Город «Исчезающий Иркутск» «Исчезающий Иркутск»: Загадочный дом мещанина Корюхова на Верхней Амурской

«Исчезающий Иркутск»: Загадочный дом мещанина Корюхова на Верхней Амурской

Запутанная история дома с пятью стенами на улице, где смешались века.

Источник:

Небольшая улица Верхняя Амурская, ныне 25-го Октября, берёт своё начало от тупика возле улицы Пискунова и вливается в перекрёсток пяти улиц, возле одного из входов в Иерусалимский парк. Улица необычна тем, что здесь, переходя через пешеходные переходы, ты попадаешь, то в деревянное прошлое, где можно бесконечно стоять и любоваться красивой резьбой и причудливыми наличниками, то плутаешь среди копированных многоэтажек. Практически в самом её конце стоит двухэтажный дом шоколадного цвета под номером 15, который смотрит на мир своими коричнево-белыми окошками и манит загадочностью.

Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано более 70 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.

В перечне выявленных объектов культурного наследия Иркутской области здание записано как дом некого Корюхова, года постройки указаны размыто - конец XIX - начало ХХ века. Под такой же фамилией числится ещё один дом начала ХХ века на улице Горького, 11. Несколько соседей дома Корюхова, например, №11 и 13, вычеркнуты из списка за последние 2 года. Причина неясна, но думаю, многоэтажные «муравейники», которые стремительно появляются в округе, возможно, как-то с этим связаны. Побольше подробностей выяснить не удалось, Корюховых оказалось в истории нашего города много, а у меня не было даже инициалов.

Морозное мартовское утро, когда мы отправились к дому, баловало своим солнцем, которое играло с его цветом. С разных ракурсов он был то коричневым, то тёмно-бордовым, то каштановым, а его необычная планировка возбуждала моё любопытство. Если взглянуть на него сверху, с помощью спутниковых снимков онлайн-карт, то видно, что это дом с пятью стенами.

1 из 3
Источник:

Историку Алексею Петрову удалось найти не так много информации об этом здании. «Это дом мещанина Василия Егоровича Корюхова, который жил в нём в 1909 году. Известно также, что у него был брат, тоже мещанин, Нестор Егорович, который также жил в Иркутске. А вообще Корюховых было несколько, но сейчас уже трудно определить, кто из них кому приходится родственником», - рассказал Петров.

Не совсем ясно, когда этот дом здесь появился. Первое его упоминание в истории - это пожар на сеновале в мае 1880 года. Отмечается, что тогда убытку было 400 рублей. «Второе - 1 марта 1887 года. Во дворе дома в 3 часа дня была попытка кражи. Преступники задержаны и арестованы. Некий мещанин Николай Ошилин, Дмитрий Хозманов и отставной рядовой Черемных взломали доски и покушали на кражу товаров. В 1887 году было объявление, что в связи с отъездом продаётся мебель и разные вещи», - поделился информацией историк.

Не удалось найти даже каких-то маленьких истории, лишь обрывки событий и дат, которые не связаны между собой. Но кроме объявлений и упоминаний дома, также есть информация о проживании в нём разных жильцов.

«Я полагаю, что дом был доходный, потому что встречались и другие жильцы дома помимо Корюховых. Например, в 1894 году в доме проживал нижнеудинский мещанин Алексей Алексеевич Вейденгаммер, 23 июля 1893 года умерла какая-то известная в Иркутске старушка Евдокия Яковлевна Корюхова, мать Ивана Николаевича Корюхова. В 1903 году в списке военнослужащих был некий Пантелеймон Афанасьевич Корюхов, а в 1937 году, уже в советское время, членом участковой избирательной комиссии от добровольного спортивного общества «Динамо» был Василий Васильевич Корюхов, который мог вполне быть сыном того самого Корюхова», - закончил Петров.

Историк упомянул ещё то, что в Иркутске была одна очень известная мещанка - Агния Михайловна Корюхова, которая могла приходиться матерью Василию Корюхову. Но жила она на Вдовьем - сейчас Черемховском - переулке. У неё был деревянный дом с надворными постройками, который она продала в 1894 году.

