СКБ-банк завершил аттракцион неслыханной щедрости – в течение полугода банк скупал монеты номиналом один, два и пять рублей 2003 года выпуска, отчеканенные на Санкт-Петербургском монетном дворе, по пять тысяч рублей за штуку. Раскрыта и главная интрига – как банк распорядится накопленной «мелочью».
Необходимо отметить, что эти монеты хотя и находятся в свободном обращении и принимаются в расчетах по номинальной стоимости, действительно являются нумизматической ценностью. Особую печать Санкт-Петербургского монетного двора под левой лапой двуглавого орла, изображенного на аверсе монеты, имеют лишь 15 тысяч монет. И увлеченные коллекционеры предлагают за редкие монеты еще более высокую цену – 6-18 тысяч рублей. Но акция банка изначально не имела целью получить спекулятивную прибыль за счет скупки и дальнейшей перепродажи редких монет. Впрочем, истинная цель до последнего момента держалась в секрете. И на днях, объявляя об окончании акции, которая продлилась полгода, председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов сообщил, что собранные монеты не останутся в хранилищах банка, а вновь будут выпущены в обращение через кассы отделений банка в разных регионах.
Именно Владимир Пухов стал идеологом необычной акции. «Около года назад я узнал о теории энергии денег, и меня заинтересовали две простые и понятные позиции: для того, чтобы получить энергию денег, нужно проявить щедрость и поделиться позитивной энергией с другими, – рассказывает Владимир Пухов. – Проявляя щедрость, мы объявили о скупке монет 2003 года выпуска Санкт-Петербургского монетного двора по стоимости, во много раз превышающей номинал. Это была своего рода золотая середина: скупка слишком редких монет была бы профанацией, монет общего хождения – чрезмерной тратой».
По словам Владимира Пухова, об успехе акции можно было бы говорить, если бы жители российских городов принесли в отделения банка тысячу редких монет. Но сверх ожиданий банк приобрел у населения 1593 монеты, выплатив счастливым обладателям 7 млн 965 тыс. рублей. Редкие монеты отыскали в кошельках и копилках жители полутора сотен российских городов, но особенно большое число монет приняли отделения банка в Москве, Рязани, Ярославле, Краснодаре и Самаре, где банк, к слову, далеко не так известен, как в родном Уральском регионе. «Интересных историй было много: в Белгороде «счастливой монетой» в парикмахерской расплатился клиент, а в Омске редкую монету обнаружил в дневной выручке водитель маршрутного такси, – рассказывает Владимир Пухов. – Был и забавный момент: пятирублевую монету с печатью Санкт-Петербургского двора принесла кассир банка-конкурента».
Все собранные монеты будут вновь выпущены в свободное обращение через кассы отделений банка в разных городах – от Иркутска до Калининграда. Кроме того, во всех городах присутствия СКБ-банка у входа в офис появятся скульптуры в форме электрической розетки. «Мы вспомнили о народной традиции тереть на счастье статуи и памятники, – говорит Владимир Пухов. – Приложив руку к денежной «розетке», человек зарядится энергией денег».
Стоит отметить, что распространять принцип чрезмерной щедрости на прочие продукты и услуги в СКБ-банке не планируют. «Это была разовая акция, эксперимент, который был профинансирован из собственных средств банка. Однако экспериментировать с деньгами вкладчиков мы не имеем права», – говорит Владимир Пухов, отмечая, что банк уже проявлял изобилие и в других сферах – например в благотворительности, в социальных проектах, в спонсорстве культурных учреждений.
«Конечно, мы относимся к акции с хорошей долей юмора, – говорит Владимир Пухов. – В это можно верить, а можно не верить. Однако факт остается фактом: деньги обладают большой энергией. Люди, которые постоянно работают в непосредственном контакте с наличными, например инкассаторы и кассиры, могут это подтвердить. Недаром в народе существует столько примет и традиций, связанных с деньгами. Студент кладет под пятку монетку для успешной сдачи экзамена, путешественник бросает пятачок в воду, чтобы вернуться в понравившееся место, девушки верят, что денег будет больше, если хранить их в красном кошельке. Даже банкиры предпочитают следовать народной традиции и не передавать купюры из рук в руки вечером».
Как отмечает Владимир Пухов, в маркетинговой стратегии СКБ-банк давно не придерживается жестких канонов о том, как должен вести себя «серьезный» банк. И маркетологи считают: это правильный ход.
«Исторически сложилось, что клиентская база – это работники заводов и совхозов, которые банк обслуживал в рамках зарплатных проектов, – говорит директор агентства маркетинговых решений «МАКГрупп» Юлия Кульчицкая. – Это люди с невысокими доходами, и говорить с ними нужно на их языке».
В 2006 году СКБ-банк запустил провокационную рекламную кампанию «Круговорот капусты», в которой обыгрывалась ассоциация «деньги – капуста», и даже зарегистрировал изображение савойской капусты в качестве товарного знака применительно к рекламе финансовых услуг. Годом позже изображения овощей на билбордах сменились рисованными бабушками (в продолжение ассоциативного ряда «деньги – капуста – бабки»). «Бешеные бабки» рекламировали вклады, «быстрые бабки» – потребительские кредиты, «оборотистые бабки» – кредиты малому бизнесу. В разгар финансового кризиса СКБ-банк запустил эпатажную кампанию с лозунгом «Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!». Как заверяют в банке, слоган Владимир Пухов сочинил сам. И за последний квартал 2008 года, когда российские банки испытывали жесточайший кризис ликвидности и боролись с оттоком средств со вкладов, банк привлек 2,7 млрд рублей населения. Правда, управление Федеральной службы по Свердловской области привлекло банк к ответственности за использование жаргона в рекламе и наложило штраф в размере 40 тысяч рублей. Но это только повысило цитируемость рекламной кампании банка на федеральных каналах, в прессе и Интернете. «Рекламная кампания банка полностью учитывала специфику целевой аудитории, которая любит крепкое словцо и хорошую шутку», – говорит Юлия Кульчицкая.
Следующая рекламная кампания банка, лицом которой стал известный актер Сергей Гармаш, получила еще более широкую огласку – на билбордах и в роликах актер был изображен в образе работяги в майке-«алкоголичке». Как утверждал Сергей Гармаш, эти фотографии банк использовал без его согласия, и подал в суд. Проиграв процесс, актер заявил, что намерен идти до конца, но примирение возможно, если Пухов сам сфотографируется для рекламы в майке. И председатель правления банка не побоялся появиться в майке-«алкоголичке» на билбордах со слоганом «Первый национальный банк с чувством юмора».
«Судебная тяжба с Гармашом – одна из наиболее удачных PR-акций банка, – считает Юлия Кульчицкая. – Мало того что она получила широкое освещение в прессе, так еще и после того, как председатель правления банка снялся для рекламы в майке, в образе сурового уральского мужика с баяном в руках, его репутационный рейтинг вырос просто скачкообразно. При этом на раскрутку акции банк не потратил бешеных денег».
По мнению эксперта, банковская реклама на грани фола сильно выделяется на фоне традиционных изображений бизнесменов в деловых костюмах, удовлетворенно пожимающих друг другу руки, однако использовать нестандартные подходы в продвижении финансовых услуг нужно с большой осторожностью. «На рекламных плакатах одного из банков, чтобы подчеркнуть высокие ставки по вкладам, громко заявляется: «Мы сошли с ума!» Но то, что было бы уместно в рекламе магазина модной одежды, в сообщении банка просто не работает: эпатаж не вызывает доверия», – говорит Юлия Кульчицкая.