Ангарский хоккейный клуб «Ермак» к своему очередному, уже девятому по счёту, сезону в Высшей хоккейной лиге подходит с целым шлейфом не самых приятных историй и с минимумом новостей относительно своего будущего облика.
Наша песня хороша, начинай сначала
Ангарчане в сезоне 2017-2018 годов выступили на своём обычном уровне – в регулярном чемпионате команда Марата Аскарова заняла шестое место, а в плей-офф Кубка Петрова дошла до привычного рубежа – 1/4 финала, где уступила курганскому «Зауралью» в упорнейшей, но не очень продолжительной борьбе.
Казалось бы, «Ермаку» нужно только немного усилиться – и можно будет штурмовать новые вершины. В своём обзоре на итоги прошлого сезона я провёл аналогию между ангарской командой и суперзвездой российской «шайбы» Александром Овечкиным, который больше 10 лет ни разу не заходил со своей командой дальше второго раунда Кубка Стэнли в Национальной хоккейной лиге. Но вот случилось чудо: Овечкин показал даже для себя самого невероятный уровень игры, вслед за ним воспряли и его партнёры, и как результат – заветный трофей в руках Александра Великого. Невозможное возможно, как пелось в одной известной песне. Так чем «Ермак» хуже?
Но информационный вакуум, который образовался вокруг команды по окончании сезона, никак не мог настроить на позитивный лад. Появившийся на сайте Континентальной хоккейной лиги список свободных агентов ещё больше укрепил сомнения болельщиков в том, что всё идёт так, как им хотелось бы. По данным КХЛ, 16 хоккеистов «Ермака» 1 мая стали неограниченно свободными агентами – игроками, которые получили право вести переговоры с любыми командами без всяких ограничений.
Ещё трое спортсменов получили статус ограниченно свободных агентов (ОСА). Это значит, что формально у них есть возможность вести переговоры с кем угодно, однако права на них по-прежнему сохраняются у «Ермака». В чём это выражается? Если клуб-претендент сделает игроку контрактное предложение, то хоккеист будет обязан уведомить об этом руководство «Ермака». И если ангарчане смогут это предложение повторить, то перехода на новое место работы игроку не видать как своих ушей. Если его не обменяют или не откажутся от прав, конечно же.
Наличие игрока в списке свободных агентов само по себе проблемой не является, ведь контракт с ним можно подписать в любое время. Но надо помнить, что появляются и конкуренты, которые имеют свои виды на трансферную селекцию.
По итогу из прошлогоднего состава «Ермака» осталось всего семь человек: вратарь Александр Хомутов, нападающие Максим Усков, Марат Зарипов и Анатолий Раенко, а также тройка молодых ребят – защитник Игорь Буевич и форварды Дмитрий Воронков и Степан Данчиков. Что характерно, на лёд из юниоров на более-менее постоянной основе выходил только Воронков (14 матчей). Ещё пять смен в матче против ЦСК ВВС провёл Данчиков (и в одну из них соперник забросил шайбу). В подвешенном состоянии находится Артём Воробьёв, который в мае стал ОСА, но новостей по новому контракту пока нет.
Ещё трёх хоккеистов «Ермак» подписал со стороны: защитников Максима Сергеева из пензенского «Дизеля» и Константина Забавина из усть-каменогорского «Торпедо», а также игрока атаки Сергея Чубыкина из южно-сахалинского «Сахалина», выступающего в Азиатской хоккейной лиге. И если Чубыкина болельщикам «Ермака» представлять не нужно (10 лет подряд играл за ангарскую команду, провёл 448 матчей), то Забавин и Сергеев – имена новые.
31-летний Максим Сергеев на уровне ВХЛ отыграл уже 11 лет за волжскую «Ариаду», клинский «Титан», альметьевский «Нефтяник», красноярский «Сокол» и пензенский «Дизель». В составе «Нефтяника» становился победителем ВХЛ в сезоне 2015-2016 годов.
Ещё один новобранец значительно моложе: защитнику Константину Забавину всего 22 года, и в его послужном списке Ангарск значится четвёртым пунктом дислокации. Свою карьеру уроженец Нижнего Тагила начинал в Челябинске, довольно быстро стал лидером местного «Челмета», но в прошлом сезоне он решился на смену команды и уехал в Орск. В «Южном Урале» задалось не очень, и после семи игр Забавин отбыл в Усть-Каменогорск, где провёл ещё девять игр за «Торпедо». Одним словом, до хоккея игрок наверняка будет голоден. Остаётся надеяться, что он обернёт это себе на пользу.