Чтобы разобраться с этим ворохом фамилий имён и дат, мы направились в дом знакомиться с жильцами. Нас встретила незапертая дверь зелёных ворот, звонкий лай собаки и мужчина, который оказался одним из хозяинов дома. Его зовут Виктор, живёт в доме с 1970 года. Он рассказал, что сейчас в доме две квартиры: на первом этаже и на втором. Его семья, родители и сестра с братом, раньше жили в подвале. Квартиру в этом доме им дали, пока Виктор служил в армии.

1 из 5
Источник:

«После тех условий, в которых мы жили, конечно, для нас это были настоящие хоромы, - с улыбкой вспоминает мужчина. - Мама рассказывала, что предыдущие жильцы говорили об одном купце, который жил в доме и держал на первом этаже магазин, продавал бакалею («Может из него пытались украсть товары в 1887 году?» - подумала я). Я как-то убирался в подвале и нашёл бирку с датой 1910 год. Не знаю, может это был год постройки», - еле слышным голосом рассказывает Виктор, то и дело прикрикивая на собаку, которая мешает не только ему говорить, но и нам слышать. От этого приходится несколько раз переспрашивать, что говорит мужчина. А он ничего, с улыбкой повторяет ещё раз свои слова.

«А можно нам посмотреть на бирку?» - с интересом спрашивает историк и получает отказ. По словам Виктора, она в подвале, а сейчас там всё завалено.

«У вас такая интересная планировка в доме. Если смотреть на него с улицы, кажется, что дом обычной формы, а если с торца - то будто он узкий», - говорю я, осматривая дом.

«Да. Есть одна история как так получилось, - оживился мужчина, будто ждал этого вопроса. - Рядом с домом жил купец, который выкупил участок улицы 1-я Советская, не помню, как раньше она называлась. И когда этот дом строили, то он не дал залезть на его участок, поэтому кажется, как будто дом обрезали с одной стороны. Это потом уже улица разрослась. А так у нас пять стен», - рассказал Виктор и рассмеялся.

Наши разговоры увидела женщина со второй квартиры и присоединилась к нам. После того как мы представились, Нина с досадой в голосе сказала: «А я думала, к нам пришли квартиры предлагать вместо нашей деревяшки».

1 из 4
Источник:

Мы выяснили, что её семья живёт здесь чуть меньше, чем Виктор. Они обменяли однокомнатную квартиру на трёшку в этом доме. Нина рассказывает, что, когда строили Академический мост, почти всю улицу хотели снести, для строительства развязки, но потом пересмотрели проект.

«Мы ждём, когда нас снесут и дадут нормальную квартиру, хотя нам нравится тут. Удобно, что мы живём в центре, и я буду воевать за него, - смеясь, рассказала Нина. - У нас в одной комнате ещё сохранились старые полы и печка. Правда, капитальный ремонт в доме не проводился с тех пор, как мы заехали. Всё думаем окна поменять на пластиковые».

«Вы не думаете, что пластик испортит шарм?» - перебил её Петров.

«Ну шарм не шарм. А там уже всё гнилое, подоконники крошатся и рамы разваливаются. Нам в прошлом году крышу новую сделали за 500 тысяч рублей, хотя дом оценивают в 300 тысяч. О, как!» - сказала Нина.

1 из 3
Источник:

Злая собака, которая без умолку лаяла весь наш разговор, не позволила осмотреть дом. Виктор нам сказал, что во дворе были разные постройки, но их давно снесли. По его словам, был другой выезд с дома, широкий, специально для того, чтобы повозка с лошадью могла проехать, но потом поставили другой забор - и от того прохода не осталось и следа.

Двухэтажный особняк, с чудом сохранившейся резьбой и красивым балконом, который забит всяким хламом, провожал нас, так и не раскрыв тайну своего появления на свет и подробности запутанных историй своих многочисленных жильцов. Я расстроилась, услышав в очередной раз фразу «Скорей бы снесли наш дом». Но как найти золотую середину, между условиями, в которых живут жильцы этих домов-памятников и желанием сохранить не только в фотографиях красоту «деревяшек».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Рекомендуем
Объявления