Р!
21 СЕНТЯБРЯ 2019
19 сентября 2019
Новости Иркутска

Как выглядят подземные переходы Иркутска

Каждый день через подземные пешеходные переходы в Иркутске проходят тысячи людей. Корреспондент «ИрСити» обошёл все подземки и выяснил, насколько они удобны и комфортны для пешеходов.

Польза подземных переходов в городах – вопрос дискуссионный. Известный российских блоггер и общественник Илья Варламов давно призывает власти Москвы и других городов в прямом смысле слова закопать эти переходы. С некоторыми доводами Варламова действительно можно согласиться. Многие подземки, в том числе, и в Иркутске, не пригодны для маломобильных людей – пандусы больше напоминают отвесную скалу, а лифты отсутствуют как класс. Инвалидам или людям с колясками спуститься в переход и тем более подняться из него без посторонней помощи очень сложно.

Согласно строительным нормам и правилам, уклон пандуса должен составлять от 5 до 10% высоты подъёма самого пандуса. То есть на «Волжской», где переход уходит в землю больше чем на 2 метра, длина съезда должна быть больше 24 метров. Только тогда пандус можно считать полностью соответствующим всем нормам.

От подземок можно было бы избавиться с помощью обычных «зебр» и новых светофоров. Однако для Иркутска этот вариант мало применим: движение на той же Байкальской улице и так постоянно встаёт в пиковые часы из-за особенностей дороги (узкий поворот возле Иркутского областного суда создаёт множество проблем автомобилистам по утрам, а по вечерам все встают в «горлышко» на съезде к плотине ГЭС). Так что для Иркутска внеуличные переходы на крупных участках дорог будут оставаться главным способом для движения пешеходов.

Подземный переход на пересечении улиц Седова и Байкальской

В народе этот переход чаще всего именуется «первым» или «старым переходом на Волжской». Он появился задолго до строительства всех остальных подземок на Байкальской, около 40 лет назад. Урбанистика прошла мимо этого места – переход неудобен практически во всём. Ступеньки узкие, порядком разбитые, из-за металлических углов зимой или летом во время дождя очень скользко. Спуск существует просто для проформы – поднять или спустить по нему коляску с ребёнком проблематично из-за отсутствия маленьких ступенек посреди подъёма и поручней на стене.

Сам переход внутри довольно узок. В подземке расположилась торговая точка с большим ассортиментом товаров – от нижнего белья до расходников для бытовой техники. Как правило, хозтовары там продаются по той же цене, что и в крупных сетевых магазинах, иногда и ниже, но качеством они не отличаются.

Есть в этом подземном переходе мастерская по ремонту обуви и изготовлению ключей. Основными клиентами, по словам работника точки, являются студенты-первокурсники из ближайших общежитий (их в радиусе 500 метров от перехода девять штук), которым нужно сделать новые комплекты ключей для своих комнат.

В целом этот переход выглядит не очень опрятно: плитка на стенах местами сколота, на ней оставлены многочисленные теги (быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности – прим. ред.). От потолка вьются какие-то кабели и шланги. Штукатурка осыпается, местами виднеется плесень.

Переход на остановке «Волжская»

Первый из череды подземных переходов, открытых на улице Байкальской в 2007 году. Он намного просторнее старой подземки, вместо бетонного покрытия на полу плитка. Пандус пригоден только для подъёма или спуска небольших сумок и колясок. Инвалиды в этот переход смогут попасть только с чьей-то помощью – наклон спуска слишком большой, чтобы съехать с него самостоятельно.

Как и на пересечении Седова и Байкальской, здесь очень много студентов. Многие из них приходят сюда играть на музыкальных инструментах, чтобы заработать какие-то небольшие деньги. Иногда выступает колоритный мужчина, который исполняет песни под аккомпанемент сильнейшего перегара, разносящегося по всему переходу. Очень часто здесь просят милостыню (на старом переходе такого нет – мало места, да и продавцы киоска в меру возможностей следят за этим).

В 2015 году мэр Иркутска Дмитрий Бердников обращал внимание, что во всех подземниках на Байкальской, включая этот, есть проблемы с освещением, нужен косметический ремонт. Эти замечания актуальны и сейчас: стены вновь изрисованы, плитка местами сломана, некоторые светильники не работают. Однако переход всё равно выглядит неплохо, его регулярно убирают, мусора в нём практически не бывает. Как и разных неприятных запахов, которые характерны для таких общественных мест в других районах города.

