Российская лёгкая атлетика уже 5 лет не может получить даже птичьих прав в мировой спортивной среде из-за многочисленных допинговых скандалов, которые закрыли дорогу сборной России на международные старты. В ближайшем будущем нашим спортсменам могут запретить участвовать на турнирах даже в нейтральном статусе. Эта ситуация ударила и по иркутскому спорту — талантливый иркутянин-шестовик Матвей Волков будет выступать за сборную Белоруссии.
Бесправная федерация
В 2015 году началась волна допингового скандала, захлестнувшего российский спорт. Нашу страну обвинили в массированных и систематических сокрытиях применения допинга российскими спортсменами. Международное антидопинговое агенство (WADA) порекомендовало Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) исключить Всероссийскую федерацию лёгкой атлетики (ВФЛА) из организации.
IAAF в ноябре 2015-го приостановило членство ВФЛА в международном объединении
на неограниченный срок.
В 2018 году произошёл новый виток скандала — прыгун в высоту и лидер сборной Данил Лысенко трижды пропустил допинг-тесты и был отстранён на неопределённый срок. Он предоставил в IAAF документы, которые свидетельствовали, что спортсмен был недоступен по независящим от него причинам, но они разошлись с его же устными показаниями. Атлета и федерацию обвинили в фальсификации.
12 марта 2020 года World Athletics (современное наименование IAAF — ред.) оштрафовала ВФЛА на 10 миллионов долларов, из которых 5 миллионов нужно было выплатить до 1 июля, оставшаяся же сумма стала «условным штрафом» — он уйдёт, если федерация не будет нарушать правила и покажет прогресс в вопросе восстановления своих прав.
Параллельно с этим во всероссийской ассоциации происходила чехарда на руководящих должностях. В 2016 году её возглавил министр спорта Самарской области Дмитрий Шляхтин. Перед ним ставилась задача переформатировать федерацию и вернуть ей доверие и постоянное членство в IAAF. Не вышло — и в ноябре 2019 года он подал в отставку, которую потом безуспешно пытался оспорить.
До февраля 2020-го и.о. главы ВФЛА была Юлия Тарасенко, которая не успела отметиться ничем, кроме высказываний в защиту Шляхтина, а потом новым руководителем федерации стал член совета директоров «Объединённой авиастроительной корпорации» Евгений Юрченко. Он назвал себя антикризисным менеджером и признал нарушение допинговых правил со стороны Лысенко, но отказался выплачивать присуждённый штраф.
10 июня элита российской лёгкой атлетики — прыгуны в высоту Марина Ласицкене и Дмитрий Шубенков, а также прыгунья с шестом Анжелика Сидорова — выступила с открытым письмом, в котором потребовала ВФЛА заплатить штраф. В ответ на это Юрченко 13 июля подал в отставку.
В течение 2020 года World Athletics может инициировать процесс полного исключения Всероссийской федерации лёгкой атлетики. Если это произойдёт, российские спортсмены не смогут принимать участие в международных стартах даже в нейтральном статусе. Для многих легкоатлетов это будет означать конец карьеры.
Кто такой Матвей Волков?
16-летний Матвей Волков — выходец из спортивной семьи. Его тренер и отец — прыгун-шестовик Константин Волков, серебряный призёр Олимпиады-1980 в Москве, дед — Юрий Волков, заслуженный тренер СССР, воспитавший множество победителей и призёров международных турниров по прыжкам с шестом. Продолжатель спортивной династии Матвей занимается в иркутской спортивной школе олимпийского резерва «Школа высшего спортивного мастерства».
Волков-младший впервые заявил о себе на первенстве Сибири 2018 года. Будучи одним из самых юных спортсменов в своей дисциплине (ему было всего 14 лет) он с результатом 4,5 метра стал победителем. Далее были победы на «Мемориале иркутских атлетов» и первенствах России среди 18-летних. Матвей остановился в шаге от медали на всероссийском первенстве среди юношей до 20 лет в феврале 2019-го (в 14 лет!).
Но настоящей минутой славы для него стал Всероссийский фестиваль прыжков с шестом, проходивший в феврале 2020 года в Москве. 15-летний Волков стал бронзовым призёром соревнований, оставив позади более старших спортсменов, и установил мировой рекорд для атлетов 15 лет — 5,5 метра. Вот как его успех описывал обозреватель газеты «Спорт-Экспресс» Владимир Иванов:
«Вышел в сектор и тут же начал показывать трибунам, мол: «Алло, это же я. Дайте-ка шуму!» Всем стало интересно. Самое крутое, что он не только вёл себя броско, а ещё и прыгал классно. 5,3 метра — есть, 5,4 — пропустил, 5,5 — есть! Новый мировой рекорд для 16-летних! (по данным портала Age Records, Волков установил рекорд для 15-летних спортсменов, у 16-летних рекорд принадлежит французу Саше Жоя — 5,56 метра) Дерзкий мальчишка, который на равных бился с мужиками полюбился зрителям. Матвей в свою очередь кайфовал от внимания трибун. Потенциально он — самый яркий легкоатлет в российской истории», — написал Иванов.