Куда дольше можно говорить о потерях «Ермака». Команду покинули несколько ключевых игроков: форвард Дмитрий Михайлов (один из ограниченно свободных агентов) стал хоккеистом карагандинской «Сарыарки», защитник Никита Воронин (ещё один ОСА) пробует пробиться в череповецкую «Северсталь» на уровне КХЛ, игрок обороны Валентин Милюков вернулся в Усть-Каменогорск, а центральный нападающий Сергей Пайор рассматривает возможность перехода в южнокорейский «Хай1» из АХЛ. В команду-новичок ВХЛ «Тамбов» перешла пара форвардов Илья Карлин – Виталий Коньков.
Большое количество изменений в составе также связано с тем, что «Ермак» перестал быть клубом-партнёром новосибирской «Сибири», которая выступает в Континентальной хоккейной лиге. Полюбившиеся болельщикам Алексей Яковлев и Семён Иванов теперь в Ангарск если и приедут, то только в форме новокузнецкого «Металлурга» – именно Кузня стала фарм-клубом «Сибири».
«Ермак» без команды КХЛ в союзниках не останется. 5 июля подтвердились слухи о том, что ангарский клуб заключит соглашение о сотрудничестве с «Адмиралом» из Владивостока.Конечно, «моряки» сейчас находятся не в лучшем положении: дальневосточники прошедший сезон завершили с долгами, из-за чего команда потеряла нескольких ведущих игроков. Однако среди хоккеистов, которые попадут в состав «Адмирала» на новый сезон, наверняка найдутся такие люди, которым не хватит места в основе, но которые придутся ко двору в Ангарске.
«Ермаку» вновь придётся перестраиваться на 70-80%. В сезоне 2014-2015 годов такая «перестройка» помогла команде добраться до 1/4 финала плей-офф ВХЛ и устроить там знатную битву с карагандинской «Сарыаркой». А вот спустя один чемпионат в очередной раз переделанный «Ермак» с большим трудом пробился в кубковые матчи и уступил «Спутнику» в первом же раунде.
Образцовый бардак
Состав «Ермака» на новый сезон по большей части будет сформирован из тех игроков, которые приедут на просмотр в июле и августе. Это не очень хорошо: ангарская команда сейчас не выглядит привлекательным вариантом для хоккеистов, поэтому наверняка здесь окажутся те, кого изобилие контрактных предложений обходит стороной.
И дело заключается отнюдь не в географическом положении команды. Красноярский «Сокол», к примеру, от центральной России удалён чуть менее сильно, чем Ангарск, но туда хоккеисты едут с куда большей охотой, нежели в «Ермак». Одна из главных причин – тот подход к организации работы, который исповедуют в Ангарске.
За последние годы «Ермак» не раз попадал на первые полосы спортивных изданий, и отнюдь не по каким-то позитивным поводам. Самое громкое происшествие случилось 12 июня 2014 года, когда во время тренировки от теплового удара скончался защитник Артём Соколов. Компенсацию в размере более чем 3 миллионов рублей семья Соколова смогла получить только после решения Ярославского районного суда, вынесенного 25 сентября 2017 года. Всё это время судебные тяжбы с «Ермаком» вёл профсоюз игроков КХЛ, который занимается защитой прав игроков, в том числе и в ВХЛ.
Прославился «Ермак» и тем, что у хоккеистов здесь время от времени возникают разные неприятные ситуации, связанные с расторжением действующих контрактов. Во всеуслышание об этом заявлял экс-защитник «оранжевых» Евгений Бусыгин в эфире программы «100% хоккея» на «Спорт FM».
Эфир Спорт ФМ от 10.03.2016, смотреть с 23:53 по 32:50.
На следующий день после эфира исполнительный директор «Ермака» Александр Быков в интервью Владимиру Дехтярёву заявил, что клуб никаких норм и порядков не нарушал.
«Этот человек пришёл к нам и, видимо, хотел получать зарплату и не играть. Одну-две игры отыграл и ему уже надо ехать к своему врачу. […] Мы расторгли контракт по обоюдному согласию. Нас хотели надуть и получить здесь большой контракт. Мы его готовили к матчам, он потом заболел. Надо ведь понимать, что у нас нет спонсоров в лице «Газпрома», «Роснефти». Мы не можем держать в команде кучу игроков», – так объяснил свою позицию Быков в той ситуации.
Кстати, Бусыгин после ухода из «Ермака» на уровне ВХЛ больше не играл. Да и вообще на профессиональном уровне не выступал.
В последний раз слово «Ермак» в негативной коннотации было использовано в спортивной прессе в конце мая 2018 года. Журналист газеты «Спорт-Экспресс» Алексей Шевченко в своей рубрике «Обзор дня» заявил, что некоторым игрокам ангарской команды «срезали» контракты на 20% без объяснения причин. Также перед спортсменами были задолженности по зарплате за апрель, а также по премиям и бонусам.
«Я всегда удивляюсь, как слабо работает профсоюз, защищая права игроков КХЛ, но в высшей лиге они вообще ничего не делают. Молчание, никто ни в чём не разбирается, а игроки даже и не рассчитывают на защиту», – отметил Шевченко.
