Заместитель начальника первого отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Иркутской области Евгений Карчевский рассказал в интервью изданию «Комсомольская правда» о работе следователя при раскрытии наиболее резонансных преступлений. В частности, он поделился сведениями о том, как происходили поиски известных маньяков в Приангарье. Запись беседы опубликована на странице «Комсомольской правды» во «ВКонтакте».
В разговоре с журналистом Карчевский упомянул Михаила Попкова из Ангарска, Павла Шувалова из Тулуна и банду «молоточников» из Академгородка.
— С «молоточниками» была нестандартная история. Двое молодых людей создали экстремистское сообщество, чтобы самореализоваться. У них масштабы и мысли были огромные, со временем они планировали переехать на Запад. У них была позиция, что жизни достойны только они вдвоем, что остальные им мешают. Они проявили огромную жестокость — киянкой наносили удары, жертвами были ребенок, ученые и простые жители, — отметил следователь.
Зимой 2011 года в Академгородке произошло несколько нападений и убийств, орудием преступления были молотки. В апреле 2011 года были задержаны двое подозреваемых: 18-летние Артем Ануфриев и Никита Лыткин. Задержанные сознались в совершении 5 убийств и ряда нападений и рассказали, что идею убивать людей молотком нашли в интернете.
Рассказывая о расследовании дела ангарского маньяка Михаила Попкова, который совершил более 80 убийств, следователь отметил, что в одном из эпизодов преступник продемонстрировал шокирующую циничность: он убивал одну жертву на глазах второй.
— В ходе неформального общения Михаил Викторович рассказывал все это без какого-либо зазрения совести. Даже говорил: «Хотите, я выберу суд присяжных? Посмотрим, что будет дальше?» — вспоминал Карчевский.
Попкову выносили приговоры четыре раза, последний — в ноябре 2023 года. Следствию удалось доказать причастность бывшего милиционера из Ангарска к 89 эпизодам преступлений, на его счету 86 убийств (трем людям удалось выжить). При этом следователи считают, что этим дело может не ограничиться. Сейчас ангарский маньяк отбывает пожизненное наказание. Более подробно о его похождениях можно узнать в этом материале.
Одним из последних дел, над которым работал Карчевский в Иркутской области, было дело тулунского насильника и серийного убийцы Павла Шувалова. В нем было порядка 20 эпизодов.
— Многие годы преступление оставалось нераскрытым, потому что жертвы не видели лица, они не могли описать его. Было буквально две зацепки: мужчина был грузный и от него пахло ГСМ (соляркой или маслом). По этим двум признакам мы искали человека, и, слава богу, все получилось, — отметил специалист.
Шувалова задержали в 2019 году по подозрению в серии изнасилований, которые происходили в Тулуне в период с 1991 по 2019 годы. Сам Шувалов признался в 11 эпизодах, еще 13 нашли оперативники. Они, кстати, полагают, что число жертв гораздо больше и может составлять около 70, но не все женщины написали заявление в полицию. После случившегося в 2019 году наводнения часть документов и материалов была утеряна, поэтому обвинение Шувалову смогли предъявить только по двум изнасилованиям и двум убийствам. В 2021 году Иркутский областной суд приговорил Шувалова к 24 годам колонии строгого режима. В декабре 2023-го СМИ сообщали, что маньяк погиб в зоне СВО.
По его словам, всех этих преступников объединяло то, что они верили в свою безнаказанность.
— Тот же Попков всегда подчеркивал в рамках допросов: «Я каждый Новый год смотрел на часы и говорил сам себе: «Вот год прошел, меня так и не поймали. Живем дальше, работаем дальше», — отметил Карчевский.
Следователь считает, что современные преступники стали более осторожными, но при этом и более жестокими. Он связал это с развитием криминалистики, улучшением методов раскрытия преступлений. При этом мотивы, как правило, у преступников остаются прежними. Если речь идет о сексуальных маньяках — это получение «специфического удовольствия».
— Человек не становится таким. Он рождается и воспитывается с этими отклонениями, негатив накапливается, и рано или поздно это «выстреливает», человек начинает превращаться в то, что мы видим и с чем работаем. Он может быть даже визуально весь идеальный, но какие-то повадки подсказывают, что к нему нужно присмотреться. Все отклонения можно увидеть на стадии воспитания. Например, излишнюю тягу к жестокости, какие-то другие настораживающие вещи. Психолог все это может увидеть, — отметил Карчевский.
Он также добавил, что следователям приходится по крупицам составлять портреты преступников исходя из каких-то следов, оставленных на месте происшествия, показаний очевидцев, потерпевших. Когда человека удается задержать, как правило, составленный психологический портрет на 99% совпадает с психотипом преступника.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.