Переход на остановке «Цимлянская»

Брат-близнец перехода на «Волжской». Такой же просторный, такой же прибранный, такой же разрисованный. Так же есть проблемы с освещением: не все антивандальные светильники справляются с напором иркутян.

Отличается переход тем, что в нём, в отличие от предыдущего, есть точка по ремонту унтов. Мастер жалуется: посетителей заходит мало. Да и вообще показалось, что людей в этой подземке проходит меньше, чем на «Волжской».

С чётной стороны улицы Байкальской в переход ведут два уровня: верхний – с остановки общественного транспорта, нижний – с тропинки от школы №39. На нижнем уровне удобная обзорная площадка на спортивный городок школы – можно посмотреть, как дети играют в футбол или баскетбол.

Переход на остановке «Лисиха»

Туннель на этом участке улицы Байкальской уже, чем на других новых переходах. Сложно сказать, с чем связана такая особенность.

– Переход как переход, – говорит Игорь, живущий в Лисихе уже несколько лет, – Постоянно только один бездомный сидит, который каждую неделю приходит с новой собакой. Гитаристы иногда пристают, деньги просят. В остальном – ничего необычного.

Переход на остановке «Байкальский микрорайон»

От всех других отличается тем, что на чётной стороне всего один проход в подземку – её начали строить слишком близко к выезду с автозаправки, второму выходу не нашлось места.

Иркутянка Нина Андреевна рассказала, что она пользуется переходом практически каждый день – с чётной стороны Байкальской ей нужно перейти на противоположную, чтобы доехать до больницы или рынка. Она пожаловалась на очень крутые лестницы и темноту в туннеле.

В целом от переходов на Байкальской осталось противоречивое ощущение: с одной стороны, в них есть масса недостатков, которые ограничивают возможности для использования их маломобильными людьми. И это очень большая проблема: шестиполосный участок дороги на Байкальской иными способами не преодолеть – от Диагностического центра до Байкальского кольца (2,7 километра пути) нет ни одного наземного перехода.

С другой стороны, все переходы содержатся в относительной чистоте, время от времени там меняют освещение. Они не кажутся заброшенными.

Подземный переход в микрорайоне Университетский

Следующая остановка на пути – Гуманитарный центр, микрорайон Университетский. Подземный переход через улицу Улан-Баторскую начинали строить ещё с момента возведения самого микрорайона. Но долгие годы сооружение объекта было заморожено, а сам переход представлял из себя склад строительного мусора и отхожее место.

В 2015 году подземку довели до ума и сдали в эксплуатацию. Спуски в туннель сделали пологими, более удобными для людей с колясками или инвалидов. Хотя от идеала, который, как оказалось, в Иркутске можно найти, всё равно ещё далековато.

Переход очень чистый, довольно светлый (особенно в сравнении с туннелем в районе Лисихи), летом в нём прохладно даже в жару. Напольная плитка в хорошем состоянии, сколов и трещин на ней мало. Неудобство возникает зимой на входе со стороны торгового центра «Снегирь» – тротуар там под уклоном, снег утаптывается, образуются накаты.

Внутри самого перехода есть несколько павильонов – в одном выходцы из Средней Азии торгуют фруктами, овощами и орехами, в другом расположился модный иркутский барбершоп «Брадобрей». Кроме того, из подземки можно напрямую попасть в супермаркет «Удача», расположившийся в цокольном этаже торгового центра.

Ещё одна удивительная находка – карта микрорайона, на которой размечены ключевые точки локации: участковый пункт полиции, поликлиника, библиотека и офисы управляющих компаний.

Переход очень похож на большой агитационный стенд перед выборами. Реклама на стенах перемежается с эффектными и броскими картинками в стиле «Было/Стало».

В отличие от улицы Байкальской, на Улан-Баторской нет ни оградок, которые отделяют тротуары от дороги, ни отбойников между полосами. Поэтому многие делают выбор в пользу небезопасного, но очень быстрого перехода через улицу. Хотя переход в Университетском выглядит так, что туда-то как раз очень хочется зайти. Остаётся надеяться, что со временем пешеходы станут более ответственными и перестанут перебегать улицу в неположенном месте.

Подземный переход возле пересечения бульвара Рябикова и улицы маршала Конева

Следующая локация для исследования – микрорайон Синюшина гора. На бульваре Рябикова расположились сразу же две подземки: одна находится на пересечении бульвара с улицей маршала Конева, другая – в 400 метрах от неё, возле торгового центра «Ручей».

