Р!
09 ДЕКАБРЯ 2021
08 декабря 2021
07 декабря 2021
06 декабря 2021
Новости Иркутска

«Окраины Иркутска»: Далёкая станция Батарейная

Станция Батарейная — одна из самых удалённых частей Иркутска, окраина городской окраины — Ленинского округа. Станционный посёлок больше похож на отдельный населённый пункт, а о его связи с городом напоминают только имена бывших и нынешних депутатов думы Иркутска, которые можно встретить на разных участках Батарейной.

Всё пошло с армейских складов

Первые деревянные дома на месте нынешней станции появились в конце XIX века при строительстве Транссибирской магистрали. Железная дорога в те времена не могла обойтись без разъездов — раздельных пунктов для скрещения поездов на однопутных линиях. Один из таких разъездов на 5170-м километре Транссиба получил название Сибирский и дал начало будущему посёлку.

Более акцентированное развитие этой территории началось в годы Русско-японской войны. Иркутск стал одним из мест базирования воинских соединений, в городе стали появляться военные склады. Об одном из таких, расположенном относительно недалеко от нынешней Батарейной, мы писали в цикле «Исчезающий Иркутск». В 1907 году неподалёку от существующей станции остановилась на постой артиллерийская батарея, которая дала название и железнодорожному пункту, и посёлку рядом с ним. Собственно, посёлок и появился благодаря армейской части. К 1911 году там уже было построено восемь деревянных домов.

Батарейная стала одним из мест, где активно шли бои во время Гражданской войны. Летописец Иркутска Нит Романов писал 8 июля 1918 года: «Сегодня утрём чехословаками занята станция Батарейная (это 8 вёрст дальше Иннокентьевской). В Медведевой была слышна орудийная канонада и дрожали стёкла. […] Чехословаки от Батарейной отступили вёрст на 15 обратно 8-го [июля] в 4 часа дня». Через несколько дней, по сведениям Романова, на станции подорвали склады с боевыми снарядами, но кто это сделал — неизвестно.

Станция несколько раз переходила от большевиков к белым и обратно. В декабре 1919-го революционеры окончательно захватили Батарейную, а также находившиеся рядом Иннокентьевскую и Военный город. С 1920-х начинается расширение действующей военной части, Батарейную заселяют гражданские. С 1927 года начинается активное строительство, появляются новые улицы, места проведения досуга.

С годами Батарейная стала главной станцией для погрузки и разгрузки железнодорожных контейнеров в городе. Рядом с железной дорогой появлялись разные промышленные предприятия. В 1980-х открылся завод железобетонных изделий управления «Иркутскводстрой», на расположенных рядом промплощадках когда-то был свой хлебокомбинат (юрлицо прекратило существование в 2016-м), сейчас работает мебельный цех. Неподалёку находится сельскохозяйственное предприятие «Искра».

Главными поставщиками рабочих мест в Батарейной были и по-прежнему остаются военная инженерная база и воинская часть (как говорят местные, гражданских там едва ли не больше, чем людей в форме) и контейнерное отделение ВСЖД. Многие ездят работать «в город».

Пожалуй, единственной достопримечательностью Батарейной является военный склад артиллерийского и военного вооружения (109-й склад Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны). Военнослужащие в части (в основном — иркутяне и жители Приангарья) занимаются хранением, ремонтом и отправкой в войска ракетно-артиллерийского вооружения и стрелкового оружия.

На территории части есть музей, в котором находится вооружение времён Великой Отечественной войны, но без особого распоряжения туда попасть нельзя. Более современную технику — артиллерийские орудия, машины и тому подобное — можно увидеть, проезжая на электричке по Транссибу на запад после Батарейной.

В декабре 2013 года неподалёку от армейских складов произошла авиакатастрофа. Самолёт Ан-12 Иркутского авиазавода, выполнявший перелёт из Новосибирска в Иркутск, упал на складские помещения при заходе на посадку на аэродром Иркутск-II. Погибло девять человек — шесть членов экипажа и три авиатехника. Основной предполагаемой причиной катастрофы стал человеческий фактор. Расследование по делу не закончено до сих пор.

Самое спокойное место города

Добираться до Батарейной из центра города — то ещё приключение. В сторону станции из города идёт всего два автобусных маршрута — №33 (до центра посёлка в районе железной дороги) и №39 (до так называемого второго городка, который находится ближе к промышленной зоне). Если повезёт, и на Джамбула, Трактовой и Розы Люксембург не будет заторов, можно доехать в течение часа, если нет — дорога может растянуться и на 1,5-2 часа.

Маршруты обслуживаются только муниципальным транспортом, что одновременно и хорошо, и плохо. Плюс в том, что «бегают» только большие автобусы, никаких маршруток нет, транспорт довольно удобный. Минус — автобусов на маршрутах крайне мало, из-за этого возникают слишком большие интервалы отправления машин. К тому же, как правило, автобус оказывается напрочь забитым уже при отправлении.

С левого берега Иркутска до Батарейной проще всего добираться на электричке. От Каи, крайней восточной железнодорожной станции города, до Батарейной ходит шесть поездов, в обратную сторону — три (зато до Иркутска-Пассажирского — целых 11, то есть, в район Синюшки дальше можно добраться от вокзала).

По мнению жителей Батарейной, проблема с транспортом — главная. Станция катастрофически удалена от центра Иркутска (на 20 с лишним километров). Многие работают в других районах города, и если у человека нет своего личного автомобиля, то он обречён проводить большую часть своего свободного от работы времени в общественном транспорте.

Почти полтора часа, которые я добирался до Батарейной, того стоили. Посёлок показался очень спокойным и даже немного «семейным». Очень часто можно было видеть, как взрослые здоровались друг с другом на улицах. Это неудивительно, потому что многие там друг друга знают чуть ли не десятки лет.

На Батарейной доминирует деревянная одноэтажная застройка, но есть и несколько пятиэтажек. Большая часть из них находится на участке между улицами Центральной и Строителей — основными «магистралями». Панельные и кирпичные пятиэтажки появились в 1970—1980-е годы. Ещё несколько таких домов находятся во «Втором городке».

Часть Батарейной в пределах этих двух улиц — наиболее благоустроенная. Здесь много детских площадок, есть качественная площадка для игры в футбол и баскетбол, оборудован небольшой скверик. За ним зорко наблюдают из небольшого деревянного домика, где находится управляющая компания.

О связи Батарейной с Иркутском говорят имена бывших и нынешних депутатов городской думы. Например, остановку на Центральной поставил Григорий Резников, представлявший округ №6 в думе с 2014 по 2019 годы, а хоккейную коробку — Дмитрий Красноштанов (избрался в думу в 2019-м).

Посреди двора обнаружился развалившийся деревянный дом. Он сгорел в 2017 году, задолго до пожара был расселён.

На Батарейной есть небольшие школа и детсад, куда также ходят (вернее, ездят) дети из Вересовки и ПМС-45. Детский сад открыли в 2018 году, до этого он располагался в крохотном деревянном здании. На первых этажах пятиэтажных домов на Ангарской находятся амбулатория горбольницы №8 и библиотека.

Напротив библиотеки стоит старый восьмиквартирный деревянный дом. Это местная достопримечательность, дом в народе зовут «Титаником», потому что его постоянно топит. Он находится в низине, после дождей вся вода стекает к дому, вокруг образовывается озеро. Весной — утопает во время таяния снега. Дом был построен в 1934 году. Когда-то он принадлежал военной части, сейчас находится в муниципальной собственности.

Также на станции есть один минимаркет и несколько магазинов. Возле минимаркета обычно собирается молодёжь и ведёт разговоры о жизни.

Возле железной дороги уже начинается частный сектор. Чтобы добраться до него, нужно перейти через виадук. Батарейная — крупная техническая станция, там восемь путей, большинство из них заставлены грузовыми составами. Кроме как по виадуку железку не преодолеть.

Пока ждал электричку, разговорился с пожилой женщиной. Она рассказала, что приезжала в гости к своим сыновьям. Они живут в частных домах в районе железной дороги. Говорит, что за те 8 лет, что её дети живут здесь, район потихоньку меняется в лучшую сторону. По её словам, он очень тихий, жаловаться не на что.

Кроме перрона и виадука, на станции больше ничего нет. По железнодорожной терминологии Батарейной больше подходит обозначение «остановочный пункт», но исторически закрепился термин «станция». На перроне есть расписание с движением поездов на восток и запад.

Раз в 7-8 минут по Батарейной проходит гулкое объявление о прохождении поездами контрольных светофоров. Это предупреждение для железнодорожников, работающих на путях. То и дело доносятся переговоры путейцев. Я почти 20 лет прожил возле железной дороги в Черемхово, и там я даже не обращал внимания ни на шум поездов, ни на постоянный эфир. В Батарейной же одёргивался каждый раз после очередного объявления.

У меня в планах было прогуляться до берега Ангары возле Батарейной, но после того, как на дорогу мне выскочила свора собак, от этой идеи пришлось отказаться. Почему-то мы друг другу не понравились. Проблема бездомных собак, кажется, беспокоила только меня. Дети же играли с четвероногими, и тем это нравилось. Как мне рассказали местные жители, их также прикармливают сердобольные жители частных домов.

А ещё в частном секторе предсказуемо закончился асфальт.

Станция Батарейная — очень необычное место. Это место не похоже на район города, пусть и отдалённый. Кажется, будто станционный посёлок находится сам по себе. Это чувствуется даже в разговорах местных жителей — чаще всего они ездят не «в центр», а «в город».

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