Ровно год назад депутаты думы Иркутска избрали мэром Руслана Болотова, бывшего председателя правительства региона, а ещё военного и строителя. Журналисты «ИрСити» написали четыре колонки о своих ожиданиях, надеждах, любви и разочаровании, через которые прошли за эти 12 месяцев.
Даниил Конин: Иркутск не изменился и не изменится
Ровно год назад Иркутску дали нового мэра. Причём «дали» — ключевое слово. А кто дал? А вот там (показываю пальцем вверх). Иркутянам просто сказали: «Вот вам, друзья хорошие, Руслан Николаевич Болотов, мэр, хозяйственник, управленец, etc. Живите с ним». И удалились, оставив нас наедине друг с другом.
В моей сознательной иркутской жизни был только один мэр — Дмитрий Бердников. В 2015 году я поступил в Иркутский госуниверситет и к сентябрю перебрался из Черемхово в областной центр. Бердников тогда уже почти полгода как возглавлял Иркутск.
Сравнить город при предыдущих главах не могу. До 2015-го я бывал в Иркутске не сказать что часто, в основном, когда ездил в кино, боулинг или на хоккей с мячом. Маршрут тогда строился примерно одинаково: вокзал — кинотеатр/торговый центр/стадион — вокзал.
Чаще всего до нужных мест я один или вместе с родителями добирался на трамваях. Они обычно были с деревянными лавками, а при движении громко звенели и трещали, как будто вот-вот развалятся. Пожалуй, это самое яркое впечатление от Иркутска до 2015-го, наряду с неоднократно мною виденным «бутиком», который когда-то давно располагался в каком-то покосившемся деревянном доме на Степана Разина. На него я обращал внимание каждый раз и неистово веселился.
При Бердникове я успел пожить в трёх районах города — в Свердловском и Октябрьском (привет, общежития ИГУ, я вспоминаю вас в страшных снах), а также в Правобережном, где обретаюсь по сей день. Везде проблемы одни и те же: зимой плохо убирают снег, весной и осенью местами можно утонуть в грязи, и только летом, пожалуй, можно просто выдохнуть и полюбоваться городом. Если настроение хорошее.
Изменилось ли что-то при Болотове? Как по мне — ничего, ни в лучшую, ни в худшую стороны. Город по-прежнему не приспособлен к нормальной жизни. Стоит пойти снегу — и дороги встают колом что осенью, что зимой, что весной. «Так было, так есть и так будет всегда». Видите, об этом даже слова в гимне России есть.
И без того безобразная ситуация с движением по дорогам, которая существовала раньше, прошлым летом усугубилась до невозможности, когда ремонтировали мост через Ушаковку в районе «Фортуны». Правда, вряд ли это можно вменять Болотову и администрации; такая же ситуация была и в 2018-м, когда начался ремонт возле остановки «Академической». Тогда тоже стояла большая часть города.
Такая вот особенность у дорог в Иркутске: даже точечный ремонт может спровоцировать коллапс по всему городу. Что говорить о каких-то глобальных переделках, которых всегда ждёшь с ужасом.
Иркутск на моей памяти был поганым всегда, когда я его видел. Мне кажется, он и будет таким, пока с неба не свалятся сотни миллиардов рублей, с помощью которых можно будет расселить ветхие деревянные дома и нормально отреставрировать всё, что имеет ценность (а что не имеет — снести к чёртовой бабушке).
Пока не удастся убрать позорную Шанхайку и уличную торговлю, а также навести порядок на Центральном рынке. То, что там происходит сейчас, просто больно видеть в 2021 году.
Пока не появится нормальный общественный транспорт. Я готов платить и 25 рублей за проезд, и даже 30 рублей, если из города наконец уберут маршрутки, а вместо них появятся нормальные, новые автобусы, а не какое-нибудь корейское гнильё, которое частенько можно видеть на самых популярных городских маршрутах.
Пока мэрия не перестанет рубить немногочисленные деревья в центре города, чтобы сделать очередной «сквер» из асфальта и бетона.
В конце концов, пока властям не удастся совладать с безумством строителей, которые не перестают втюхивать «свечки» на любом более или менее свободном клочке земли между двумя-тремя другими многоэтажками, нагружая и без того не справляющуюся инфраструктуру. Вряд ли кто-то из них думает о нагрузке на дороги или о том, в какие детсады, школы и поликлиники будут водить своих детей жильцы новостроек.
Я не видел, чтобы хоть одна из перечисленных проблем как-то решалась при Бердникове, нет этого и сейчас при Болотове. Хотя я не исключаю, что нелюбовь к Иркутску просто застилает мне глаза, и на самом деле всё совсем не так. Притом что и к Бердникову, и к Болотову как к людям я отношусь прекрасно, мне они очень нравятся, и я всегда желал им всего самого лучшего, доброго и светлого. Но ни у того, ни у другого не получилось вытянуть город на качественно новый уровень. И вряд ли получится.
Екатерина Трофимова: Идеальный мэр Иркутска
Мне кажется, что я неисправимая дура, потому что мне хочется жить в идеальном мире. С честными людьми, справедливостью и искренними политиками. Я хочу верить людям, особенно тем, на чьих плечах лежит ответственность за других людей.
Например, мэр города, первое лицо, градоначальник. Гордо звучит, правда? В моём идеальном мире, мэр выглядит так:
- активный человек, который не прячется за пресс-службой и чиновниками администрации, а открыто общается с людьми;
- с желанием разбираться и решать проблемы, которые есть в городе, в круглогодичном режиме, а не перед выборами;
- с пониманием, что за ним стоят жители города, простые люди, интересы которых нужно защищать.
Про Руслана Николаевича Болотова я, к сожалению, так сказать не могу. Для меня вообще оказалось сложным проанализировать работу мэра за прошедший год. Если абстрагироваться от того, что я журналист и по долгу службы слежу за деятельностью мэра, то как простому жителю Иркутска мне не за что похвалить Руслана Болотова, не за что поругать. Вроде и происходит что-то в городе, вроде и нет.
Я не знаю, что спрашивать с Болотова за год работы, потому что не помню его предвыборных обещаний. Может, потому что их не было? Ведь у нас нет прямых выборов мэра. То градоначальника выбирают из числа депутатов думы, то члены комиссии решают судьбу города. И те, и другие якобы прислушиваются к желаниям горожан. Но так ли это?
Я ничего не имею против Руслана Николаевича. Он мне симпатичен как обычный человек, а как мэр города - безразличен. Есть ощущение, что человек находится не на своём месте. Но ситуация сейчас такова, что мы не можем принимать активное участие в выборе мэра. Уйдёт Болотов, придёт другой - «ставленник высших властей». И, как говорится, от перестановки слагаемых…
Возглавит ли когда-нибудь Иркутск такой мэр, который будет хотя бы чуть-чуть стараться быть идеальным? Риторический вопрос.
Зоя Кузнецова: Отстаньте
Честно - не люблю писать про первый год любой власти. Потому что эти 12 месяцев - они про ревизию работы предыдущих чиновников, про то, что это не мы плохие, а наши предшественники, про стучать кулаком по столу, про смену команды и про попытки разобраться, что вообще тут происходит.
Год Болотова в кресле мэра Иркутска - ровно такой. Сначала был летний ремонт дорог, в который администрация врезалась, как «Титаник» в айсберг - внезапно, с брызгами льда по всей палубе и скрежетом корпуса. К счастью, выплыли. Да и были ли варианты.
Потом - формирование бюджета на 2021 год. Тут пришлось иметь дело с тем, что дали. Последствия пандемии, сокращение доходов, растущий долг и дефицит, вычерпанный на срочные мероприятия резервный фонд. Ещё депутаты думы, среди которых надо было ловко маневрировать, половине - угодить, с половиной - договориться. Не позавидуешь.
Параллельно - формирование новой команды. Тут тоже все сложно, потому что новеньких чиновников брать негде, а стареньких надо переделывать, а это силы, время и всех понять.
И такая дребень целый год. Никаких новых решений принять нельзя - нет пока места для манёвра, да и на проработку этих решений нужно время, чтобы иркутяне не закидали камнями.
А ситуация в городе такая - любое решение администрации воспринимается в штыки. Потому что за последние годы насмотрелись - на асфальт, который утекает по весне, на общественный транспорт, который ездит чудом, на необъяснимые решения, на закатанные в асфальт скверы и удивительное благоустройство. Хочется кричать - пожалуйста, ничего не трогайте, пускай хотя бы так работает.
Не могу найти причину, почему можно довериться Руслану Болотову, добру, которое хочет причинить новая администрация, и не кричать. Вообще не могу найти причину, почему можно довериться. Раньше был аргумент про прямые выборы, а сейчас… Получается, нужно доверять как минимум 35 депутатам думы Иркутска, как максимум ещё и губернатору Игорю Кобзеву - и это всё такая шаткая конструкция, что боже мой.
И тогда я думаю: может быть, надо просто отстать. Может быть, мы слишком много ждём сразу от нового мэра. Он не Гарри Поттер, у него нет волшебной палочки. А иногда и вовсе есть лапки. Просто отстать и терпеть друг друга, что ли. Ничего взаимно не хотеть. И стараться не уехать из города.
Ксения Власова: Полюбить удобного мэра
По всем ощущениям последние десять лет иркутяне заняты поисками своего мэра – умного, красивого, самодостаточного. Только чем пристальнее они его ищут, тем дальше их от этого процесса отставляют. Ну а что, сами виноваты.
Как-то раз непредсказуемые иркутяне выбрали мэром мало кому известного бизнесмена Виктора Кондрашова. Как тогда сказали эксперты, на протесте (через 10 лет, правда, оказалось, что протест в Приангарье – красиво срежиссированная сказка). За 4,5 года его правления два серых домика поссорились в дым.
По истечении срока сильные мира сего облегчённо выдохнули, заметив, что городу в общем-то ужасно повезло, но фортуна – дама капризная, поэтому лучше её не испытывать на прочность. И отменили в Иркутске выборы мэра. Точнее сначала действительно хотели отменить, но потом сделали их не такими вызывающе прямыми, как было, отодвинув избирателя в сторонку. Мол, иди, погуляй пока, когда понадобишься – позовём.
Город возглавил председатель думы Дмитрий Бердников. Немного байкер, немного супермен, немного сердцеед. Он смог поссориться, кажется, со всеми, с кем ссориться не стоило: с регионом, со строительными семьями, с «Единой Россией». Стало так политически тяжело и тесно в городе, что выборы мэра в Иркутске отменили во второй раз. Повисло немое недоумение, а воздух можно было рубить топором.
Казалось бы, неразрешимая проблема, но тут из Москвы прилетел вдруг волшебник в голубом вертолёте, перебрал чиновников, как смородинку, и поставил в Иркутске человека с внушительным послужным списком. И очень удобного. Для себя и своих политических друзей, среди которых – сплошь «взвешенные» люди.
Я помню свой первый короткий разговор с Русланом Болотовым. Три с половиной года назад. Тогда он ещё возглавлял правительство Иркутской области, и, что называется, кто бы знал. Честно, для женщины нет ничего прекраснее, чем ощущать себя в безопасности. Высокий и плечистый Руслан Николаевич, уверенно отвечая на вполне задиристый вопрос, легко и просто создал эту чудесную ауру. Такому человеку можно доверить не только трепетное сердце, но и управление целой армией.
Вот только город – это же не армия, здесь требуется тонкость и дипломатия. Особенно, если это административный центр, где ещё живут люди с горящими глазами и гражданской позицией. Особенно, если этих людей оставили в изумлённом молчании наблюдать в онлайне процесс избрания главы города, созданный, видимо, лишь для того, чтобы показать: горожане всего лишь «гуляй, вася, жуй опилки». В тот момент фраза «за нас всё решили» приобрела особую остроту, добралась до самой глубины души и порезала там всё к чертям. До сих пор вспоминать тяжело.
Конечно, мэр в этом не виноват.
Руслан Болотов, наверно, отличный управленец, раз не выпадает из обоймы. Но, кажется, он не привык быть самостоятельной боевой единицей, проще стать руками, которые выполняют падающие сверху приказы по совершенно конкретным вопросам.
Может, Иркутску как раз не хватает «крепкого мэра-хозяйственника», встроенного в вертикаль власти. Может, для административного центра это единственно рабочий вариант, лекарство от разноокрашенных проблем и бардака. Может, это пробная версия управления городом, которую «запустили» только лишь на время кризиса. Не знаю. Но иркутское нутро сопротивляется, потому что трудно принять такие правила игры. Даже женскому сердцу, которое так любит чувство защищённости.
Порой мне кажется, что мэр – вовсе не мэр, а прекрасная птица альбатрос, которого неведомым ветром занесло в наши края. Мы – не мы, а чайки, которые повредить его перья боятся, но зато без конца и края орут ему вслед. А альбатрос летит, раскинув крылья, и ему эти крикливые чайки – по боку. Есть только он и определённый, сверенный с кем надо, путь. И так целый год.
Чайкам не нужно бояться, потому что раны всё равно заживут. Чайкам нужно попробовать принять того, кого принесло ветром перемен. Обнять - за спокойствие и уверенность, за исполнительность и верность, за убедительность речи и смеющиеся глаза, в конце концов. Принять, обнять, простить и полюбить. Главное – периодически напоминать альбатросу, что нужно смотреть не только в небо, но и вниз, на землю, и что, кроме горизонта, есть вполне себе конкретный город с конкретными проблемами и людьми – терпеливыми, но гордыми, самостоятельными, но остро нуждающимися в заботе и внимании. Умный альбатрос это мимо себя не пропустит.