НОВОСТИ
22 НОЯБРЯ
21 ноября

Комитет заксобрания ради выборов мэра Иркутска

Неожиданно за две недели до выборов в Законодательное собрание Иркутской области состоялось заседание комитета по госстроительству. В повестку включили 13 вопросов, в числе которых был законопроект губернатора-коммуниста Сергея Левченко, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. И присутствующие четыре депутата-единоросса почти безропотно его поддержали.

К 11 утра 28 августа в малый зал заседаний заксобрания прибыли три телекамеры и с десяток журналистов. Один из самых пунктуальных депутатов уходящего созыва – Борис Алексеев – немного задерживался. В повестке было два принципиальных вопроса – возвращение выборов мэра Иркутска и лишение заксобрания полномочий по утверждению стратегии социально-экономического развития. Создалось ощущение, что присутствующие побывали на двух разных заседаниях, — так сильно отличалась атмосфера и настроение депутатов во время обсуждения губернаторских инициатив.

Глава комитета по госстроительству заксобрания Иркутской области Борис Алексеев. Фото: Александр Новиков

Заседание — 1

На заседании физически присутствовали три депутата-единоросса. Ещё один поддерживал коллег с помощью видеоконференции. Единственный парламентарий, не входящий во фракцию «Единой России», — член ЛДПР Олег Кузнецов – просто не явился на заседание.

Быстро рассмотрев десять вопросов, комитет перешёл к законопроекту «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», внесённому в заксобрание 21 июня губернатором Сергеем Левченко. Атмосфера в малом зале заседаний стала более напряжённой. Борис Алексеев, который всегда отличался умением задорно вести дискуссию с правительством по спорным вопросам, вдруг потерял всю ироничность голоса и не стал даже сопротивляться.

Полномочный представитель главы региона в парламенте Роман Буянов напомнил, что с 2014 года в Иркутске были отменены прямые выборы мэра. В декабре 2015-го Конституционный суд РФ признал возможным устанавливать в региональных законах как альтернативный, так и безальтернативный, выборный, способ избрания глав муниципалитетов, на территории которых находится административный центр субъекта.

«Поскольку закон носит комплексный характер, мы сочли необходимым предоставить его в новой редакции, нежели вносить точечные правки», – заметил Буянов.

В новом законопроекте губернатор уточнил порядок избрания глав не только в городских округах и муниципальных районах, но и в городских, и сельских поселениях.

Полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов. Фото: Яна Ушакова

«Сразу скажу, что в отношении города Иркутска как городского поселения, наделённого статусом административного центра Иркутской области, никаких исключений не предусмотрено. Это позиция губернатора, эта позиция чёткая, что на территории данного муниципального образования должны проводиться выборы главы муниципального образования. Только такой, единственный вариант избрания главы», — подчеркнул Буянов.

Антон Красноштанов пытался-таки сбить разработчиков с толку, спросив, не противоречит ли законопроект федеральному законодательству. Буянов ответил, что нет, а Борис Алексеев объяснил младшему коллеге, что этот законопроект «состоялся из-за настойчивых требований минюста и нашего правового управления». Минюст предложил рассмотреть инициативу на рабочей группе, а Буянов заметил, что разработчики готовы в этом участвовать.

Начальник правового управления заксобрания Михаил Басов, хитро улыбаясь Алексееву, заметил, что концепция закона поддерживается, но есть несколько принципиальных вопросов, которые требуют проработки. После этого все три офлайновых депутата и один онлайновый поддержали законопроект, рекомендовав сессии принять его в первом чтении и продолжить работу над ним во втором. Всё обсуждение заняло 15 минут, из которых 11 потратил Буянов.

Уже после заседания Алексеев заявил, что своей инициативой губернатор Иркутской области Сергей Левченко обязан только депутатам заксобрания.

«Работа началась, мы просто не стали тормозить её, в установленном порядке законопроект внесён, и надо его рассматривать. Инициатива представлена именно таким образом, так как мы перед этим с участием прокуратуры и минюста проводили заседания рабочей группы и подтолкнули губернатора и правительство к данной законодательной инициативе», — подчеркнул Алексеев.

Надо ли говорить, что за сегодняшний день это моя любимая цитата?

Заседание — 2

Следующим был второй законопроект губернатора региона – о лишении заксобрания полномочий по утверждению стратегии социально-экономического развития региона. Парламентарии заметно расслабились, а Борис Алексеев вернулся в излюбленный образ ироничного оппонента.

Министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский тщетно пытался доказать депутатам, что законопроект надо принять, так как стратегия должна быть утверждена до 1 января 2019 года, а заксобрание полтора года не может прийти к решению. Разработчики уверяли, что «губернатор готов взять на себя ответственность, в том числе и политическую, за утверждение стратегии развития». Но тут же включался Алексеев, спрашивая: «Что смущает в совместном исполнении этих полномочий?». На это за законопроект вступился Буянов, который сначала обвинил депутатский корпус в бездействии (Алексеев даже обиделся), а потом всячески пытался подсластить пилюлю: «Эта инициатива ни коим образом не умаляет роль законодательного собрания».

Министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский. Фото: Фото с сайта правительства Иркутской области

Но депутаты были непреклонны. Глава комитета заявил, что специально проведена научная экспертиза, итоги которой озвучит замруководителя аппарата парламента Алексей Петров. Делал он это из отпуска, по громкой связи. Его голос шуршал в специально склонившийся к мобильному телефону микрофон, который с трудом вылавливал отдельные слова: «стратегия», «полномочия», «федеральное законодательство», «утверждается» и «настороженность». Начальник правового управления заксобрания Михаил Басов попытался перевести на русский этот шелест, рассказав, что стратегия утверждается законом Иркутской области с 1997 года, а нынешняя инициатива «несколько поспешна».

Борис Алексеев зачитал выдержки из экспертизы, суть которой сводилась к тому, что такое решение нецелесообразно и приведёт «к чрезмерной концентрации полномочий исполнительной власти» и «снижению достигнутого уровня публичности».

Подлила масла в огонь и руководитель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская. По её словам, главы тех крупных муниципалитетов, с которыми она успела переговорить, опасаются, что территории вообще будут исключены из процесса утверждения стратегии. Этими крупными муниципалитетами оказались Иркутск, Братск, Черемхово и Бодайбо. Кто бы сомневался.

Под конец глава комитета Алексеев иронично вдохновлял министра Орачевского: «Я верю в чудо. А вдруг это чудо произойдёт, и новый созыв примет стратегию?» Министр лишь угрюмо смотрел на депутата поверх очков. Ну, а чего мы хотели? Если депутаты в одном, хоть и для пиара, но уступили, то это не значит, что и в остальном проскочит.

2 отзыва
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если столько времени не была утверждена стратегия развития области, то нужно ли теперь торопиться и спешить, ведь можно ещё десять лет скрупулёзно по выверять каждый пункт. Только вот как это соотносится с ежегодными доходами и расходами областного бюджета, а к чему делать привязку финансовой части стратегии, вообще вряд ли кому известно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так в итоге что? У нас снова будут прямые выбору мэра города? Или это собрание было так, ради собрания? "Специально проведена научная экспертиза" - у нас в регионе больше нечем заняться? Собрание якобы шутов, блин.