Р!
БЛОГИ

Целевая субсидия на вазелин

Правительство Иркутской области в осенних корректировках бюджета предусмотрело более 1 миллиарда рублей в качестве финансовой помощи муниципальным образованиям. Но муниципалитеты говорят, что этого категорически мало. Так мало, что практически нет. Заксобрание пытается как-то отрегулировать ситуацию, чтобы не случилось очередного слепого размазывания денег. Но, кажется, жалобы муниципалитетов и дефициты местных бюджетов – это показатель стабильности в регионе, которую никак не переломить, какая бы большая и красивая политическая сила не стояла бы у руля.

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 17 октября.

На выездном совещании совета заксобрания замминистра финансов Ольга Дуда поделилась довольно оптимистичными данными. По её словам, в первом квартале местные бюджеты ещё испытывали последствия коронавируса, но к осени ситуация постепенно выправилась — собственные доходы выросли в 41 муниципальном образовании из 42 (исключением стал Катангский район). В среднем, за 9 месяцев показатель увеличился на 17,8%, а в разрезе муниципалитетов рост по доходам варьировался от 2 до 55%.

По словам замминистра, этому поспособствовали решения, принятые в 2020 году — это передача платы за негативное воздействие на окружающую среду из областного в местные бюджеты (причём первоначально эта сумма оценивалась в 581 миллион рублей, но сейчас она уточнена до 1 миллиарда), а также части отчислений от упрощённой системы налогообложения. По данным минфина, после осенних корректировок областного бюджета муниципалитеты получат 700 миллионов рублей на сбалансированность и 347 миллионов на выравнивание городских и сельских поселений.

«Поправки, которые внесены в бюджет, не покрывают потребности местных бюджетов до конца года. Мы настаиваем на том, чтобы финансовая помощь была увеличена», — заявила исполнительный директор ассоциации муниципальных образований (АМО) Зоя Масловская. По её словам, только городским округам до конца 2021-го требуется 995 миллионов рублей, а поселениям — 1,5 миллиарда. Это расходы на зарплату, коммунальные платежи, восстановление акцизов из дорожных фондов. Плюс судебные издержки, ГСМ, расходы на обеспечение антитеррористической и пожарной безопасности в соцучреждениях. Профильный комитет заксобрания подтвердил, что бюджеты несбалансированны.

Если пристальнее смотреть на каждый муниципалитет, то ситуация покажется ещё мрачнее: денег не хватает вообще на всё, и суммы звучат куда большие.

Например, первый заммэра Иркутска Андрей Южаков, заявил, что по областному центру содержание дорог и озеленение территорий недофинансировано на 2,2 миллиарда рублей, обновление парка пассажирского транспорта – на 1,6 миллиарда, текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых муниципальными учреждениями, — на более чем 600 миллионов рублей. И это недофинансирование, по словам Южакова, приходится компенсировать за счёт увеличения дефицита бюджета — муниципалитет вынужден брать коммерческие кредиты и рисковать своей долговой устойчивостью.

Глава Алзамая Александр Лебедев вообще заявил, что работа муниципалитетов сегодня сводится к исполнению предписаний и судебных решений. «Получается, что законодатель сверху дал полномочия, а денег не дал, и мы живём в ракурсе: повезло – не повезло. Сейчас были выборы, и главы просто не пошли дальше на них, потому что не понимают, как работать-то?» — возмутился глава.

Мэр Саянска Олег Боровский процитировал рекомендации минфина: «Научитесь управлять своими финансами, тогда у вас всё будет хорошо». «Губернатор четыре раза был в Саянске, у нас его поручений — на нескольких листах. Вчера разговаривал с [Максимом] Лобановым, министром транспорта: «Олег Валерьевич, а минфин сказал секвестировать все дороги, боюсь, вы не войдёте в ремонт дорог». Минфин отвечает: у нас губернатор очень много ездит по области, даёт столько поручений, что у нас три бюджета не хватит, чтобы все эти поручения выполнить, забудьте, денег нет», — поделился мэр.

В следующем году региональное правительство готовит муниципалитетам ещё одну задачку – районам передадут полномочия по распределению дотации на выравнивание поселений. Деньги выделит область, а решение примут районные думы. Муниципалитеты отнеслись к этому с тревогой, так как не поняли, какой предусмотрен механизм и возможны ли в течение года корректировки субвенции из регионального бюджета.

Тревогу муниципалитетов разделил спикер ЗС Александр Ведерников, который предложил правительству «сесть в регулярный рабочий процесс по совершенствованию межбюджетных отношений», чтобы посмотреть в разрезе каждого муниципального образования реальные суммы недофинансирования и определить перспективы и пути «оздоровления». Об этом парламент говорит с начала своего созыва, то есть три года.

«Если два уровня бюджета представить, я извиняюсь за образность, в виде страуса — то у страуса есть то, что он опускает и зарывает в песок, а есть то, что торчит на свежем воздухе. Получается, что областной бюджет будет комфортно себя чувствовать в песочке, а мэр района — торчать вверх. Тогда уж надо целевую, окрашенную субсидию на вазелин, что ли. Потому что когда мы передаём деньги на выравнивание поселений в объёме, который их не выравнивает, то мы району ставим непосильную задачу», — объяснил спикер.

Но он также заметил, что и области не хватает достаточного объёма средств, чтобы закрывать все дыры, поэтому, по мнению Ведерникова, муниципалитетам нужно не просто заявлять о своих потребностях, но и наводить порядок в собственных доходах, работать с налогами, и стараться делать это планово, а не во время активного формирования бюджетов.

Александр Викторович, конечно, дипломат, который в конечном счёте предлагает варианты решения проблем и не стремится, что называется, накидывать на вентилятор.

Но мне вот очень хочется накидать, потому что я ни черта не смыслю в бюджетном процессе, и меня до глубины души поражает ситуация, когда областная власть вынуждена выбирать, какой пожар тушить сейчас, а какой — позже, какую дыру заткнуть пораньше, а какая – потерпит. Из года в год муниципалитеты говорят одно и то же: нет денег на зарплату, нет денег на коммуналку, нет денег на капремонты. Дайте денег, говорят муниципалитеты. Но денег нет нигде. Наверно, это системный сбой, который ни область, ни тем более мэр или глава решить никогда не смогут. Нужна голова побольше и повыше рангом. Иначе субсидия на вазелин потребуется вообще всем.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