Мэр Иркутска Руслан Болотов 11 августа дал первую после своего избрания пресс-конференцию, на которой объяснил происходящие изменения в администрации, обозначил её проблемы и приоритеты в работе. «ИрСити» выбрал главное из его ответов.
Болотов был избран депутатами думы Иркутска в результате конкурса в апреле. До этого он 1,5 месяца работал вице-мэром, перейдя на этот пост с должности председателя правительства Иркутской области.
Три цели Руслана Болотова
— Чтобы Иркутск правильно развивался с точки зрения градостроительной политики – это переход к комплексной застройке. Это ключевое, что должно быть вбито на подкорку всему нашему руководящему аппарату, всем нашим коллегам-строителям. [Нужно] максимально уходить от точечной застройки. Это очень важно. [...]
Чем Иркутск уникален и чем запомнился в советское время? Тем, что комплексно развивались микрорайоны. Это ключевая задача, с которой мы должны работать. Для этого нужно использовать и Дом.рф, и Министерство строительства Российской Федерации, и возможности взаимодействия с субъектом - что ключевое на самом деле. Это первое.
Второе. Это, безусловно, дороги. Если мы в ближайшие 5 лет не начнём расшивать эту тематику, решить дальше её будет сложнее. Нас не просто недобрым словом будут вспоминать, мы будем притчей во языцех.
Вопрос дорог и изменения в самой системе дорожного строительства архиважны. В первую очередь я говорю о подрядных организациях. Когда один подрядчик получает 10 проектов по городу, а у него элементарно даже штатной численности нет, наверное, это сложно. Когда я работал министром строительства, Иркутск отличался тем, что организации, работавшие в городе, давали очень хороший, правильный результат в те сроки, которые были необходимы. […]
Третье – мы с вами должны сделать всё необходимое, чтобы не только исторический центр, но и каждый район города был самодостаточен. […] Каждый район должен иметь инфраструктуру, которая позволит человеку получить всё необходимое с точки зрения муниципальной услуги и с точки зрения возможности комфортного отдыха. Понятно, что мы везде не сможем построить такие бассейны, которые построил «Газпром», да и «Байкал-Арена» в каждом районе не нужна. Но при этом достаточная спортивная, социальная инфраструктуры должны обеспечивать возможность каждому жителю города чувствовать себя комфортно в том месте, где он живёт.
Проблемы администрации Иркутска
— Что меня, наверное, всё-таки удивило: я не видел той погружённости Иркутска в национальные проекты, которую хотелось бы с точки зрения разработки проектно-сметной документации, земельных участков. […] На мой взгляд, всегда очень важна погружённость любого муниципального образования в программы, которые есть на субъектовом и, соответственно, федеральном уровне. Тогда результат совсем другой.
Во-первых, это увеличение собственной финансовой базы муниципального образования, что очень важно особенно в сегодняшних условиях. Во-вторых, участие в этих программах очень чётко систематизирует работу. Сегодня с этим есть вопросы, которыми нужно заниматься.
Что ещё в какой-то степени удивило? Документооборот. С ним надо работать. У нас десяток с лишним входных точек получения информации, и отвечает тоже далеко не один [человек], порой выражая позицию всего муниципального образования, и не всегда она объективно согласована или объективно соответствует реальности.
Достаточно большое количество сотрудников администрации с дублирующими функциями. Мы обсуждали это с коллегами из думы. Будем проводить реорганизацию. Это очень важная, на мой взгляд, составляющая работы, потому что мы в большей степени должны быть нацелены на результат, на конкретику. А люди, у которых есть свободное время и которые могут заниматься чем-то другим, наверное, их лучше сориентировать на что-то другое. […] У многих ребят не хватает профессиональной подготовки именно в том направлении, которое нам необходимо сегодня.
О кадровых перестановках в мэрии
В мае 2020 года администрацию Иркутска покинули руководители комитетов по градполитике и по управлению муниципальным имуществом Александр Ким и Екатерина Козулина, а также глава комитета по управлению Ленинским округом Татьяна Жичина. В начале июня экс-заммэра Иркутска Татьяна Эдельман сменила Надежду Лебедеву на посту главы комитета по управлению Правобережным округом. В конце июля в отставку ушёл главный архитектор Иркутска Сергей Александров, замену ему подберут по конкурсу.
Кроме того, были назначены новые руководители муниципальных предприятий и учреждений: бывший начальник отдела полиции в Иркутске Григорий Слезак назначен и. о. главы Центрального рынка, и.о. руководителя «Иркутскавтодора» стал бывший чиновник мэрии Сергей Чертков, а Олег Торский сменил Егора Какоурова на посту главы МКУ «Город».
