Если бы я был мэром города, и стояла задача пересадить на общественный транспорт не только пенсионеров, но и людей молодых, состоятельных, деловых, помимо закупки новых автобусов и я бы непременно оснастил каждый из них бесплатным WiFi. Потому что если что-то и способно унять автомобильную зависимость, так это жажда постоянно быть онлайн.
Цитирую Gazeta.ru: «Институт транспорта при Университете Мичигана опубликовал исследование, в котором пришел к выводу, что рост числа интернет-пользователей в конкретной стране находится в прямой зависимости от сокращения количества выданных прав». Авторы исследования обнаружили тенденцию практически во всех развитых странах, включая США, Канаду, Японию, Южную Корею, Норвегию, Великобританию, Германию, Швецию – молодежь готова променять личный автомобиль на Интернет.
Оговоримся, что для России подобная тенденция пока нехарактерна, однако, я уверен, это лишь вопрос времени. Просто наш мобильный Интернет отстает от уровня развитых стран лет на пять.
Частные автомобили убьют не экологи, а средства коммуникации. Давайте представим, что 3D-скайп появился в каждом мобильнике, электронная коммерция стала нормой, защита информации перешла на новый уровень, а службы доставки товаров работают без сбоев. Все специалисты, связанные с обработкой информации, могут спокойно работать из любой точки мира, а я говорю о целом списке профессий: юристы, журналисты, инженеры, дизайнеры, бухгалтеры, программисты, консультанты, управленцы.
«Съездить» в магазин или навестить родственников уже сейчас можно, не отходя от компьютера. Недавно я осознал, что последние десять покупок электроники совершил из дома без личного общения с продавцами, а еще, что пара моих близких друзей последние полгода появляются в моей квартире исключительно в виде образов на мониторе. Если же вычислить общую пропорцию общения с друзьями вживую или через средства коммуникации, получится что-то вроде 1:100.
Я не говорю, что в одно утро Интернет победит, и автомобили будут стоять вдоль дорог ненужным мусором. Процесс будет постепенным и по большому счету незаметным. Сначала люди будут меньше ездить, потому что Интернет позволяет решить часть задач, которые они планировали реализовать с помощью машины. Потом часть профессий перейдет полностью в онлайн, и люди будут стремиться так организовать свою жизнь так, чтобы не зависеть от личной машины. Для редких поездок выгоднее использовать такси или даже общественный транспорт, тем более, при сокращении автомобильного трафика автобусы получат больше свободы.
Развитие технологий, вероятно, позволит перебраться в онлайн даже тем профессиям, которые сейчас кажутся невозможными без постоянного перемещения. Давайте отпустим узду фантазии и представим фермера, который управляет теплицами, расположенными за 1000 км на юг от его дома. Теплицами, где за поливку отвечает автоматика, а сорняки дергают бытовые роботы.
Автомобиль как таковой не вымрет, но его частное использование будет сокращаться, и постепенно основной функцией станет транспортировка грузов и специалистов, которые физически не могут работать из дома. В основном это будут сотрудники служб экстренного реагирования: следователи, ремонтники, представители МЧС, врачи.
Плодящийся личный транспорт создает все больше проблем: экология, пробки, смертность в ДТП. И борьба с этими последствиями обходится миру дороже и дороже с каждым годом, поэтому рано или поздно замена реальных перемещений виртуальными станет эффективным решением проблем гиперавтомобилизации. Конечно, страны, зависимые от автопрома (например, Германия), скорее всего постараются воспрепятствовать этой тенденции, но их соседи, вроде Дании и Норвегии, уже сейчас взяли жесткий курс на отказ от автомобиля.
Если на то пошло, разве рационально тратить час-полтора (а для мегаполисов – 3-4 часа) в день на обычное перемещение по маршруту дом-работа-дом, если это время можно использовать для работы в Интернете, а в будущем вообще отказаться от паразитных движений?
Я понимаю, что пока наше сознание не готово к такой перспективе. Она кажется утопичной и даже зловещей, ведь интернет-общение имеет привкус искусственности, электронная коммерция ассоциируется с мошенничеством, а удаленные сотрудники приводят работодателей в ужас кажущейся неконтролируемостью. Но это издержки консервативного сознания людей XX века, которые привыкли решать важные вопросы путем перемещения своего туловища на место событий. А на дворе, напомню, век XXI.
Ответьте на простой вопрос: если бы вы стояли перед жестким выбором, от чего бы скорее отказались на ближайшие 20 лет – от личной машины или доступа к электронным средствам связи?