Президент России Владимир Путин 2 апреля выступил с обращением к нации. Оно длилось всего 6 минут и облегчения не принесло. В первую очередь – для малого бизнеса. Прогнозы экспертов неутешительны – от закрытия предприятий, безработицы до социального взрыва. Чтобы этого не произошло, федеральному центру нужно не только выработать реальные меры поддержки, но и пересмотреть взаимоотношения с регионами.
Первое обращение к нации Путин сделал 25 марта, тогда он объявил неделю с 30 марта по 3 апреля нерабочей, а также предложил несколько мер поддержки населения и малого и среднего бизнеса. Эксперты пояснили порталу «ИрСити», что оценивать их эффективность преждевременно, так как не выработаны механизмы, по которым они будут осуществляться.
Теперь по предложению Путина срок нерабочих дней продлён до 30 апреля, он может корректироваться в зависимости от ситуации с распространением коронавируса. По словам главы государства, в разных регионах ситуация разная, поэтому полномочия субъектов планируется расширить, чтобы они могли самостоятельно решать, какие меры предпринимать и какие средства на это потребуется. Следить за этим будут полпреды.
Недели выживания
По мнению предпринимателя в сфере управления недвижимостью Алексея Альмухамедова, у власти была дилемма, что поддерживать: карантинные меры или бизнес, в итоге выбрали первое. «Вероятно, власти решили, что быстрая смерть бизнеса будет лучше долгой и мучительной. Мало какой бизнес выдержит 4 недели бездействия, да ещё и с обязательствами платить зарплату не работающим сотрудникам», - заметил эксперт.
По его оценкам, стоит ожидать разорения 80-90% предприятий. «А это минус в налогах, минус в пенсионной системе, минус в покупательной способности среднего класса. Стоит ожидать громадный уровень безработицы, хотя в официальной статистике она, конечно, не появится», - спрогнозировал собеседник агентства.
Он считает, что продление режима нерабочих дней вряд ли помешает распространению коронавируса, так как граждане будут пытаться «заработать всеми правдами и неправдами», а значит вынужденно нарушать карантин.
«Возвращаемся в начало 90-х. Но тогда мы жили надеждой на изменения к лучшему, и это позволяло сплотиться и пережить настоящее. Сейчас таких надежд нет», - подчеркнул Альмухамедов.
Председатель Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Роман Ищенко подчеркнул, что сегодня на оперативном штабе при правительстве Иркутской области профильные ведомства сообщили о росте безработицы и нарушении прав сотрудников. «Через 3 недели это будет совершенно другой масштаб. А через полтора месяца он приблизится к катастрофическому», - заметил он.
По его словам, бизнес-сообщество отреагировало на речь президента «крайне нервно», предприниматели поняли, что за их счёт будут оплачиваться вынужденные отпуска сотрудников в рамках мер по самоизоляции. «Но это полбеды. Настоящая беда - это остановка экономики более чем на месяц, и есть вероятность, что этим не ограничится. А это значит, что погибнут десятки тысяч компаний и предприятий. Часть отраслей встала прямо сегодня: туризм, торговля, сфера услуг и развлечений. Гигантская часть отраслей встанет завтра, когда этот маховик кризиса раскрутится на полную», - подчеркнул Ищенко.
Руководитель группы проектов «Сфера Байкала» Анатолий Казакевич со ссылкой на прогнозы экономистов, отмечает, что тяжёлая экономическая ситуация продлится, как минимум, полгода – до конца сентября, а спад потребления будет ощущаться в течение полутора лет.
Он отметил полную остановку продаж по въездному туризму на Байкал. «Мы надеемся, что в мае будут сняты ограничения на перемещения, и, по крайней мере, россияне смогут ездить на Байкал. Думаю, иностранцев в этом году у нас в регионе не будет», - подчёркивает эксперт. Кроме того, входящие в «Сферу Байкала» парки «Поляна» и «Солнечная дорога» закрылись ещё 2 недели назад из-за падения спроса и выручки. Сейчас идёт работа с резидентами, чтобы максимально сохранить персонал.
Предприниматель в сфере торговли строительными материалами Алексей Кардонов заметил, что оценивать, как бизнес выживает в условиях карантина, преждевременно, так как ситуация меняется ежедневно. Для него первая нерабочая неделя прошла «в плотном графике».
«Сегодня коллектив работает только на приёмку товара, то есть я сейчас занимаюсь наполнением складских запасов, потому что это не первый кризис, с которым мы сталкивались, и, если есть деньги, то их нужно сейчас вкладывать в товар», - подчеркнул он.
Но Кардонов замечает негативные тенденции на рынке недвижимости. По его данным, за эту неделю покупательская способность упала примерно в половину. «При этом весна у строителей – это начало сезона, и все строители ожидают, что в марте-апреле финансовые показатели будут увеличиваться», - поясняет эксперт.
Также, по его словам, на фоне колебания курсов валют, заводы-производители стройматериалов повышают цены на 5-15%, хотя сезонный рост колеблется в пределах 1-3%. Более того, многие предприятия по рекомендации властей закрылись на карантин, что в будущем может привести к товарному дефициту, а это в свою очередь повлияет и на строительную отрасль.
«Уже есть предпосылки того, что заводы увеличивают сроки производства либо меняют условия отгрузки. Сейчас Иркутская область живёт в режиме ликвидации последствий ЧС. И такая ситуация может отразиться на работах, например, в Тулуне. Если будет дальнейшее закрытие предприятий, стройка встанет. Строителям нечем будет строить, негде и не на что», - подчеркнул Кардонов.