В профсоюзе игроков КХЛ от каких-либо комментариев отказались. При этом разговоров с работниками организации состоялось целых два. В первый раз женщина, взявшая трубку, внимательно выслушала пересказ материала Шевченко, сказала «Ага» и сбросила вызов. Во второй раз мне ответила уже другая женщина, которая сообщила, что она не может поделиться со мной информацией относительно обращений хоккеистов в Профсоюз.
«Я не уполномочена доводить вам такую информацию, потому что мы не можем подтвердить вашу личность, являетесь ли вы журналистом или нет на самом деле. Наше руководство заявления в прессу делает самостоятельно, поэтому мы сторонних журналистов на эту тему не консультируем», – заявили в профсоюзе во время телефонного разговора.
А вот исполнительный директор «Ермака» Александр Быков своими соображениями по поводу сложившейся ситуации поделился. По его словам, проблемы с финансированием у команды действительно были, однако сейчас клуб уже выплачивает задолженности хоккеистам. Это подтвердил и один из хоккеистов, выступавших за команду в прошлом сезоне.
«Через неделю команда соберётся в Ангарске и начнёт подготовку к новому сезону», – подытожил Быков. Ну и хорошо.
«Никакой реакции на наши обращения не было»
Ангарск славится своими болельщиками. Это отмечают и тренеры команд соперников, и хоккеисты. Ещё 3 года назад на матчи «Ермака» ходило в среднем около 5 тысяч человек, на отдельных матчах и больше. В плей-офф 2014/2015 стадион и вовсе не смог вместить всех желающих посмотреть матч «Ермака» и «Сарыарки»: на трибунах собралось более 7 тысяч болельщиков при вместимости арены в 6,9 тысячи человек!
Увы, сейчас для Ангарска аншлаги – дело не такое частое, как это было раньше. Что уж говорить про регулярный чемпионат, если даже в прошедшем плей-офф хотя бы 4 тысячи человек было уже хорошим показателем. Хотя даже со скромным показателем в 3,9 тысячи болельщиков в среднем на матче «Ермак» умудрился войти в топ-100 самых посещаемых команд Европы.
Преданные фанаты изо всех сил продолжают показывать всем, что им не всё равно, что происходит с «Ермаком». Одно обращение болельщиков было опубликовано на сайте «Наш Ермак», другое – в группе «Вконтакте», однако все они остались без ответа со стороны клуба.
«Никакой реакции на наши обращения не было. В клубе будто даже не читали это всё. Вообще такое ощущение, что клубу уже глубоко плевать на болельщиков, раз они даже отмазаться не пытаются. Ну пусть бы даже глупо соврали! Тогда бы можно было увидеть их заинтересованность. А так можно увидеть, что они где-то не рядом, они выше нас на пять голов и до плебеев, то есть, болельщиков, спускаться не будут ни при каких обстоятельствах», – рассказывает один из авторов «Нашего Ермака» Денис Брянский.
С болельщиками нужно работать, это факт. Их нужно не только постоянно держать в курсе событий клуба (а в «Ермаке» нет даже этого), но и развлекать. Нужно искать новые фан-базы, как это делает, например, баскетбольный «Иркут», который посещает различные учебные заведения, организовывает мероприятия для фанатов, максимально открыт для прессы. У «Ермака» же даже в соцсетях всё не очень хорошо: самые популярные аккаунты, связанные с «Ермаком», во «Вконтакте», Twitter или Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) ведут болельщики. Они же делают красочные послематчевые обзоры, записывают видеоинтервью с хоккеистами и тренерами, проводят разные розыгрыши в соцсетях. А этим, по-хорошему, должен заниматься клуб.
Брянский также отметил, что вера болельщиков в «Ермак» постепенно угасает, даже самые активные фанаты постепенно сходят со сцены. Тому есть несколько причин. Во-первых, у болельщиков нет почти никакой привязки к хоккеистам. В один сезон зажигают одни люди, в другой – другие. А по окончании сезона становится известно, что любимцы ангарской публики переходят в другую команду, где становятся популярны и оседают там. А ангарчане вновь привыкают к новым лицам, в них влюбляются и терпят с ними расставание.
Ещё одна причина, по которой «Ермак» теряет аудиторию – это результаты команды. Они вроде и стабильны, но за этой стабильностью скрывается невозможность сделать шаг вперёд. А он необходим. Если нет развития, неизменно последует деградация.
У «Ермака» остались болельщики, которые придут на матчи, даже если состав ангарчан не позволит побороться за выход в плей-офф. Они придут, потому что они любят свою команду. Но любовь фанатов, как известно, нужно заслужить. Ангарскому клубу нужно что-то делать, чтобы не давать более повода журналистам общаться с игроками и болельщиками в таком ключе, в каком это было сделано выше.