Первый переход выглядит очень запущенным, можно даже сказать заброшенным. Освещения в нём почти нет – большинство ламп либо разбито, либо вырвано «с мясом». Внутри темно, разбросан мелкий мусор (бумажки, стаканы, битые стёкла), по всему переходу стоит очень неприятный запах. Местные жители говорят, что многие предпочитают пройти несколько лишних сотен метров до туннеля у «Ручья».

Очень позабавила наклейка про то, что в туннеле ведётся видеонаблюдение. Ни одной камеры обнаружено не было. По всей видимости, их либо не было там никогда, либо их сняли.

Переход возле торгового центра «Ручей»

Этот переход (как и предыдущий на бульваре) оборудован самым удобным спуском для инвалидов-колясочников во всём Иркутске. Пандус отделён от лестницы большим парапетом с «бойницами», оборудован поручнями и выполнен в форме башенки с многоуровневым спуском. Очень часто здесь поднимаются и спускаются пожилые люди, которым тяжело идти по ступенькам. Впрочем, сами ступеньки невысокие и широкие.

Внутри туннеля тесновато – сказывается наличие торговых павильонов. В них торгуют продуктами (и цены не ниже, чем в «Слате», которая находится в торговом центре «Гранд», то есть в трёх шагах от перехода), фруктами-овощами и подержанной бытовой техникой. Есть мастерская по ремонту обуви, и она, судя по рассказам местных жителей, пользуется популярностью. Наличие торговых точек нисколько не мешает профессиональным нищим просить милостыню, никто из перехода их не выгоняет.

В подземном коридоре светло, почти все лампы на месте и работают. А вот камеры наблюдения найти не удалось и здесь.

Переход на остановке «Технический университет»

Переход открылся в феврале 2007 года. Это одна из самых оживлённых подземок в Иркутске – студенты со всего города идут в ИрНИТУ, рядом с политехом находится несколько колледжей, общежития, есть большой торговый центр.

Несмотря на то, что этот переход – «ровесник» подземок на улице Байкальской, выглядит он намного хуже. От стен хочется держаться подальше, настолько они грязные. В некоторых местах скопился мусор, возле входа в магазин «Оазис» стойкий и вполне понятный запах. Плитка сколота и на лестницах, и на пандусах.

Здесь же обнаружилась уникальная для Иркутска находка – подъёмник для маломобильных людей. Это единственный подземный дорожный переход, оборудованный таким устройством. Но все люди, кого я спросил о нём, утверждают, что ни разу не видели этот подъёмник работающим.

В некоторых местах стены перехода украшены граффити, посвящённым произведениям Михаила Лермонтова. Выглядит красиво и необычно.

Жизнь в туннеле кипит в любое время. В тот день, когда я там оказался, уже около 11 утра две команды музыкантов играли возле двух входов в подземку. А в самом центре, возле выхода на парковку, сидел бездомный со щенком. Щенок весело махал хвостом и всё время норовил подбежать к кому-нибудь из прохожих. А вот его хозяин (хозяин ли?) был суров и чумаз, неприветлив и неразговорчив.

Переход на остановке «Институт МВД»

Эта подземка появилась примерно в одно время с той, что возле политеха, но выглядит она получше. Всё дело в потоке людей – здесь он показался не таким большим.

Проблемы всё те же – битая плитка, крутые лестницы с пандусами, ещё и подъёмника нет. Но выглядит он чище, чем многие другие. Может быть, так сказывается близость с институтом МВД и отделом полиции?

Переход возле железнодорожной платформы «Академическая»

Сразу несколько человек, с которыми довелось общаться, назвали это место «самым жутким переходом Иркутска». Претензии у всех примерно одинаковые – подземка тёмная, безлюдная и очень плохо пахнущая.

Переход сделан основательно, издалека он больше похож на бункер. Коридор освещается двумя большими уличными фонарями и несколькими маленькими противовандальными лампами, но этого не хватает. За плиткой следят – она аккуратно подогнана и в коридоре, и на лестницах, и на пандусах. Последние, как на многих других переходах, не приспособлены для подъёма людей в колясках.

Через эту подземку часто ходят дети, приезжающие в школу №77 из других районов города на общественном транспорте. Их путь от остановки на «Академической» до школы проходит как раз через этот туннель. Представил себя на месте этих детей, идущих ранним зимним утром на уроки. Резко стало некомфортно.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила