![Любите нечищеные дороги! Изучаем лайфхаки зимнего вождения от чемпионов Европы Раллийные дороги зимой почти всегда заснежены, а покрытие очень переменчиво | Источник: команда SRT](https://n1s1.hsmedia.ru/40/62/33/4062334d422fed6ee169ecdedc264523/656x438_1_fee306d62fe8782bb675a689f648e589@1280x853_0x1E8hStFm_3450596829427666693.jpg.webp)
Кто знает о зимнем вождении больше, чем раллийные пилоты, которые ездят по снежному покрытию без скоростных лимитов? Мы попросили чемпионов Европы по авторалли (U28), пилота Николая Грязина и его штурмана Ярослава Фёдорова, поделиться опытом зимнего вождения, по крайней мере, в той его части, что применима для обычных водителей и неубранных дорог. В путь!
Читайте покрытие, как книгу
Типичные зимние аварии почти всегда связаны с неумением водителя «прочитать» тип покрытия. Именно поэтому в каждый снегопад город встаёт в пробках.
— Простой совет: выехали утром на дорогу и, убедившись в безопасности, попробуйте несколько раз интенсивно затормозить, чтобы понять, насколько скользкая дорога и хорошо ли машина замедляется, — объясняет Ярослав Федоров. — Коля часто использует этот приём, когда после длинной прямой идёт интенсивное торможение перед крутым поворотом или ретардером на переменчивом покрытии.
![Челябинец Ярослав Фёдоров много лет работает раллийным штурманом, и прошлый сезон стал самым успешным в его карьере | Источник: команда SRT](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/c5/85/c3c5852f8a6394762988c8ddd4812cb8/656x438_1_2511025d7ba90959e2350d8e45b11c8d@1000x667_0x2Mckb2sO_7910236504464036060.jpg.webp)
Держите колёса прямее
Николай Грязин добавляет, что эффективнее всего разгоняться и тормозить на прямых колёсах без поворота руля.
Особенно коварен снос автомобиля, то есть боковое скольжение передней оси: водителю кажется, что машина поворачивает недостаточно, и он выкручивает руль посильнее, что лишь усугубляет ситуацию.
— Как бы ни было страшно, в случае сноса руль нужно распрямлять, — говорит Николай.
![Зимой полезно потренироваться на безопасной заснеженной площадке или даже пройти курсы контраварийной подготовки | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/99/d0/b299d05341ddecc23810ef98b0fdcb93/656x369_1_be8257c339de408c11379ce65ece6d26@1024x576_0x0HmCiywZ_3687303550079855491.jpg.webp)
В случае заноса на передне- и полноприводных автомобилях нельзя бросать газ.
— Тяга на ведущих колёсах стабилизирует автомобиль и делает его подконтрольным вам, — объясняет Ярослав. — Резко бросив газ и ударив по тормозам, вы, скорее всего, спровоцируете разворот автомобиля, что крайне опасно.
О том, что что делать в случае заноса, мы уже подробно разбирали на примерах из жизни.
— И ещё совет, который годится и для гонок, и для обычной езды: делать всё нужно быстро, но плавно, — объясняет Николай. — Резкость на скользких покрытиях не только снижает скорость, но и повышает риски сноса и заноса. В первую очередь важно сохранить баланс автомобиля, поэтому любой манёвр, даже экстренный, нужно делать настолько плавно, насколько позволяет ситуация.
![Пилот Николай Грязин в паре с Ярославом Фёдоровым стал первым россиянином, кому удалось выиграть сложнейшие зимние этапы чемпионатов Норвегии и Финляндии | Источник: команда SRT](https://n1s1.hsmedia.ru/24/6f/81/246f810544c6853b3b4b15643a78af4d/656x438_1_bdb55d22fbf3ad3a53a709f49e7ad8bc@1280x853_0xcOdAZlsq_5045279638413650547.jpg.webp)
В чужой колее
Ещё один атрибут зимних дорог — колея, попав в которую, можно испытать массу острых ощущений: машина не слушается руля, а сам руль норовит дать по пальцам.
— Общее правило: с колеёй не нужно бороться без необходимости, — считает Николай. — В гонках мы активно использует колею, которую набили перед нами другие участники. Цепляясь и упираясь в неё, можно ехать быстрее.
Впрочем, колеи опасны тем, что автомобиль из них периодически выбрасывает в неконтролируемой манере, причём зачастую такой исход провоцирует сам водитель, стремясь поскорее выбраться из колейного плена.
— При выезде из колеи делайте всё уверенно, но будьте готовы, что у автомобиля может развиться снос или занос, — добавляет Николай.
Кстати, эффект колеи зимой могут создать трамвайные рельсы при движении вдоль них.