В своём Instagram (запрещённая в России экстремистская организация)-аккаунте Матвей Волков поставил перед собой цель — выпрыгнуть на результат 5,8 метра на чемпионате России в Чебоксарах и пробиться на Олимпийские игры 2021 года.
Не исключено, что мы увидим Волкова на международных стартах в будущем году. Вот только выступать он будет уже не под российским флагом.
«Переезд — вынужденная мера»
У Волкова нет международных стартов в составе взрослой сборной России, поэтому у него нет и так называемого спортивного гражданства. Оно не равняется административному и означает принадлежность к какой-либо национальной федерации, но не к государству. Поэтому можно быть гражданином сборной России и членом иностранной спортивной сборной. В случае с Матвеем Волковым всё будет именно так.
Как рассказал его отец Константин на пресс-конференции 15 июля, молодые спортсмены могут получить спортивное гражданство другой страны, например, при переезде семьи на новое постоянное место жительство. Матвей вместе со своими родителями в ближайшее время получит вид на жительство в Белоруссии и переедет в Минск. Окончательное решение о праве выступать за другую сборную — за World Athletics. Каких-либо поводов это ему запретить не видно. Отец спортсмена обратил внимание, что решение о переезде и спортивном гражданстве принимали его родители, потому что Матвей ещё несовершеннолетний.
Волков-старший рассказал, что во многих странах, в отличие от России, обеспечили возможность атлетам тренироваться в одиночестве на спортивных сооружениях. В России же, по его словам, предложили «слить в унитаз» всё, что нарабатывалось. «Мы тренировались в парках, на школьных стадионах. Полиция относилась к нам с большим пониманием, чем официальные спортивные органы», — отметил тренер.
При этом он пояснил, что в Иркутске Волковы встретили сочувствие — им разрешили забрать домой инвентарь из спортшколы. Министр спорта Илья Резник, по его словам, сетовал на жестокое наказание, которое может последовать, если атлетам разрешат тренироваться на стадионе — школе в таком случае грозил штраф до 500 тысяч рублей.
Вариант с Белоруссией возник после разговоров с друзьями, работающими в этой стране. Они рассказали Волкову, что там признают опасность коронавирусной инфекции, но это не идёт во вред подготовке спортсменов. По словам тренера, изначально шла речь о тренировках в Белоруссии осенью этого года.
«Через какое-то время мне позвонил Вадим Девятовский (руководитель Белорусской федерации лёгкой атлетики) и пригласил в Беларусь, сказал: «Мы очень хотим, чтобы вы помогли нам в становлении прыжков с шестом». Я принял приглашение, поучаствовал в семинаре. Меня впечатлило качество спортивных сооружений и подход к работе», — рассказал Волков и отметил, что после этого начались предметные разговоры о возможности выступления Матвея за белорусскую сборную.
Он подчеркнул, что вид на жительство семье будет предоставляться на общих основаниях. Константину Волкову предложили пост старшего тренера команды по прыжкам с шестом, его супруге — работу в сфере спортивной психологии. «Переезд — вынужденная мера», — подытожил Волков-старший.
«Когда Матвею было 11 лет, нашу лёгкую атлетику временно исключили из членов IAAF. Сейчас ему уже 16 лет, а воз российской лёгкой атлетики уехал далеко назад, заехал в трясину и начал погружение. Шансов на то, что процесс повернётся в обратную сторону, практически нет», — так Константин Волков описал ситуацию с ВФЛА.
Он посетовал, что президентов федерации назначали фактически на безальтернативной основе. В качестве примера он привёл избрание Евгения Юрченко, которого «продавили сверху». По словам Волкова, « [Олег] Матыцин (министр спорта России) и [Станислав] Поздняков (глава Олимпийского комитета России) сидели испуганные, с белыми лицами» во время выборной конференции.
«Всех претендентов на пост президента убрали по разным мотивам, он [Юрченко] остался один. Объявили открытое голосование. Никому не дали слово. Мне слово не дали, я послал записку с требованием сделать закрытое голосование. При нём Юрченко бы не выбрали, потому что он неизвестно кто такой, с какой целью он пришёл. Я открыто проголосовал против, рядом со мной был знаменитый тренер из Новосибирска Александр Бухашеев, и ещё четыре человека тоже проголосовали против. Все остальные проголосовали «за» (против кандидатуры Юрченко выступили семеро делегатов, ещё один воздержался, 53 человека прголосовали за), — рассказал Волков.
По его мнению, беспорядок в российской лёгкой атлетике продолжается не первый год, и все последние действия спортивного руководства лишь говорят, что такое будет продолжаться, и это не позволит многим спортсменам проявить себя на международном уровне, выступая за Россию.
«Хотим переехать, потому что нам просто элементарно не дают тренироваться, выступать. Видимо, России я не выгоден или не нужен, как и другие спортсмены. [...] Моего отца по сути Олимпийских Игр лишили (СССР в 1984 году бойкотировал Олимпийские игры, проходившие в Лос-Анджелесе, в ответ на бойкот западных стран ОИ-1980 в Москве) из-за некорректных действий чиновников. Его просто грубо лишили медалей, и он не хочет, чтобы такая же участь была со мной», — так сам Матвей Волков прокомментировал возможный переход в сборную Белоруссии в эфире телеканала «Матч-ТВ».