Рядом с Глазковским мостом в Иркутске есть бар «Мёртвые кролики» — маленькое заведение в подвале. Его вход два года назад раскрасил иркутский художник Иван Ботвинкин, а в июне - обновил изображение. Вчера в соцсетях появилось сообщение, что талантливое граффити закрасят, потому что рядом благоустраивают очередной сквер, то есть вырубают деревья, закатывают всё в асфальт и ставят лавочки. Это не первая история в Иркутске, когда чиновники или коммунальщики уничтожают интересные рисунки, и я хочу подсказать мэрии, где ещё можно замазать стены серой или жёлто-охристой краской.
Борьба за серый
В 2018 году, когда Иркутск готовился к универсиаде, на улице Ленина в серый цвет замазали граффити магазина комиксов. Тогда в мэрии заявили, что коммунальщики близко к сердцу приняли поручение администрации закрашивать нелегальные надписи и рисунки.
Через 2 года краска частично смылась, частично облезла, на стене уже появился новый рисунок, а на углу дома всё ещё висит потрёпанный баннер магазина (кажется, он то ли закрылся, то ли переехал).
В начале июня 2020 года в подземном переходе на политехе закрасили граффити с портретом поэта Михаила Лермонтова. Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников тогда не смог объяснить, зачем это было сделано, а также добавил, что, по его мнению, оно должно быть восстановлено.
За 2,5 месяца граффити не восстановили, но почему-то на грязно-жёлтой краске осталась одинокая голова орла. И, конечно, теги, написанные маркером. Их никто не закрашивает.
Теггинг — вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах. Отдельная подпись называется «тег».
Удивительно то, что управление архитектуры мэрии не замечает «забомбленную» под самую крышу старую трансформаторную будку в своём дворе на улице Ленина. Некоторым граффити там больше 10 лет.
А департамент городской среды комитета городского обустройства - расписанную стену во дворе своего же здания на улице Желябова.
Или затэганую стену напротив здания, в котором располагается управление культуры и департамент здравоохранения мэрии.
4 хороших граффити, которые ещё можно закрасить
Этим летом в нескольких местах Иркутска появились четырёхцветные портреты, выполненные в одном стиле. Один из них расположен на улице Ленина, 30, на доме по соседству с тем самым бывшим магазином комиксов.
Ещё один - на улице Киевской, 2. Это как раз то здание, в котором располагается управления культуры и департамент здравоохранения мэрии.
Третий - на опоре Глазковского моста. Рядом с ним недавно появился ещё один интересный рисунок.
Четвёртое граффити, которое до сих пор не испортили своим вниманием чиновники или коммунальщики, нарисовано на здании по адресу: Горького, 24. Его автор - иркутский художник Степан Шоболов.
Шанс для кроликов
Сообщение о том, что граффити на «Мёртвых кроликах» закрасят, вчера вызвало бурное обсуждение в соцсетях. Как следует из комментариев, причина, по которой чиновники обратили внимание именно на эту роспись, а не на разрисованную трансформаторную будку у себя во дворе, в том, что рядом благоустраивают сквер.
«Ребята [работающие в баре] узнали, что граффити хотят убрать, совершенно случайно. Они были в баре и на картинке с камер видеонаблюдения увидели, что какой-то человек что-то пытается измерить у входа. Вышли, спросили, а он говорит: администрация дала распоряжение сделать всё здесь серым, надо, значит надо», - написала вчера вечером главный редактор ИА «Альтаир» Саша Масник, пост которой собрал более 80 возмущённых комментариев.
Кстати, стена соседнего здания действительно покрашена в этот самый серый. Раньше там были теги.
Сегодня днём в пресс-службе мэрии заявили, что граффити у входа в бар всё-таки не будут закрашивать. «Арендатору помещения дана возможность пройти все необходимые согласования», - прокомментировали в горадминистрации, подчеркнув, конечно, что формально чиновники правы - рисунок не был согласован с комитетом по градполитике.
Логику принятия решений о закрашивании рисунков в городе понять не очень просто. Гарантированно в Иркутске «живут» только максимально нейтральные и предельно консервативные граффити про деревянные дома, историю и патриотизм.
В материал внесена правка: ранее сообщалось, что рисунок у бара «Мёртвые кролики» был сделан в июне 2020 года.