Не пытайтесь удивить случайных зрителей
— Быстрой ездой вы меня не удивите, а спокойной порадуете — эту фразу я обычно говорю таксистам, — смеётся Ярослав Фёдоров.
Он советует забыть детские комплексы и выбирать скорость с учётом состояния дороги и возможностей автомобиля, а не личных амбиций. Быстрая езда зимой если и может кого-то удивить, то группу разбора ДТП.
— Для начинающих автоспортсменов есть такой принцип «Главное — финиш», — говорит Николай. — Не доехав до финиша, не наберёшь боевых километров и ценных очков. Чемпионат невозможно выиграть в первом повороте, но там его можно проиграть.
![Помимо скорости, в автоспорте важна безаварийность, а на дороге это качество и вовсе в приоритете | Источник: команда SRT](https://n1s1.hsmedia.ru/48/da/8c/48da8c166536dcb9ccdf98ced6304b90/656x438_1_38aa44268c8bdb8dbda42739c04f9507@1280x854_0xxLotN0O1_3482061099152725685.jpg.webp)
Электронные протезы
А насколько, с точки зрения гонщиков, важны электронные помощники — АБС, ESP, противобуксовочная система и прочие?
— Конечно, они облегчают жизнь и часто выручают, — говорит Ярослав. — Но важно не переоценивать их возможностей, потому что физику они не отменяют. Плюс каждое их срабатывание означает, что какие-то действия водителя были неправильными: он слишком резко нажал на тормоз, очень быстро заехал в поворот, чересчур резко выверну руль и так далее. Любое мерцание лампочки ESP нужно использовать как повод для анализа своих действий и совершенствования мастерства.
Подготовка автомобиля
На гражданском автомобиле важно контролировать уровни всех жидкостей, а перед морозами заменить те, что отработали срок или просто не подходят по сезону. Большая часть технических жидкостей в автомобиле всесезонная, но можно выбрать, например, более «морозоустойчивый» сорт моторного масла. В обозначении 5W30 первая цифра отражает низкотемпературные свойства, и чем она ниже, тем, как правило, легче запускается автомобиль.
— Не лишним будет посмотреть состояние тормозных колодок и, конечно, проверить аккумулятор, — советует Ярослав Фёдоров. — При желании можно поставить «зимние» щётки стеклоочистителя.
Кстати, в авторалли техническим жидкостям уделяют самое пристальное внимание: моторное масло меняют каждые 300 километров, тогда как у обычного автомобиля — раз в 7–15 тысяч километров.
![Зимой автогонщики используют узкую шипованную резину | Источник: команда SRT](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/f8/20/f8f820621c6590d5882436636ffc272c/656x438_1_e238954807a3022c3b541893207d2e12@1280x853_0x0reltGyA_6186384204666807689.jpg.webp)
И очень важны шины.
— На один этап чемпионата Европы нам положено 16 покрышек, выбор которых нередко определяет результат: ошибки такого рода обходятся очень дорого, — объясняет Николай Грязин. — Зимой мы используем специальные узкие шины с высотой рабочего шипа 4,5 миллиметра.
Что касается обычных дорог, то в холода резина должна быть зимней и в хорошем состоянии, а будет ли она шипованной или фрикционной — это, по большому счёту, дело вкуса.
— На зимние гонки мы всегда берём комплект «средств спасения», который полезен и в обычной машине, — рассказывает Ярослав. — Кроме буксировочного троса и минимального набора инструментов, с нами всегда есть лопата и пара тёплых курток на случай «убора». В гражданский автомобиль я бы положил ещё провода для «прикуривания» и щётку со скребком.
Главный совет
— Получайте удовольствие от езды зимой, — смеётся Ярослав. — Даже если дороги почищены неидеально.
![Снежных дорог не нужно бояться — по ним нужно уметь ездить | Источник: команда SRT](https://n1s1.hsmedia.ru/58/91/19/589119fe97e820413bf9e4a5076e4472/656x438_1_f9e947758c3b7dbbb0fb48cda12749a7@1280x853_0xKDHlWrmc_7671832254474417226.jpg.webp)
Чтиво-«незамерзайка»: что ещё нужно знать автомобилисту зимой
Мы уже писали о том, как правильно выбрать незамерзайку. В нелегальной продукции есть метиловый спирт, который требует аккуратного обращения.
А вот пять советов новичкам, как запускать мотор зимой.
Зимой нужно уделить внимание аккумулятору: вот как обнаружить проблему с батареей и решить её.
Читайте также о том, нужно ли греть машину в морозы.
Нашими экспертами в этом материале выступили челябинец Ярослав Фёдоров и москвич Николай Грязин, которые в составе экипажа выиграли юниорский зачёт чемпионата Европы по авторалли на SKODA Fabia R5. В следующем году они переходят в высшую категорию ралли — мировой чемпионат WRC.
Артём Краснов