— Что такое работа чиновника? В первую очередь – это работа, которая позволяет во многом консолидировать позиции людей, с которыми ты работаешь. […] Нет такого решения, которое принимается единолично председателем правительства. Это площадка консолидированных, но, самое главное, коллегиальных решений. Люди, которые не могут выстроить эту работу, им, наверное, всё-таки в администрации… Они, может быть, больше индивидуалисты, им нужно работать в другой системе, в другом направлении. Здесь работа, которая должна опираться на мнение большинства. Это первый фактор, который учитывался при рассмотрении определённых кадровых перестановок.
Второй вопрос – я уже сказал – не всегда люди профессионально соответствовали тому уровню задач, которые они выполняют согласно штатному расписанию.
Третье. У меня позиция принципиальная: если по чиновнику возбуждено уголовное дело, он обязан уйти в отставку. Не все это понимают, к сожалению, часть людей, которая с такой проблемой столкнулась, почему-то считает, что можно всё-таки в законодательстве найти лазейку и остаться на должности. […]
Вы увидите ещё не одно перемещение. Команда формируется из тех задач, которые стоят сегодня перед нами. Ключевая задача, которую я сформулировал перед своими коллегами, – это максимальная работа в рамках национальных проектов. И для Иркутска это на сегодня архиважно. Вторая задача – способность работать в команде, что для многих, оказывается, не совсем просто. Третья задача – очень простая – на любой вопрос чиновник должен спокойно ответить публично. Не всем это тоже просто. Несложные правила, по ним и будем работать дальше.
О бюджете Иркутска
В июле заммэра - руководитель бюджетного комитета администрации Альфия Валиулина сообщила, что в 2020 году выпадающие доходы бюджета составят около 1 миллиарда рублей. Это связано с ограничительными мерами, которые были введены весной из-за угрозы распространения коронавируса.
— Хотелось бы сказать, что оценочные последствия, которые были спрогнозированы, были хуже, чем реальный сценарий, с которым мы сегодня сталкиваемся. Во многом это связано с тем, что указ губернатора максимально смягчал и сужал количество субъектов предпринимательской деятельности, которые попадали под жёсткие ограничительные меры. За счёт этого всё-таки меньше последствия, чем те, которые мы изначально прогнозировали. […]
Ключевой фактор для нас с вами – рациональное использование тех денежных средств, которые есть, и участие в федеральных целевых программах, национальных проектах. Без этого городу развиваться будет невозможно. […] Вытащить всё за счёт муниципального бюджета нереально. […] Третье – оптимизация затрат. […]
Ещё один из аспектов, с которым нужно будет в обязательном порядке работать, – те программы, которые сегодня сформированы в рамках занятости, поддержки производственного комплекса в целом. Мы этот механизм задействуем в полной мере, насколько это возможно на территории муниципалитета. […]
Мы видим порядка 950 миллионов рублей, которые выпадают. Мы в основном сокращаемся внутри программ и – самое главное – [проводим] замещение. Приведу пример. Недавно было совещание, один из наших муниципалитетов – не будут называть коллег – не справляется, не успевает, мы предложили: мы успеем.
Строительство школ
На градсовете при губернаторе Иркутской области в июле 2020 года Болотов заявил, что для перехода на односменный режим работы Иркутску нужно построить 30 школ на 500-1,2 тысячи мест. По указу президента школьники должны учиться в одну смену к 2025 году. Сейчас в Иркутске около 40% школьников учатся во вторую смену.
— Я не буду человеком, который скажет, что мы построим 30 школ за 5 лет. Это невозможно ни с точки зрения бюджета, ни с точки зрения федерации сегодня. Выделить 30 миллиардов для того, чтобы построить 30 школ в Иркутске, невозможно.
Ключевая задача, которая сформулирована сегодня перед нами, следующая: мы смотрим максимально загруженные объекты и готовим проектно-сметную документацию, земельные участки. Я упомянул два – в Ново-Ленино оформляется земельный участок, и будет привязана школа на 1275 мест. Если за это время будет адаптирован проект на 1,5 тысячи мест, который сегодня в области разрабатывается, будем привязывать его. Вторая – в микрорайоне «Союз». Третье – мы прорабатываем вопрос строительства школы в районе ИВАТУ. По [школе на улице] Багратиона проектно-сметная документация готова.
Работаем по ряду пристроев. Да, это безысходность для Иркутска, но сегодня это важно и нужно делать, потому что подобрать отдельно стоящий участок в ряде районов города просто невозможно. При этом школы нуждаются в расширении, потому что даже по требованиям СанПиН они не соответствуют нормам и правилам. […]
Все механизмы [для строительства школ], которые сегодня возможны, мы будем применять, потому что без этого мы точно дальше не пойдём. Ключевой фактор, на котором мы сегодня заострили внимание, – ни одна комиссия не будет принимать проект застройки без наличия социальной инфраструктуры. Это наш проблемный камень, с которым длительное время придётся разбираться.