понимает, почему из администраций уходят опытные специалисты, которые со своим профессионализмом могут найти себя в любой коммерческой структуре.

«В администрации любой специалист находится под постоянным давлением. С одной стороны, прямое руководство, с другой — депутаты, с третьей — контролирующие структуры и правоохранительные органы. И если даже всё делать правильно, нет никакой гарантии, что завтра тебя не начнёт критиковать какое-нибудь СМИ. Так что исход из администраций самых профессиональных администраторов и менеджеров вполне понятен. Им сейчас нет смысла оставаться на государственной и муниципальной службе и работать в жёстких рамках, в которые их загоняют», — подчёркивает эксперт.

По мнению Алексея Петрова, кадровый голод связан с тем, что никто не хочет идти на муниципальную службу, особенно, руководить муниципалитетами: «Потому что все руководители находятся под колпаками, одно неверное решение и против тебя заводится уголовное дело». Это, по словам политолога, связано с усложнением муниципальной работы и законодательства.

Фото: <a href="http://vk.com/ushakovaya" target="_blank">Яна Ушакова</a>

Галина Солонина уверена, что говорить о кадровой лихорадке в Иркутске не стоит, ведь стабильным остаётся среднее звено, которое как раз и исполняет решения мэра и думы.

При этом эксперты отмечают, что в городе делается немало в плане благоустройства, реализуются социальные проекты, строятся детсады и школы. Но есть и недоработки, которые не были решены за 2,5 года. Солонина отмечает непонятную ситуацию с муниципальными унитарными предприятиями, натянутые отношения с малым бизнесом. Но главное, что отметили почти все аналитики – это отсутствие контакта с региональной властью. Шишкин предложил муниципалитету быть более прозрачным в схемах по зарплатам, дорогам и транспортом, а мэру – заняться штабной работой. И Петров, и Солонина заметили, что отсутствие взаимоотношений между городом и областью скоро начнёт сказываться на развитии города.

«Я вообще считаю, что политики такого уровня, как мэр Иркутска и губернатор Иркутской области без привязки к конкретным фамилиям, должны отбросить все личные проблемы, которые существовали или могут быть, потому что от коммуникаций этих двух людей очень многое зависит в городе Иркутске», — подчеркнул Петров.

ИА «БайкалПост» запросило в администрации Иркутска комментарий по кадровым перестановкам, но к моменту публикации текста он не был подготовлен.

2 отзыва
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ничего не сказано про ликвидацию управления экологии

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это победа лояльности над профессионализмом. Преданность ценится выше, а дело проигрывает.