По мнению общественного представителя бизнес-омбудсмена в Иркутской области Алексея Жемчужникова, последствия нерабочих дней оценивать рано, первые оценки можно будет сделать, когда начнутся выплаты зарплаты.
«Большинство предпринимателей не имеют жировой прослойки. Все живут от зарплаты до зарплаты. Из тех людей, которые не получают зарплату из бюджета, 90%, если работать не будут, за апрель ничего не получат. Либо получат в зависимости от щедрости, разумности, богатства владельца бизнеса, то есть это минимальные 10-15 тысяч рублей», - заявил эксперт, подчеркнув, что все – и бизнес, и обычные граждане – закредитованы, соответственно через 2 недели подойдут сроки по платежам.
По оценкам депутата заксобрания, главы группы компаний «Сарсенбаев» Евгения Сарсенбаева, первая неделя прошла «нормально». «Далее начинается нервоз у людей, это чувствуется. Страх перед неизвестным будущим, но пока в лёгкой форме. Дальше, если не предпринимать мер поддержки населения и не информировать, что всё под контролем, то будет усиление негативного фактора. Людям нужна уверенная сильная власть, с понятным для них выходом из кризиса», - заметил он.
Отсрочками не помочь
Алексей Жемчужников назвал «половинчатыми» принятые правительством РФ в конце марта меры поддержки малого и среднего бизнеса. «У нас поддержки нет, налоги не отменены, а чтобы получить отсрочку, надо извернуться и добиться банковской гарантии, получение которой – то же самое, что взять кредит. А предложенные кредиты на зарплату умиляют до глубины души», - заметил он, подчеркнув, что это не поддержка, а «красивые фразы».
По его мнению, ситуация может привести к социальному взрыву. «Расхлёбывать эту ситуацию будут регионы, у которых просто нет ресурсов. Это неправильно. И какой бы [врио губернатора Игорь] Кобзев ни был умный, смелый и добрый, он не спасёт эту ситуацию, ему просто нечем платить», - подчёркивает эксперт. По его прогнозам, ситуация приведёт к переосмыслению федеративных отношений.
Евгений Сарсенбаев согласен, что спуск полномочий в регионы – это, вероятно, перекладывание ответственности, но эту ситуацию надо использовать в интересах Иркутской области. Для этого требуется разработать план антикризисных мер, пересмотреть бюджет, программы, льготы. «Нужно, как говорится, подтянуть поясок, деньги направлять только на жизненно важное, от чего-то придётся, видимо, отказаться, так как бюджет не дополучит денег», - подчеркнул эксперт.
О социальной напряжённости упоминает и Алексей Кардонов. «Если государство не будет усиливать экстренные меры, я подозреваю, что тысячами народ пойдёт на улицы. Ситуация такова, что я, например, как работодатель не смогу платить зарплату своим сотрудникам, поскольку они сидят на выходных днях», - замечает он.
По его предложению, такой мерой поддержки может стать частичное возвращение налогов предприятиям, которые исправно отчисляли платежи в бюджеты всех уровней. И это, по убеждению предпринимателя, должно быть на безвозмездной основе. «Это деньги, которые были потрачены на укрепление экономики, пусть теперь государство возьмёт на себя ответственность», - заявляет эксперт.
Анатолий Казакевич подчёркивает, что принятые меры действенны, но недостаточны. На его взгляд, реальной поддержкой бизнесу стала бы оперативная субсидия на фонд оплаты труда и аренду помещений или земельных участков. При этом помочь бизнесу нужно хотя бы в период пикового падения экономики – до конца сентября.
«Сейчас многие не могут выплачивать зарплаты и арендные платежи, потому что особо больших подушек безопасности ни у кого нет. А всё взаимосвязано. Доходы населения, зарплаты подразумевают под собой потребление, доходы от аренды - дальнейшее вложение в строительство в масштабах города. Если эта цепочка остановится, то мы получим коллапс», - предупреждает эксперт.
По мнению Романа Ищенко, требуются довольно радикальные решения: «начиная с настоящих налоговых и кредитных каникул, а не отсрочек, и заканчивая мерами поддержки спроса». «Но боюсь, что у бюджета просто не найдется столько денег», - заметил эксперт. «Пока маховик не получил необратимой инерции, нужно находить какой-то компромисс между безопасностью со здоровьем и экономической разрухой с последующим голодом», - предположил Ищенко.
По его мнению, проблема с коронавирусом «информационно перегрета». Он предлагает закрыть на самоизоляцию граждан в зоне риска (60 лет и старше) и детей, а остальных «отправить работать и спасать положение, так как помимо вируса есть ещё обваленные цены на нефть, разрыв мировых цепочек кооперации и многое другое, с чем надо прямо сегодня работать». Но такие решения, уточняет эксперт, должны быть обоснованы профессионалами, в первую очередь в медицинской сфере.
Алексей Альмухамедов выразил сомнение, что региональные власти смогут помочь изменить ситуацию.
«Самое лучшее и реальное, что могут сделать власти, это лет на 10 забыть про малый бизнес вообще. Без проверок и судебных решений, закрывающих бизнес, кроме случаев, связанных с обеспечением безопасности граждан. С одним минимальным налогом, пусть это будет те же 6% с оборота, но один и одинаковый для всех», - предложил эксперт.
«Даже деньгами накачивать не надо. Бизнес сам все найдёт и сделает», - резюмировал предприниматель.